«Черноморка»: о кадрах и металле

Поделиться
Полгода назад Черноморского судостроительного завода как такового в природе не существовало. В громадной холдинговой компании числилось аж 172 человека...

Полгода назад Черноморского судостроительного завода как такового в природе не существовало. В громадной холдинговой компании числилось аж 172 человека. По оценкам межведомственной комиссии по вопросам противодействия противоправному поглощению и захвату предприятий, на ЧСЗ вовсю действовала схема вывода имущества. Собственность предприятия растаскивалась по множеству мелких фирмочек с максимально запутанной структурой. Впоследствии часть их быстро доводилась до банкротства. В выводах комиссии данное действо характеризуется как «разворовывание имущества холдинга».

Этим выводам можно доверять, ведь в комиссию обратились как раз неудавшиеся инвесторы.

Проверки Фонда госимущества Украины тоже уныло констатировали несоблюдение прописанной в инвестобязательствах нормы о сохранении количества рабочих мест, а также полный завал планов по переработке металла.

Предприятие уверенно катилось к окончанию ликвидации. Единственный, кто процветал, так это юристы вокруг него. За время пребывания ЧСЗ в собственности российских бизнесменов братьев Чуркиных завод, когда-то строивший авианосцы и танкеры водоизмещением до 100 тыс. тонн, построил… один буксир на 600 тонн.

Наконец государству и городским властям удалось вмешаться в процесс уничтожения бывшего флагмана отрасли. Сейчас идет нелегкий процесс разгребания завалов и восстановления. Причем он вовсе не усеян розами.

К примеру, часть работников просто «повисли» в воздухе. Их перевели в штат фирм-однодневок, позже ликвидированных. Сейчас заводу приходится искать легитимную схему выплаты зарплаты за посторонних юридических лиц.

Очень сложная ситуация с уничтоженным ЗАО «Судостроительная верфь «Меридиан». По решению хозяйственного суда области, «Меридиан» вообще исключен из Единого государственного реестра предприятий и организаций. Долги по заработной плате и перед Пенсионным фондом Украины были списаны. То есть практически люди остались ни с чем.

Общая задолженность Черноморского судостроительного перед Пенсионным фондом — около 22 млн. грн. При этом в 2006 году предприятие вообще не уплатило ни копейки пенсионных взносов, а в 2007-м первый платеж прошел только в августе, после смены руководства.

Погасить все долги одномоментно не представляется возможным. Поэтому новый менеджмент завода провел переговоры с руководством ПФУ и составил взаимоприемлемый график погашения этой задолженности.

У верфи появились пусть пока и робкие, но перспективы. На базовом предприятии впервые за многие годы нет долгов по зарплате (на начало августа с.г. они составляли 1,8 млн. грн.). Численность рабочих выросла в десять раз.

По расчетам генерального директора ЧСЗ Ильи Горна, со следующего года объемы производственной программы ГАХК «Черноморский судостроительный завод» дойдут до 20 млн. долл. Это примерно втрое выше уровня 2006 года. Что, по мнению гендиректора, далеко не предел. На сегодняшний день есть предложения от заказчиков примерно на 250—300 млн. долл.

По словам Ильи Григорьевича, «это, конечно, не твердые заказы, и не везде мы согласны с ценой или сроками, не все мы способны выполнить, но такой портфель заказов теоретически существует. Сейчас мы выбираем то, что нам подходит больше, и то, что мы можем реально в этой ситуации сделать. Тем более что при Чуркиных бухгалтерия практически была разрушена, мы до сих пор не можем отследить, куда исчезла часть предоплат за заказы. Был контракт на четыре баржи, построена пока одна... Но при этом сроки сдачи сорваны еще до нашего прихода. Деньги с заказчика взяты с половинным авансом, это порядка 7—8 млн. долл. А денег на предприятии нет, они куда-то выведены с завода. Со всем этим разбираемся».

Однако производство зашевелилось. Начинает реализовываться проект модернизации «стапеля 0» и «стапеля 1», есть планы по реконструкции цеха по обработке металла. Как ожидается, в следующем году основная часть (70—80%) доходов будет поступать от судостроения. Объемы судоремонта не будут превышать 20—30 млн. грн. По большому счету, судоремонт противоречит всей технологии, применяемой на заводе, поэтому это — временная мера, призванная загрузить работников и заработать какие-то деньги. «Некоторые заказы, которые к нам перешли, мы возобновили и продолжаем. На мировом рынке сейчас высокий спрос на суда и дефицит мощностей по их производству. Мы должны это использовать», — считает Илья Горн.

Впервые за последние годы завод нормально подготовился к работе зимой. Отремонтированы крыши, заработали мини-котельные, проверены трансформаторные подстанции.

О недавней кризисной ситуации говорит хотя бы такой факт: как большой успех было воспринято… возобновление водоснабжения. Что дало возможность рабочим пользоваться душем. Без комментариев…

По расчетам руководства, для привлечения новых клиентов после «смены власти» на заводе понадобится примерно шесть месяцев. Поэтому уже в апреле-мае следующего года следует ожидать каких-то положительных результатов.

А в более отдаленной перспективе завод должен выйти на переработку 60 тыс. тонн металла в год (это заложено в условиях конкурса 2003 года, которые бывшие инвесторы не собирались выполнять).

Кстати, новое руководство закончило многолетнюю войну с находящимся на территории завода СП «Нибулон». По словам Ильи Горна, «никаких конфликтов у предприятий сегодня не существует. Но нам предстоит большая работа по установлению порядка взаимодействия, потому что «Нибулон» находился в состоянии войны с нашими предшественниками. Воевать за набережную, на которой расположено это предприятие, нет смысла. Она предназначалась для отстоя и ремонта авианосцев. В обозримом будущем заказов на такой ремонт не предвидится. Мы хотим выйти из сложившейся ситуации, наладить сотрудничество и иметь полноценные партнерские отношения. Нам нужно работать...»

Наиболее актуальна сегодня для ЧСЗ проблема кадров. Годы развала производства тяжело ударили именно по ним. Многие ушли, кто-то вообще уехал из страны — сотни заводчан трудятся на верфях Польши, России и даже Китая. Чтобы возвращать людей, нужна достойная зарплата.

За последние месяцы на заводе она выросла с 1050 до 1500 гривен, с ноября работникам восстановили выплату аванса. Но это все равно меньше, чем на том же «Дамен Шипярдс Океан». Так что конкурировать за кадры непросто, их дефицит по-прежнему острый. Для выполнения программы производства на 2008 од необходимо набрать 800 человек.

С целью решения кадровой проблемы, по инициативе нового руководства после пятилетнего перерыва с сентября при заводе открыт учебный комбинат обучения корабелов. Имеющий более чем 40-летний опыт обучения комбинат готовит специалистов 19 рабочих специальностей. Сейчас там учатся 124 человека. Но уже в следующем году набор возрастет: планируется выпустить не менее 250 сварщиков и 200 сборщиков. Подготовку осуществляют специалисты завода, а также преподаватели Национального университета кораблестроения и Николаевского политехнического университета.

Кроме того, в Николаеве остались два ПТУ, которые выпускают сварщиков и сборщиков корпусов судов. Их мощности тоже задействуют. Всего совместно с областным центром занятости в 2007—2008 годах планируется подготовить 620 специалистов основных производственных профессий.

Заодно на предприятии восстановили и медицинскую санитарную часть, распущенную несколько лет назад «за ненадобностью». Сейчас в ней работают уже 45 человек.

Закончена и бессмысленная война с городскими властями и губернатором. Напротив, налаживается взаимодействие. На последнем совещании руководитель Николаевской областной администрации Алексей Гаркуша отметил: «Мы должны не воевать, а, с одной стороны, огласить свои намерения, с другой — включиться не в противостояние, а в поддержку. Нельзя батогом бить ту лошадь, которая пытается вытянуть клубок проблем, потому что если долго бить, то она просто упадет. В данном случае у нас цель одна — чтобы предприятие заработало».

Со своей стороны завод понемногу начинает участвовать в городских программах. Так, в уходящем году им была профинансирована реконструкция детского городка «Сказка». Дали немного денег и на благоустройство городского скверика. Цифры очень скромные, но это случилось впервые за многие годы.

Сейчас на ЧСЗ главная цель — снова начать строить корабли. Понемногу она становится реальностью…

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме