Во всем мире проживает около 1,35 миллиарда англоязычных людей, из которых английский является родным лишь для 360 миллионов. То есть знание этого языка дает возможность коммуницировать почти с каждым шестым человеком на Земле. Кроме того, владение вторым языком упрощает путешествия, помогает лучше понимать другие культуры и найти работу.
Видя в этом очевидные преимущества, многие украинские родители приучают детей к иностранным языкам с детства: 37% из них уверены, что это изменит жизнь малышей к лучшему, а еще 55% — что положительно повлияет на будущее ребенка. Более того, с начала полномасштабного вторжения миллионам украинских детей пришлось оставить родные дома и податься за границу. Для них изучение иностранного языка — насущная необходимость, которая дает возможность учиться, общаться с одноклассниками, учителями и новыми друзьями.
Но как сделать обучение увлекательным и эффективным? Поскольку одну из самых важных ролей в успешном изучении незнакомого языка играет заинтересованность самого ребенка, нужно найти правильную мотивацию, которая будет стимулировать маленького ученика быстрее учиться.
Замените обучение «игрой». Не стоит стартовать с написания букв или глагола to be — для многих детей такая учеба будет скучной и непонятной. Вместо этого подходите к ним индивидуально и излагайте материал в игровой форме. Начните с того, что ребенку нравится делать на родном языке: например, если он любит животных, — учите их названия, раскрашивайте разными цветами и считайте количество зверей на картинках.
Такой подход создаст у ребенка стойкие ассоциации между изучением иностранного языка и удовольствием, что станет залогом успешного обучения.
Отдавайте преимущество интерактивным упражнениям. Дети обожают делать все самостоятельно, поэтому дайте им возможность нажимать на кнопки, раскладывать вещи по местам, нарезать ингредиенты на салат и т.п. Это разнообразит обучение и будет стимулировать заинтересованность в занятиях.
Меняйте упражнения. Чем больше разных заданий будет предложено ребенку для выполнения, тем сильнее он будет заинтригован в ожидании следующего занятия. Ведь дети больше всего любят сюрпризы и неожиданности. Вот несколько примеров интересных интерактивных упражнений, которые маленький ученик может выполнить сам или с минимальной помощью взрослого:
- Сенсорные игры (трогать, пересыпать, наливать, складывать и т.п.);
- Онлайн-игры (мышкой или пальчиком водить по экрану для достижения цели);
- Настольные игры (мемори, бинго, домино и т.п.);
- Игры с реальными предметами, максимально приближенными к жизни (складывать, развешивать, сортировать вещи, складывать продукты в корзину по списку в супермаркете и др.);
- Изделия своими руками (поделки из бумаги, пластилина, ножницами, красками).
Используйте мобильные приложения. Сейчас почти каждый школьник с пеленок знаком со смартфоном и планшетом. Поэтому обучение с помощью мобильного приложения станет логичным продолжением офлайн-занятий. Даже больше, это замечательный инструмент для изучения слов, повторения, развития внимания и других полезных навыков.
Выбирайте для изучения иностранных языков приложения, интересные детям. Основное преимущество обучения с помощью планшета или телефона — заинтересованность самого маленького ученика. Вместе с тем остерегайтесь программ для взрослых, которые могут показаться ребенку скучными и ослабят интерес к изучению языка.
Вместо этого выбирайте яркие и заманчивые приложения, например образовательные игры. Ведь игровой процесс захватывает ребенка, тренирует память, усидчивость, скорость реакции, дает возможность воспринимать образовательный материал как на слух, так и визуально.
«Важной составляющей частью игрового приложения для изучения иностранного языка является баланс сложности, — считает один из разработчиков образовательной игры Antura and the Letter Франческо Кавалари. — Игра не должна быть очень легкой и быстро надоедать из-за недостатка вызова, но вместе с тем — слишком сложной, чтобы не подавлять ребенка постоянными неудачами.
Соблюдение этого геймплейного баланса вместе с хорошим внутриигровым дизайном и интересной учебной составляющей частью — секрет интересного и полезного приложения для изучения языков».
В современном мире ребенок в любом случае проводит много времени за экраном девайса. Так пусть проводит его с пользой, изучая иностранный язык в игровой форме.
Используйте игры для лучшего усвоения материала. Игра — самая естественная среда для интеллектуального, физического и ментального развития ребенка. Кроме того, как образовательный инструмент игровой формат обучения чрезвычайно гибкий: с его помощью можно изучать цвета, цифры, транспорт, блюда и даже динозавров. Ведь маленькие ученики не замечают, как учатся, поэтому запоминание новых слов для них — естественный и простой процесс.
В целом, кроме очевидных преимуществ, изучение иностранных языков в детстве имеет еще некоторые неожиданные плюсы. Это, в частности:
- Лучшая концентрация и контроль поведения;
- Более простая социализация и лучшая коммуникация с ровесниками;
- Более быстрое усвоение новых понятий и концепций (не только языковых, но и из других сфер знаний);
- Улучшение кратко- и долгосрочной памяти;
- Лучшее выполнение заданий — как школьных, так и бытовых.
Заметим, что государство также стимулирует изучение иностранных языков и в перспективе может установить новые требования для чиновников и студентов. Например, еще в 2019 году коллегия МОН создала концепцию развития английского в университетах, при которой уровень В1 является обязательным условием для поступления, а В2 — для выпуска.
Также показательно заявление главы Национального агентства по вопросам государственной службы Наталии Алюшиной о том, что знание английского может стать требованием для занятия должности публичного служащего. Ведь, по ее словам, это — логичное продолжение решения о предоставлении украинцам безвиза, соглашения об Ассоциации и статуса кандидата на вступление в ЕС.
То есть те дети, которые сейчас учатся, в будущем могут столкнуться с потребностью знать иностранный язык. Не только ради лучших карьерных перспектив, но и из-за важной необходимости — для обучения и получения работы.