Полгода нахождения Евгения Примакова на посту премьер-министра России так и не дали ответа на большинство важнейших вопросов, которые возникли в самом начале его нынешней деятельности. Кто он - опытный руководитель, медленно, но неуклонно продвигающийся в правильном направлении к поставленной цели, или не имеющий определенного плана карьерист, стремящийся к удержанию власти любыми путями, пусть даже за счет отката России на прежние позиции застойного времени? А может быть, он просто старый советский аппаратчик, случайно попавший из прошлого на современный олимп власти, обреченный быть с позором с него изгнанным, как и все его предшественники? К чему он на самом деле стремится? Верит ли он в рыночную экономику? Смог ли экс-разведчик превратиться в искреннего демократа? Какое место он отводит России в современном мире?
Ни на один из этих вопросов сегодня нет ясных ответов. Получается, что Примаков, имеющий согласно опросам общественного мнения наибольшие шансы на победу в президентских выборах в России, если бы они состоялись в ближайшее время, остается для окружающего мира настоящей загадкой.
Схема, представленная журналистами «Экономиста», предполагает четыре пути развития России, которые напрямую будут зависеть от характера дальнейшей деятельности Примакова.
Оптимисты ставят российского премьера в верхний левый угол схемы, полагая, что Россия пойдет по польскому пути развития. Их аргументы: впервые в стране имеется правительство, пользующееся некоторым авторитетом у народа и работающее в согласии как с президентом, так и с парламентом. Наиболее одиозные олигархи, долгое время определявшие политику Кремля, получили отставку, а некоторые из них даже попали под карающую десницу правоохранительных органов. Кроме того, в кулуарах высших эшелонов российской власти упорно циркулируют слухи о скорой отставке «красных» членов кабинета Примакова - Юрия Маслюкова и Геннадия Кулика.
Еще одним фактором, продвигающим Россию в верхний левый угол схемы, является «обуздание» Примаковым лидеров российских регионов. Нет сомнения в том, что впервые за последние десять лет центру удалось навести элементарный порядок во взаимоотношениях с представителями местной власти, создав в стране хотя бы видимость вертикальной дисциплины.
Примакову помогают также и некоторые успехи в нормализации экономической ситуации. Предсказания ужасов зимы 1998-99 годов не сбылись, промышленное производство опять начинает потихоньку возрастать, инфляция замедляется, рубль стабилизируется, налоги худо-бедно собираются, а иностранные инвестиции начинают возвращаться.
Сможет ли Примаков развить эти тенденции? Оптимисты уверены, что, получив в свои руки значительные полномочия, он сможет действовать более эффективно, проведет преобразования в правительстве, договорится с МВФ и получит обещанные кредиты. Большинство российских долгов будет списано или реструктуризовано. Реформы будут продолжаться, и со временем Россия покажет миру свое новое, дружеское и открытое лицо.
Однако такие перспективы поднимают на смех многочисленные скептики. Наиболее мягкие из них ставят Россию в верхний правый угол схемы. Они считают, что Примаков имеет верные ориентиры для своей деятельности, однако не в силах воплотить в жизнь свои идеи. Российские проблемы имеют слишком глубокие корни для того, чтобы быстро их преодолеть. Небольшое улучшение экономической ситуации последнего времени является лишь иллюзией. Денежная система страны нестабильна, государственный аппарат пронизан коррупцией, власть закона является фикцией, а жизнь обычных российских граждан становится все тяжелее. Капитал продолжает бегство из России со скоростью 2 млрд. долларов в месяц, что является первым признаком неблагоприятной экономической обстановки.
Тем не менее, взаимные интересы могут позволить достичь Москве ограниченных успехов в переговорах с МВФ, однако это будет не более чем повязкой на глубокой финансовой ране на теле страны. В общем, наилучший исход в этом случае будет, если Россия сможет «доковылять» до очередных выборов - парламентских в нынешнем декабре и президентских в июне 2000 года - без серьезных потрясений. Так же, как соседняя хронически больная Украина. На сегодняшний день подобный сценарий является наиболее вероятным.
Взгляд на правый нижний квадрат схемы может убедить читателей, что дела могут идти еще хуже. В этом случае Примаков из-за своей некомпетентности не сможет удержать ситуацию под контролем и поэтому вынужден будет применять авторитарные методы руководства. «Экономические диверсанты» (аналог сталинских «вредителей») пачками будут швыряться за решетку. Государство возьмет цены под практически полный контроль. Страну охватят дефицит, инфляция и экономический хаос. При таком сценарии Россия к лету следующего года превратится в страну-парию, объявившую дефолт по всем своим финансовым обязательствам. Не исключено, что Примаков может утратить нынешнее согласие с Думой, а борьба между президентом Ельциным и оппозицией обострится до предела. Сепаратистские тенденции в политике региональных лидеров будут нарастать, страна начнет разваливаться. Не исключены очередной конституционный кризис или заговор против президента.
Сценарий оставшейся части схемы выглядит немного лучше. Или хуже (в зависимости от того, что вы предпочитаете - демократию или «железный порядок»). Согласно последней версии, Примаков попытается возродить былую славу своей страны. Больной президент отойдет на второй план, а его полномочия перейдут к премьеру, которого объявят преемником Ельцина на выборах 2000 года. В правительство войдет Юрий Лужков. Россия станет развиваться по китайскому пути. Капитализм будет разрешен лишь в ограниченных дозах под жестким правительственным контролем, Москва будет рассматривать мир с имперских позиций, а политические свободы в стране будут свернуты. На российский рынок вернутся лишь некоторые зарубежные инвесторы, алчные по натуре и привыкшие рисковать. На внешней арене, от Персидского залива до Прибалтики, Россия будет вести себя все более агрессивно. Она перестанет быть партнером Запада, превратясь в его мощного и постоянного раздражителя.
Итак, какой путь выберет для России Евгений Примаков? В первые полгода он действовал на посту главы правительства значительно лучше, чем предполагали скептики. Так может продолжаться и дальше. Однако, судя по тому, как развиваются события, последующие полгода его премьерства будут гораздо более сложными, чем предыдущие. Поэтому из предложенной читателям схемы вряд ли можно исключить даже тот сценарий, которому соответствует ее нижний правый угол.
По материалам журнала
The Economist