От быта до космоса — со всех сторон мы окружены техникой. При этом важно, чтобы нигде ничего не разрушалось, не падало и не взрывалось. А главное — не калечило и не убивало. Поэтому кто-то должен за техникой следить, гарантируя ее безаварийную работу.
В каждой стране этот вопрос решали по-своему, но, как правило, по схожим схемам: после тщательной экспертизы отдельная структура из видных специалистов не только давала «добро» на использование определенных машин и механизмов, но и брала на себя ответственность за их безопасное функционирование.
Инициаторами создания подобных экспертных организаций были, кстати, сами промышленники. В Германии, например, такие независимые союзы технического надзора возникли еще более ста лет назад по решению производителей и эксплуатационников паровых машин. Со временем региональные инспекторские организации превратились в международные корпоративные группы, стали постоянными партнерами предприятий, которым предоставлялись экспертные услуги. Все были удовлетворены таким сотрудничеством — предприниматели, потребители, а также государство, наконец-то делегировавшее экспертным компаниям техконтроль потенциально опасных объектов.
В целом во всех развитых странах мира созданы эффективные структуры технического контроля за состоянием промышленной безопасности и охраны труда.
Украина вошла в независимость без своей системы технической экспертизы. Ее пришлось формировать почти с чистого листа — в непростых условиях экономических преобразований, когда практически была утрачена система ведомственного контроля и контроля проектных организаций министерств и ведомств за объектами повышенной опасности. К тому же основные фонды промышленного сектора были крайне устаревшие и изношенные. В страну сплошным потоком шло импортное оборудование, уже бывшее в эксплуатации и отчасти даже не подлежавшее ремонту, а новые владельцы предприятий далеко не всегда были способны наладить работу даже на новом потенциально опасном оборудовании. Кто-то еще должен был учить специалистов, чтобы страна не захлебнулась в промышленных авариях и производственном травматизме.
Эту довольно нелегкую, но очень важную для общества задачу взял на себя Государственный комитет Украины по горному надзору, промышленной безопасности и охране труда. Во-первых, здесь были нужные специалисты, во-вторых, украинское законодательство определило всеохватывающий технический контроль за состоянием производства как один из основных принципов государственной политики в сфере охраны труда.
— Изучив опыт экономически развитых стран, решили создать специализированные экспертно-технические центры, которые занимались бы техническим контролем за состоянием производственных объектов, диагностикой и страховкой техники и технологий, — рассказывает председатель Госгорпромнадзора Украины Сергей Сторчак, под руководством которого происходило становление в стране новой системы. — ЭТЦ взяли на себя ряд работ, которые раньше выполнял инспекторский состав нашего комитета: техническое обследование предприятий, экспертизу проектов, обучение по охране труда. Одновременно стремились достичь и высокого уровня технической экспертизы, и ответственности за нее. Выдавая экспертное заключение, гарантирующее, например, трехлетнюю безопасную эксплуатацию объекта, государство должно было быть уверенным, что в течение этого времени будет существовать и организация, вместе с владельцем гарантирующая безаварийную работу.
Мы попытались не скопировать, а адаптировать мировой опыт к отечественным реалиям, чтобы эффективно выполнять требования директив ЕС и конвенций Международной организации труда. Ведь объективная и всесторонняя экспертиза определяет дееспособность промышленного оборудования и возможность предприятия обеспечить безопасные условия труда своим работникам, а также гарантировать безопасность тем, кто может попасть в зону вероятной аварии. Сейчас последствия промышленных трагедий не ограничиваются самим производством. Поэтому промышленная безопасность вышла на уровень национальной безопасности.
Конечно же, экспертно-технические услуги может предоставлять только специалист высокого класса. Поэтому кадровый состав ЭТЦ формировался из специалистов, у которых был значительный опыт работы в этой сфере и достаточная квалификация. Случайные люди сюда не попадали.
Сегодня государственные экспертно-технические центры — это 28 предприятий во всех регионах страны с соответствующей материально-технической базой и опытными специалистами, выполняющие более двух десятков основных видов экспертной деятельности. ЭТЦ сертифицируют свою работу на соответствие менеджмента и организации выполнения работ европейским требованиям, гарантирующим стабильность и постоянное повышение уровня качества их услуг.
Три специализированных центра действуют с учетом регионального промышленного производства. Так, Карпатский центр ориентирован на экспертизу объектов и технологий в нефтегазодобыче. Эксперты Днепропетровска сертифицируют и контролируют качество строительства объектов нефтегазового комплекса, включая трубопроводы. Специализированная лаборатория Криворожского ЭТЦ измеряет уровень сейсмического влияния на окружающую среду технологических взрывов предприятиями горнодобывающей промышленности.
Сотрудники ЭТЦ проверяют состояние машин и механизмов, соответствие проектов промышленных объектов повышенной опасности критериям безопасности производства, соблюдение на предприятиях технологических процессов, эффективность системы управления охраной труда, обучают инженерный персонал, наконец — распознают и просчитывают вероятные производственные риски. Благодаря их специалистам, тысячи предприятий получили возможность не только держать под контролем производственный процесс, но и оптимизировать производство, улучшить экономические показатели, качество и конкурентоспособность своей продукции и услуг.
Кроме этого, вместе с ведущими научными учреждениями страны ЭТЦ проводят научные исследования в различных отраслях промышленности. В частности, ученые Донецкого экспертно-технического центра принимали непосредственное участие в разработке стратегии развития отечественного топливно-энергетического комплекса, работали над усовершенствованием технического аудита по вопросам безопасности и охраны труда на угольных предприятиях.
Значительную консультативную, нормативно-правовую помощь в становлении отечественной системы экспертно-технического сопровождения работы промышленных предприятий, распространении прогрессивного опыта оказали Межрегиональная ассоциация «Укрвзрывпром» и Ассоциация независимых экспертов Украины «Укрэксперт», среди программных задач которых — обеспечение научно-технической поддержки государственного надзора за промышленной безопасностью и охраной труда. Благодаря этим организациям, ЭТЦ получили необходимые нормативные документы, методики, правила и стандарты проведения экспертиз. Разработанные специалистами «Укрвзрывпрома» Закон «О поведении со взрывчатыми материалами промышленного значения» и такие подзаконные акты, как «Порядок утверждения проектно-технической документации на ведение взрывных работ», постоянно используются в работе экспертно-технических центров.
Для повышения качества экспертных обследований Госгорпромнадзор разработал Порядок проведения осмотров, испытаний и технической диагностики машин, механизмов и оборудования повышенной опасности. Утвержденный постановлением Кабинета министров, этот документ усовершенствовал систему технической экспертизы с учетом мировых требований, определил механизм учета данных о техническом состоянии оборудования. Сегодня такая база данных включает информацию о более чем 96 тыс. единиц самого разнообразного оборудования, что позволяет осуществлять надзор за изменениями его состояния и своевременно принимать необходимые технические решения.
— Безусловно, систему можно и нужно усовершенствовать, — говорит Сергей Сторчак. — Необходимо на законодательном уровне четко определить круг уполномоченных организаций, которые не только получат от государства право на проведение осмотров, испытаний и экспертиз, но и будут оказывать качественную техническую поддержку государственному надзору в сфере промышленной безопасности. Поскольку сейчас на рынке экспертных услуг работает немало предприятий, в том числе и частных, которые не всегда, мягко говоря, объективно и непредвзято подходят к проводимым ими техэкспертизам. Поэтому с учетом европейских норм наш комитет разработал требования к экспертным организациям всех форм собственности, что позволит не допустить к этой деятельности недобросовестных и неквалифицированных исполнителей. Ведь от уровня технической экспертизы непосредственно зависит уровень безопасности наших предприятий и общества в целом.