Ян Кубиш: «Будем настолько поддерживать Украину, насколько Украина готова будет идти вперед»

25 августа, 2006, 00:00 Распечатать Выпуск № 32, 25 августа-1 сентября 2006г.
Отправить
Отправить

Ян Кубиш родился 12 ноября 1952 года. В 1976 году окончил МГИМО. С 1976 по 1992 год работал на различных должностях в МИД бывшей Чехословакии, посольствах в Эфиопии и СССР...

Ян Кубиш родился 12 ноября 1952 года. В 1976 году окончил МГИМО. С 1976 по 1992 год работал на различных должностях в МИД бывшей Чехословакии, посольствах в Эфиопии и СССР. В 1993—1994 годах — посол, постоянный представитель Словакии в ООН, других международных организациях в Женеве, главный словацкий переговорщик по Пакту стабильности в Европе. С 1994-го по 1998-й — директор Центра по предотвращению конфликтов (ОБСЕ), а с 1998-го по 1999-й — спецпредставитель генсека ООН в Таджикистане и глава миссии военных наблюдателей ООН в Таджикистане (ЮНМОТ). В 1999—2005 годах г-н Кубиш был генеральным секретарем ОБСЕ, а с 2000-го одновременно являлся личным представителем Офиса председателя ОБСЕ в Центральной Азии. После — спецпредставитель Европейского Союза в Центральной Азии. В 2006 году стал министром иностранных дел Словакии. Владеет английским, русским и французским языками.

Рабочий визит в Украину министра иностранных дел Словакии Яна Кубиша во многом был ознакомительным. И речь идет не только о том, чтобы познакомиться с ведущими членами правительства: с некоторыми министрами нынешнего Кабмина г-н Кубиш познакомился еще в ноябре 2004-го, когда, занимая пост генерального секретаря ОБСЕ, он был одним из посредников по урегулированию внутриполитического кризиса в Украине. Хотя, конечно же, намерение возобновить контакты с украинскими политиками (например, с тем же Виктором Януковичем) было одной из целей поездки: в политике, в том числе и внешней, большое значение имеют личные отношения. (И в этой связи вполне понятно некоторое разочарование словацкой стороны, когда стало известно, что по неизвестной причине (!) отменяется встреча главы словацкого МИДа с украинским премьер-министром.) Но куда важнее для Братиславы было узнать позицию Киева по ключевым вопросам как двусторонних отношений (в частности, по судьбе КГОКОР), так и внешней политики Украины. Речь идет о планах нашей страны в отношении таких организаций как ВТО, ЕС, НАТО, а также о перспективах транспортировки каспийской нефти по маршруту Одесса—Броды—«Южная «Дружба» по территории Словакии в Чехию). В конце концов, визит представлял интерес и для многих стран-членов Евросоюза и альянса. Ведь по существу, поездка г-на Кубиша в Киев была первым полноценным визитом представителя страны, входящей в эти влиятельные организации, после формирования в Украине нового правительства, когда уже были сделаны первые шаги и из первых уст можно было услышать объяснения некоторым неоднозначным шагам. И конечно же, как следует из интервью Яна КУБИША «ЗН», визит словацкого министра стал прекрасной возможностью передать новой украинской власти некоторые мессиджи от трансатлантического сообщества демократических стран.

— Господин министр, по вашему мнению, насколько необратимы изменения, произошедшие в Украине за последние полтора года в области демократии? Многие эксперты опасаются возможного наступления в нашей стране на основополагающие принципы демократии — свободу слова и печати. На мой взгляд, в этой связи достаточно показателен факт, что ПАСЕ намерена продолжить мониторинг Украины как минимум до лета 2007 года…

— Во-первых, о состоянии демократии в стране должны судить жители самой страны. Во-вторых, произошедшие в Украине за последние полтора года позитивные изменения дают основание думать, что демократические процессы стали необратимыми. Прошли демократические выборы, которые привели в парламент политические силы, проведшие переговоры по формированию правительства. Это нормальный процесс для политических сил, победивших на демократических выборах. В результате образовалась эта коалиция. Причем для того, чтобы понять, какое будет основное внешнеполитическое и внутриполитическое направление развития страны, эта коалиция приняла, на мой взгляд, очень интересный и достаточно ясный документ — универсал. Я не хочу давать ему оценку, поскольку это внутреннее дело страны. Но в этом компромиссном документе обозначены многие вещи.

— Но также важно, чтобы положения, записанные в универсале, выполнялись. А уже сейчас возникают вполне обоснованные сомнения в том, что они будут реализовываться, поскольку уже первые заявления членов Кабинета министров демонстрируют разные подходы относительно положений, зафиксированных в универсале. В частности, то, что касается НАТО и ВТО. Например, президент и премьер-министр по разному говорят о готовности Украины присоединиться к Плану действий относительно членства в НАТО (ПДЧ)…

— Украина сотрудничает с альянсом достаточно эффективно. И у меня сложилось впечатление, что это сотрудничество будет продолжаться и развиваться. Но мы сейчас говорим об определенных формальных шагах, где, конечно же, первый шаг должны сделать украинские политические силы. Этот шаг должен полностью вписываться в положения универсала, которые пусть что-то недоговаривают, но все же о чем-то говорят. Я предполагаю, что программа правительства более четко и ясно скажет об отношениях с НАТО и ВТО. Но в этот начальный период я беру за основу положения, которые записаны в универсале, поскольку это хотя и компромиссный, но консенсусный документ всех политических сил.

Если у Украины будет желание присоединиться к ПДЧ (а это подтвердится очень скоро, не заявлениями, а конкретными шагами), мы будем готовы поддержать это и работать в рамках альянса. Будьте уверены, в рядах Организации Североатлантического договора достаточно государств, готовых помогать Украине в выполнении ее намерений. Но все зависит прежде всего от желания украинской стороны. И все мы, партнеры Украины, хотели бы получить ясность в том, какую позицию занимает ваша страна по отношению к этим двум организациям — НАТО и ВТО. В моих переговорах с министром иностранных дел Борисом Тарасюком и первым вице-премьер-министром Николаем Азаровым я акцентировал внимание на том, чтобы от вас шло единое послание, поскольку нам надо потом работать. Для нас очень важно, чтобы это послание не вызывало разночтений и не давало повода сомневаться. И мне показалось, мои партнеры по переговорам хорошо поняли, о чем я говорю. Еще раз повторю: нам необходимо знать, что в Украине у президента и у правительства одно мнение в сфере внешней политики и безопасности.

— Повлияли ли эти разночтения на имидж Украины?

— Я бы говорил не об имидже, а о том, что нам необходимо четко знать позицию политических сил, которые сегодня руководят страной. Поскольку есть разночтения, разногласия, диаметрально противоположные мнения, то нам сложнее работать. И, естественно, это не помогает вам достичь цели. С другой стороны, раз в универсале была заложена основа, сейчас эти политические силы притираются, учатся работать вместе, что все-таки является определенным вызовом. И так всегда бывает, когда складывается широкоспекторная коалиция. Это означает, что будут разные заявления, но я надеюсь, что очень скоро произойдет консолидация и позиция правительства будет более ясной.

— В качестве генерального секретаря ОБСЕ в декабре 2004-го вы были в числе посредников на переговорах по урегулированию политического кризиса, вызванного массовыми фальсификациями на президентских выборах в Украине. Не в последнюю очередь благодаря позиции посредников в нашей стране прошла неоднозначная конституционная реформа. Не считаете ли вы сегодня ошибочной тогдашнюю позицию?

— Переговоры вели политические силы Украины, это было очевидно. Естественно, раз уж нас пригласили в качестве посредников, то мы активно работали. Мы могли помочь тем, что высказывали свое мнение. Но сами переговоры вели представители украинских политических сил, и достаточно сложная ситуация была разрешена путем компромисса. Поэтому и украинские политические силы, и посредники должны были остаться довольны. Результат, на мой взгляд, только подтвердил правильность этих шагов. Прошли нормальные, демократические выборы. У вас, наконец-то, сформировано правительство, отражающее мнение достаточно большого количества избирателей. Поэтому я бы не возвращался к тому, что было: это пройденный этап. Страна движется вперед и работает на основе действительно демократических принципов. Результаты не всем могут нравиться. Но такова демократия.

— Правительство Словакии оказывает политическую поддержку проекту Одесса—Броды—«Южная «Дружба», который предусматривает транзит каспийской нефти по территории Словакии по транспортной системе «Транспетроль» на нефтеперерабатывающие заводы Чехии. На ваш взгляд, что сейчас является препятствием для реализации этого проекта?

— Мы пока еще не дошли до этапа реализации. Поэтому я бы не хотел говорить о препятствиях. Конечно, для переправки легкой каспийской нефти необходимы определенные технические приспособления. Но, с другой стороны, мы заинтересованы, чтобы нефтепровод «Дружба» работал на полную мощность: сейчас он полностью не загружен. И мы готовы позитивно отнестись к возможностям такого сотрудничества: Словакия заинтересована в участии в проекте транспортировки в Европу каспийской нефти. Я говорил об этом в Киеве.

— Новое правительство Словакии более решительно, чем предыдущее, настроено на возврат в госсобственность принадлежащих российской компании «ЮКОС» 49% акций «Транспетроль», компании, управляющей словацким отрезком нефтепровода «Дружба». Это вызывает критику в России, но такую позицию поддерживают Еврокомиссия и Соединенные Штаты. Что служит мотивацией таких действий вашего правительства?

— Мы считаем, что условия, на которых была проведена приватизация «Транспетроль», не отвечают интересам словацкого государства, являющегося мажоритарным акционером этой компании: Словакия не имеет прав, которые должны быть у владельца 51% акций. Значит, наше положение мажоритарного акционера в определенной степени фикция. Как исправить ситуацию, чтобы мы могли действительно иметь права мажоритарных акционеров? Прежде всего выкупить 49% акций. И это — приоритет для правительства. Если это не получится, будем искать другие возможности.

— Некоторые украинские дипломаты, вернувшие себе влияние на внешнюю политику после создания правящей коалиции, активно пробивают идею, что Киеву следует отказаться от ставки на Польшу как основного лоббиста интересов Украины в Европе и переориентироваться на Германию и Словакию. Вы знаете о таких планах? Готова ли Братислава взять на себя функцию главного лоббиста интересов Киева в Брюсселе?

— Я думаю, что мы вместе с нашими союзниками (а это и Польша, и другие государства) готовы помогать Украине. Здесь нет никакого состязания между какими-то государствами. Повторюсь, мы будем настолько поддерживать Украину, насколько Украина готова будет идти вперед.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК