Попытка диагноза
- Через месяц Табачника переведут в МИД.
- Президент отправляет Табачника в ООН на место Зленко.
- Табачник будет назначен послом в Хельсинки.
- Максимум, что он получит - это пост ректора Института международных отношений.
- Табачник будет назначен министром информации.
Вот уже два года эти и другие предположения высказываются несерьезными и серьезными политиками в кулуарных беседах. После каждого из суждений следует утверждение: «На этот раз - точно». Табачнику отводят сроки, анализируют причины, казалось бы, неминуемой отставки, прогнозируют последствия. Полтора года назад в Токио перспективы пребывания главы администрации Президента на посту мы обсуждали с самим Дмитрием Владимировичем. Я сказала - год. Он назвал другой срок. Ошиблась я, ошибся он, ошиблись все. Сегодня - 11 октября 1996 года - Дмитрий Табачник по-прежнему пребывает на посту главы администрации.
После серии статей, разоблачающих аферы Табачника с квартирами (странно, что никаких более крупных претензий, взявшиеся за документальные разоблачения журналисты не предъявляют); после того, как некоторыми газетами был применен в отношении Табачника безукоризненный по технике, но очень нечистоплотный, с интернациональной и этической точки зрения, прием; после вторичного обращения парламентариев к Президенту с рекомендацией отставки Табачника; после того, как стало ясно, что друзей у Дмитрия Владимировича в этой стране нет, а количество врагов давно перешло границы критической массы; после того, как все поняли, что символизировать недругов главы администрации могут такие влиятельнейшие политические фигуры, как Лазаренко, Горбулин и Марчук - после всего этого, лично я поверю в отставку Дмитрия Табачника только после опубликования соответствующего указа.
Будь на месте Табачника любой другой человек, можно смело предположить, что он бы уже раз десять потерял свою работу. Непотопляемости Дмитрия Табачника находят много объяснений. В частности, некоторые считают, что глубокая информированность Табачника не позволяет Президенту пойти на столь радикальный шаг, как отставка. Не думаю, чтобы это было так. По крайней мере, Борис Ельцин не побоялся за время своего президентства сменить трех (!) глав администрации и никто из них ни разу не пытался порассказать о личных тайнах президента России. И Петров, и Егоров, и Филатов допускали резкие высказывания в адрес людей, окружавших лидера России (что себе, в принципе, позволяли и покинувшие администрацию Леонида Кучмы бывший первый помощник Александр Разумков и советник по макроэкономическим вопросам Анатолий Гальчинский), но разоблачением персонально президентов никто не занимался.
Кто-то убежден в том, что на Дмитрии Табачнике лежит обязанность генерирования стратегической линии Президента и подотчетных ему структур. В редакции «Зеркало недели» ожидает приз того, кто доставит нам аналитические наработки Дмитрия Табачника по внешней политике или проекты указов, существенно влияющие на изменения в структуре экономики страны (кадровые указы не предлагать, поскольку таким количеством призов редакция не обладает).
Осмелюсь предположить, что обделен Дмитрий Владимирович и организаторскими талантами. Именно этот его недостаток нередко становился причиной тех нагоняев, которые глава администрации получал от своего патрона. Организационная работа на самом деле лежала на руководителях управлений и исполнительном, умеренно амбициозном Владимире Яцубе.
Одной из причин устойчивости Табачника многие считают то, что Дмитрий Владимирович является непревзойденным мастером интриги, а интрига и политика, как известно, - это совсем не одно и то же, но одно без другого - невозможно. В этом таланте Табачнику, безусловно, отказать нельзя. Однако находящийся рядом с Президентом все эти годы Владимир Горбулин также мог бы претендовать на приз в этой номинации. Разница между ними лишь в том, что Владимир Павлович работает по-крупному и имеет ощутимо более высокий порог нравственности; арсенал же методов, применяемых Табачником, границ не знает.
Итак, ясно, что не страх разоблачений, не боязнь потерять серьезного аналитика, не опасения лишиться мастера политической интриги или любимца народа, образ которого питает симпатии населения к Президенту - отнюдь не все это сдерживает Президента в его, думаю, периодически возникающем желании разобраться с Дмитрием Владимировичем. Не в этом дело.
Табачник талантлив. И оспаривать этого не будут даже его враги, если они способны на объективность. Именно в Дмитрии Табачнике сконцентрированы те качества, которых не хватает самому Президенту. Президент осознает это. Леонид Кучма - опытный технарь. Дмитрий Табачник - гуманитарий, обладающий великолепной механической памятью, секторами очень неплохо образованный, отнюдь не косноязычный, очень раскованный в общении. Своим существованием он мягко заполнял психологические пустоты кристаллической решетки характера Президента.
После победы в президентском марафоне рядом с Леонидом Даниловичем было много людей, которые знали, что такое оффшор, чем отличаются банки Ливана от банков Швейцарии, механизм украино-российских долгов и массу других экономически важных и неважных для государства вещей. Но в те дни только Дмитрий Владимирович мог рассказать Президенту, как мы относимся к НАТО, только он больше Анатолия Зленко знал об арабских королевских семьях и как сказку ведал их историю Леониду Кучме.
Вторым моментом, способствовавшим убеждению Президента в незаменимости Табачника, стала та атмосфера, которую создал в администрации ее глава. Дмитрий Владимирович - способный психолог. Такое чисто человеческое качество Леонида Кучмы, как мнительность, было взято Табачником за основу конструирования взаимоотношений с Президентом. Табачник убедил Кучму в личной преданности, и этот тезис мы оставим без комментариев, ибо они могут быть сродни политическому стукачеству. В результате, способности Дмитрия Табачника были направлены не на решение государственных проблем, а на информирование Президента о любой реальной и нереальной угрозе, исходящей от так называемых врагов Президента.
Создавая вокруг Президента затхлую атмосферу подозрительности, Дмитрий Табачник, насколько это было в его силах, ограничил доступ носителей информации к Президенту. В результате их круг фактически сузился до самого главы администрации, Владимира Горбулина, Владимира Радченко и Александра Волкова. Дмитрий Владимирович прилагал все усилия к тому, чтобы любая информация попадала к Президенту если не через него, то, по крайней мере, одновременно с его комментарием. Как правило, глава государства зачастую получал переработанный продукт со штампом главы администрации. В одном из интервью Дмитрий Табачник сам сказал о том, что в его обязанности входит «дозирование» информации для Президента. Непонятно, кто наделил его этим правом - «дозировать». Обобщать, конкретизировать - безусловно, но не «дозировать». Президента удалось убедить в том, что вокруг все кишит врагами, завистниками и мастерами политического подкопа, а в таких условиях разве можно лишиться человека, который, подобно рентгену, видит всех злодеев насквозь? Генератором же подобных рентгеновских лучей в самом Дмитрии Владимировиче является отнюдь не его способность к анализу, а его, порой очень мощная и точная, интуиция. Во многих случаях работающая не на защиту Президента (и уж тем более не на державу), а на самосохранение.
Любопытно, что поначалу многие, а некоторые и сейчас, считают, что Президент не сдает Дмитрия Табачника, поскольку тот служит своеобразной публичной губкой, которая впитывает в себя весь негатив, направленный в адрес Президента. Это так и не так. Так, потому что Табачника не любят многие - бизнесмены, политики, журналисты. Его не любят все те, кого в результате его действий не назначил Президент, и многие из тех, кого Президент в результате его действий назначил, но ценой незабываемых унижений. А не так, - потому, что максимум 9-10% населения Украины, согласно социологическим опросам, знают кто такой Дмитрий Табачник. Для остальных его «злой гений» неактуален. Но и это не главное. А главное то, что все те поступки, за которые Табачник так горячо нелюбим, не могли вершиться без прямого или косвенного согласия Президента, поскольку Дмитрий Табачник - это глава администрации Президента, а не Кабмина или парламента. Именно поэтому отставка Табачника не принесет ощутимого психологического облегчения для народа Украины и уже не будет в такой степени оценена посвященными, как это могло быть еще год назад. Иными словами, Табачник перестал на данном этапе быть предметом президентского торга. За его отставку Президент уже ничего не получит.
Безусловно, Леонид Кучма отдает себе отчет в том, что присутствие Табачника в администрации Президента, особенно после серии последних публикаций (безусловно, не появившихся просто так), бросает тень на него самого. Однако Президент еще ничего и никогда не делал под нажимом. Если даже предположить, что деятельностью начальника собственного штаба Леонид Данилович недоволен лично и созрел для принятия радикального решения, то можно смело сказать - поднятая антитабачниковская публичная волна сыграет исключительно на руку главе администрации, поскольку Президент вряд ли захочет создавать прецедент результативности нажима на него. И потом, в сложившейся ситуации не нужно забывать: Президент без Табачника все равно останется Президентом, тем более что от психологической зависимости в отношении своего оруженосца Леониду Даниловичу в значительной степени удалось избавиться. А вот кем будет Табачник без Президента? Мало того, я бы сказала так: будет ли Табачник без Президента?..
Для страны же никакого значения отставка или неотставка Табачника не имеет. Президенту решать его судьбу. И при решении ему учитывать степень негатива, привнесенного Табачником, с одной стороны, а с другой - предстоящие, обещающие быть горячими баталии с парламентом, премьером или чересчур самостоятельными губернаторами...
- В администрации Президента цинга. Выпадет или не выпадет вследствие ее «зуб мудрости», важно исключительно и только для Президента. Смогут ли обязанности этого самого «зуба» взять на себя оставшиеся (без ущерба для организма в целом)? Это тоже проблема Президента. И ничья более, ибо в администрации в последнее время страной занимаются далеко не в первую очередь. А это уже проблема не только Президента. Это беда и его, и всей страны.
Идеи исцеления
В принципе, если говорить об интеллектуальной цинге, будет несправедливо ставить такой диагноз исключительно команде Президента. Его же можно вписать в больничную карточку как Кабинета министров, так и команды Мороза. В отношении двух последних адресатов можно говорить лишь о том, что болезнь там не так запущена, поскольку состав парламента все же освежался несколькими турами выборов, а правительство все же кое-как обновлялось. Это кое-как выражается в следующем: персональный состав правительства Марчука лишь на 15% отличался от кабинета Масола, замена в команде Лазаренко изменила состав правительства Марчука чуть более, чем на 20%. А вот окружение Президента за весь срок пребывания у власти Леонида Кучмы оставалось практически неизменным, представляя собой некое закрытое акционерное общество.
Так получилось, что рядом с Леонидом Даниловичем с первых дней оказались люди не серые и не бездарные. Поначалу его окружение представляло собой живую мыслящую субстанцию, горящую желанием взяться за любое самое сложное начинание и поднять страну. Как это обычно бывает в жизни, романтизм сменился практицизмом, практицизм - полнейшей апатией. Рядом с Президентом сейчас почти не осталось людей, которые бы проводили не теневую, а световую линию, направленную на выведение страны из кризиса - морального, идеологического, политического, экономического - какого угодно. Иного просто и не могло быть в атмосфере, насыщенной бациллами недоверия и подозрительности. Практически весь продукт, вырабатываемый в ближайшем окружении, производится для внутреннего пользования. На внешний, то есть государственный, рынок работает разве что управление по международным делам в администрации Президента, возглавляемое Владимиром Огрызко. Иногда из рутины удается вырваться Владимиру Горбулину...
В результате отсутствия ротации интеллектуальной элиты и застоя в украинских верхах страна не видит свежих идей. Она их не только не видит, но и не ощущает. Ведь само по себе понятие «элита», сформированное несколькими десятками людей в самом начале независимости, существенно не расширилось за все последующие годы. Для примера возьмем Министерство иностранных дел. Эта структура как держалась на идеях трех человек - Игоря Харченко, Константина Грищенко и Бориса Тарасюка, так и сейчас держится. Но не могут люди эксплуатироваться в плане генерации беспрестанно. Та же схема, по большому счету, касается всех министерств и ведомств, всех команд и подкоманд, чуть меньше - региональных и, главным образом, столичной элиты.
Нет ярких индивидуальностей и в команде Павла Лазаренко. Нынче под крышей Кабинета министров железно действует один принцип: все работают на хозяина, победа достается ему, за поражение ответственна команда. Команда, напоминающая собой планктон: сплоченный, невидимый и питательный. Многие министры тайком жаловались на то, что Лазаренко не прислушивается к их мнению, лично принимая решения, лично прослеживая их исполнение. Открыто об этом сказал лишь Анатолий Кинах, назвав подобные особенности стиля работы премьера одной из причин своего ухода из правительства. В данной ситуации авторитарность на этапе принятия и контроля за исполнением решения оправдана, но оправдана ли она на этапе выработки решения по тому или иному важному для страны вопросу? Это риторический вопрос. Хотя нельзя не заметить, что в последнее время под эгидой Лилыка Павел Иванович создает нечто вроде консультативного совета, куда войдут, как он сам любит выражаться, «реальные люди», способные поделиться своим опытом и наработками с премьер-министром. Будет ли глава правительства прислушиваться к мнению этих людей, или это будет «женсовет при командире дивизии» - покажет время.
Куда более важным, мне, например, представляется освежение интеллектуального потенциала команды Президента, поскольку именно Президент как никто другой располагает рычагами влияния на все сферы жизнедеятельности государства. Именно вокруг него должна быть собрана команда: а) яйцеголовых, способных на базе знания украинских законов и международного права в целях государственных интересов вырабатывать план первоочередных действий, определять тактические приоритеты и стратегических союзников как Президента, так и страны. На базе собранной и проанализированной ими информации Президенту будет легче, намного легче, определять задания исполнительной власти. Именно эти люди должны аргументированно доказать, например, почему татарами нужно заниматься вплотную сейчас, а не через пять лет, когда уже будет поздно; почему перед разведкой страны должно быть поставлено задание о поиске перечня активов бывшего Советского Союза за рубежом, почему национальная идея должна выглядеть именно так, а не иначе или вообще никак. Именно они должны объяснять, с какими последствиями может Украина столкнуться после визита высокопоставленного чиновника из Тайваня. Словом, существует огромное количество вопросов во внутри- и внешнеполитической сферах, где необходима компетентная интеллектуальная подпитка.
Второй группой экспертов, советников, а возможно, и членов правительства должны стать люди, главным качеством которых является следующее: для них тысяча долларов - не деньги, а десять тысяч долларов - копейки. Под эту категорию не подходят чиновники, набившие собственные карманы исключительно благодаря креслу, в котором они сидели. Тут великой заслуги нет. Это должны быть люди, легально доказавшие свою способность вести удачный бизнес. Именно они, как никто другой, знают, что сейчас нужно украинской экономике. В теории это известно Виктору Пинзенику. На старой практике - директорам заводов. Украинские же бизнесмены живут практическим сегодняшним и завтрашним днем. Кроме того, именно они, по сути, являются хозяевами страны, поскольку создают рабочие места и выплачивают зарплату гражданам, в отличие от государства, вовремя. Эти люди знают на практике, где самые больные места в теле отечественной экономики. Они знают, что нужно сделать для того, чтобы теневой капитал легализовался. В конце концов уже почти настало время, когда именно бизнесмены будут определять приоритеты государственной внутренней и внешней политики. Сейчас этот процесс уже имеет место. Другое дело, что он также происходит в теневом подполье. Почему бы его не легализовать путем создания при Президенте действенного, неуподобленного погореловскому, «совета бизнесменов»?
Безусловно, в этом случае те, кто пишут план на день Президенту, лишатся возможности делать громадное одолжение украинским финансовым тузам и тузикам, вписывая их в президентский распорядок. Но это, опять же таки, их проблемы, теперь уже не Президента и не страны.
Консультационный механизм при главе государства должен работать как часы. Каждое из его подразделений должно показывать истинное время, а не угадывать, какой момент суток на циферблате хочет увидеть Президент. В окружении должны быть собраны лучшие умы, и не нужно их искать в многократно перетасованной колоде. Их нужно искать в аналитических центрах, институтах, фондах, банках, СП и холдингах. Они есть, Президенту только стоит захотеть их найти. И не нужно бояться того, что у кого-то из умных людей будет засаленный пиджак или полкилограмма золота на шее. И то, и другое - издержки нашего времени. Главное, чтобы они были умны, разумно патриотичны, насколько можно порядочны, минимально заангажированы.
Президент не должен бояться терять. Как человек достаточно прагматичный, он не должен бояться сдавать. Тот же Ельцин неоднократно демонстрировал, что незаменимых людей нет. Самое главное, Президент не должен бояться находить и что-то менять, поскольку современная отечественная мудрость гласит: лучше с умным найти, чем без него потерять все.