Локализация при публичных закупках продукции машиностроения создает и развивает новые индустрии. За последний год в Украине начало стремительно расти производство навесного оборудования для коммунальной и спецтехники. Это ковши, вилы, захваты, щетки для уборки территории и прочее.
Напомню, локализация применяется при публичных закупках городского транспорта, коммунальной техники, железнодорожного транспорта и продукции энергетического машиностроения. Сейчас законодательство требует, чтобы украинской составляющей было не менее 15%. Со следующего года этот показатель увеличится до 20%.
Чтобы выполнить это требование законодательства, компании-импортеры коммунальной техники вынуждены искать производство определенных агрегатов и оборудования в Украине. И навесное оборудование — самое очевидное решение, ведь его производителей в нашей стране достаточно.
Один из лидеров этой отрасли, предприятие «А.ТОМ» на Житомирщине, признается, что давно не сталкивался с таким ростом спроса, как сейчас. Навесное оборудование, выпускаемое здесь, из обычного погрузчика может сделать экскаватор, разбрызгиватель, уборщик снега, корчеватель, подрезатель деревьев и даже кран. Фактически двух работников и такого погрузчика достаточно, чтобы закрыть все потребности небольшой ОТГ в коммунальной технике.
В Броварах тем временем активно наращивает производство навесного оборудования предприятие ТДС. Начинало оно как импортер запчастей и готовых машин. Собственно, аббревиатура ТДС означает «торговый дом спецтехники». Но сейчас это уже мощный производитель, адаптирующий свое навесное оборудование под импортную технику всех ведущих марок. А еще выпускает собственные погрузчики, которые значительно дешевле, но по качеству не уступают мировым лидерам.
Локализацию коммунальных машин в Украине осуществила и датская компания Egholm. Это семейный бизнес на западе Дании, который смог занять ведущие позиции на рынке Европы. Для партнерства в Украине он нашел также семейный бизнес на Львовщине, организовав здесь производство узлов для техники, что обеспечивает локализацию на уровне 25%. Выпуск навесного оборудования совместно с компанией БКТ — следующий шаг этого украино-датского партнерства.
И это только три примера. На недавней выставке «Коммунтех-2023» не было фактически ни одной компании в сегменте коммунальной техники, чья продукция не имела бы локализации. Участники демонстрировали, как благодаря локализации увеличивают долю украинских компонентов — от элементов конструкции до навесного оборудования. Не все они в восторге от этого, потому что импортировать легче, чем производить. Но требование закона нацелило деловую активность предпринимателей в приоритетное для государства направление — в производство.
В целом до вторжения россиян в Украине было около четырех тысяч активных предприятий, чья продукция в виде готовой техники или комплектующих к ней получала дополнительный импульс от локализации.
Руководителям громад, государственных компаний и органов власти следует понимать, что, размещая заказ на продукцию машиностроения в Украине, они поддерживают такие бизнесы. Без законодательства о локализации их в условиях войны уже просто не существовало бы.
Но покупать украинское стоит не только потому, что это проявление патриотизма. Это еще и очевидная выгода для громады в виде лучшего сервиса, приближенности складов с запчастями и наличия специалистов для обслуживания.
Хоть и очень медленно, шаг за шагом, но уверенно локализация в Украине начинает менять сознание государственных закупщиков, а главное — создает и развивает новые индустрии с рабочими местами и достойными зарплатами для украинцев.