ВТОшный футбол

Поделиться
Пожалуй, еще никогда за годы независимости Украина не была столь близка к вступлению во Всемирную торговую организацию, как нынешней осенью...

Пожалуй, еще никогда за годы независимости Украина не была столь близка к вступлению во Всемирную торговую организацию, как нынешней осенью. Но последнего мяча, который осталось забить в практически пустые ворота, чтобы повысить свой класс в лиге мировой торговли, мы в этом году, похоже, уже не дождемся. Поскольку новый состав отечественной политической сборной затеял вдруг в заключительном тайме весьма подозрительную и бессмысленную, на первый взгляд, перепасовку на своей половине поля. Что вынуждает заподозрить, что защищают они интересы чужой команды и игровые установки получают от чужого тренера.

Как в настоящем футболе, неумолимо истекает оставшееся до конца матча время. Но в умах отчаявшихся болельщиков упрямо зиждется надежда на чудо: а вдруг таки проявят характер, вдруг таки смогут…

Чуда не происходит. И при нынешнем подборе игроков в высшей украинской политической лиге его и ждать, похоже, нет смысла.

Долгожданный прорыв, который Украина совершила на пути в ВТО в конце прошлого — начале нынешнего года (получение рыночного статуса, подписание с Вашингтоном протокола о взаимном доступе на рынки и, наконец, проголосованная Конгрессом США отмена дискриминационной поправки Джексона — Вэника), позволял наконец-то рассчитывать на победу в тринадцатом по счету ВТО-шном сезоне. Однако плеймейкеры, вышедшие после создания антикризисной коалиции в лидеры национальной политической сборной, в вопросах ВТО начали реализовывать стратегию и тактику, «немного» отличающиеся от установок, прописанных в Универсале национального единства.

Первый удар в сторону собственных ворот произошел, когда уже на четвертый день своего премьерства Виктор Янукович заявил, что Кабмин собирается пересмотреть законопроекты, необходимые для вступления в ВТО. Дабы определить, насколько они соответствуют интересам Украины и есть ли необходимость организовать общественные слушания для их обсуждения. Симптоматичным было и высказанное премьером мнение о возможности договориться с партнерами по ВТО об отсрочке снижения ставки ввозной пошлины на несколько лет. Что хоть и объяснялось благой целью создания лучших условий для украинских производителей, но означало дополнительные переговоры с членами ВТО, с которыми уже были подписаны двусторонние соглашения.

Понятно, что перспектива новых переговорных дискуссий означала новую отсрочку вступления в ВТО. Причем на годы. Показательно, что все эти слова были произнесены Виктором Федоровичем в ходе представления аппарату Министерства иностранных дел его нового-старого главы Бориса Тарасюка.

В принципе, такая позиция не вызовет особого удивления, если вспомнить, что еще в ноябре 2005 года пресс-служба Партии регионов заявляла, что не будет голосовать за законопроекты по ВТО «из-за конфликта интересов с украинскими производителями». И высказывания г-на Януковича выглядели бы достаточно последовательными, если бы «неотложное принятие необходимых для вступления во Всемирную организацию торговли изменений в законодательство и вступление в эту организацию до конца 2006 г. на приемлемых для Украины условиях» не было прописано пунктом №24 Плана действий по обеспечению национального единства. Среди подписантов которого, напомним, числится и Виктор Федорович.

Пусть этот документ даже не имеет юридической силы. Но ведь твердость намерений включить пункты Универсала в правительственную программу деятельности премьер подтвердил и во время встречи с президентом, состоявшейся уже даже после его августовского визита в Белокаменную. Да и потом г-н Янукович неоднократно заявлял о намерениях Кабмина обеспечить скорейшее вступление в ВТО. Правда, практически всегда делал при этом оговорку — о «приемлемых для Украины условиях».

С целью выяснить, приемлемые ли для страны условия будут созданы после принятия необходимых для вступления в ВТО законопроектов, 5—6 сентября Минэкономики вместе с другими центральными органами исполнительной власти с привлечением ассоциаций производителей, общественных организаций и ученых было проведено публичное обсуждение законопроектов в сфере промышленной и сельскохозяйственной политики. Об этом свидетельствует сообщение на сайте Минэкономики со ссылкой на замминистра Валерия Пятницкого.

«По результатам заседаний запланировано подготовить соответствующие аналитические материалы и предложения в Кабинет министров Украины и доработать проекты соответствующих законов для дальнейшего внесения в Кабинет министров и Верховную Раду Украины. Также отмечено позитивное восприятие законопроектов и высказана поддержка относительно их принятия», — гласит официальный пресс-релиз. Из чего можно сделать вывод, что никаких принципиальных возражений против законопроектов не последовало.

Это, кстати, еще раз подтвердил г-н Пятницкий, комментируя для «ЗН» происходящие сейчас в стране вокруг ВТО-шных вопросов процессы.

«Важно отметить, — говорит замминистра экономики, курирующий в ведомстве вопросы вступления в ВТО, — что, как правило, предлагаемые к принятию законы лишь дополняют сложившуюся в стране законодательную картину. Тут не происходит существенных изменений и не планируется кардинальных новшеств в законодательстве.

Регуляторный режим в нашей стране уже в основном адаптирован к требованиям международных организаций, членом которых Украина уже является или стремится стать в ближайшее время. В частности, речь идет и о тех соглашениях, которые уже действуют в рамках Всемирной торговой организации. Поэтому независимо от того, говорим мы о вступлении в ВТО или нет, законопроекты необходимо принимать. Украина сегодня уже и так настолько интегрирована в мировую экономику, что без гармонизации нашего законодательства и торгового режима мы не будем активными игроками на мировом рынке.

Если же мы всерьез говорим о необходимости не то что повышать, а хотя бы поддерживать конкурентоспособность нашей экономики на международной арене, сейчас жизненно важно воспользоваться полученным шансом и сделать последние шаги к вступлению в ВТО, иначе потом подобная возможность может появиться уже нескоро. В вопросах защиты национального производителя необходимо менять и подходы, и применяемые инструменты. А бесконечная поддержка неэффективных производств — это тупиковый путь, с которого необходимо как можно скорее свернуть».

К сожалению, процесс «тюнинговой» доработки законопроектов пошел в лучших традициях отечественной бюрократии. 11 октября с.г. заместитель главы президентского секретариата Александр Чалый заявил о намерениях секретариата содействовать быстрому принятию законов парламентом: «У нас мало времени для принятия всего ряда необходимых внутренних законов, поскольку решение о вступлении Украины в ВТО будет приниматься 21 декабря».

Однако же рассмотрение законопроектов, которое должно было состояться в тот же день на одном из профильных комитетов (по финансам и банковской деятельности), так и не состоялось. Поскольку Кабмин их так и не подал в ВР, о чем заявил председатель комитета Петр Порошенко.

Новый виток напряженности возник после того, как председатель представительства Европейской комиссии в Киеве Иен Боуг заявил в понедельник, 16 октября, что, если Верховная Рада в течение этой недели не примет законы о ВТО, вступление Украины в эту организацию отложат еще на год. Он также отметил, что уже в начале 2007-го ЕС рассчитывает начать переговоры с Украиной относительно соглашения о свободной торговле. Однако переговоры будут отложены, если страна не вступит в ВТО.

В тот же день пресс-служба Кабмина, ссылаясь на выступление Януковича на заседании координационного совета коалиции и правительства 16 октября, сообщила, что премьер «прогнозирует вступление Украины в ВТО в январе-феврале 2007 года при условии принятия Верховной Радой необходимых законопроектов». Согласно сообщению, Янукович настаивает на необходимости ускорения рассмотрения и утверждения Радой законопроектов, связанных со вступлением Украины в ВТО.

Позже в тот же день Виктор Янукович заявил на пресс-конференции, что прогнозирует направление Кабмином в парламент необходимых для вступления в ВТО законопроектов до середины ноября. По его словам, три из них на тот момент уже поступили в Раду, пять — еще рассматривались в министерствах и ведомствах, а все остальные проходили экспертизу в Кабмине и планировались к рассмотрению на его заседании в ближайшее время. «Это (займет) не более чем две-три недели», — пообещал премьер.

Интересно, что в тот же понедельник согласительный совет глав комитетов, фракций групп ВР достиг договоренности о необходимости переноса на более поздний срок парламентских слушаний по подготовке вступления в ВТО. Впрочем, спикер парламента Александр Мороз попытался успокоить журналистов, заявив, что перенос парламентских слушаний не означает, что законопроекты не будут рассматриваться на пленарной неделе.

С 18 октября парламентские слушания по вопросу подготовки к вступлению Украины в ВТО были перенесены на 1 ноября. Председатель парламентского комитета по вопросам экономической политики Владимир Заплатинский объяснил это необходимостью «тщательнее подготовить этот вопрос», «поскольку вопрос о вступлении в ВТО является главным на сегодняшний день». Также он сообщил, что парламент все еще ожидает от Кабмина законопроекты, которые касаются ВТО.

Происходящее вынудило президента Ющенко в ходе встречи со спикером Морозом выразить обеспокоенность ситуацией с законодательным обеспечением вступления в ВТО и заявить о намерении воспользоваться своими конституционными полномочиями, чтобы обеспечить выполнение всех необходимых процедур, связанных со вступлением в эту организацию.

18 октября от имени фракции «Наша Украина» Геннадий Удовенко обнародовал в стенах Верховной Рады заявление, в котором потребовал от парламента до 27 октября этого года рассмотреть и принять все законопроекты, необходимые для вступления Украины в ВТО. «Наша Украина» считает, — говорилось в заявлении, — что руководство правительства и Верховной Рады всяческими средствами пытается затормозить рассмотрение и принятие необходимых законов и сорвать вступление Украины в ВТО. …Очевидно, что антикризисная коалиция и делегированные ею чиновники пренебрегают интересами собственного народа, отстаивая интересы другого государства».

В ответ на это заявление председатель ВР Мороз назвал эти претензии к парламенту «абсолютно безосновательными».

«Если есть желание ускорить эту работу, готовьте законопроекты, мы их сразу примем», — парировал спикер. И добавил, что «на протяжении следующего месяца ноября, до первого декабря, как и надо по графику, мы примем те законы, которые будут качественно подготовлены, и я убежден, что будут подготовлены все. Ставить задание до 26 октября, понимая, что это фантастика, этого нельзя делать, я считаю, что это некорректно со стороны авторов заявления тоже».

И все же о необходимости принять законопроекты именно до 27 октября в среду заявил первый заместитель главы секретариата президента Арсений Яценюк, сообщая журналистам, что президент Ющенко внес от своего имени в парламент весь пакет, определив законопроекты как первоочередные.

«Если этот пакет, который на сегодня состоит из 16 законопроектов, внесенных президентом Украины, и трех законопроектов, которые уже находятся в Верховной Раде, будет утвержден парламентом в первом чтении до конца текущей недели и на следующей сессионной неделе будет… принят, то 27 октября на заседании неофициальной рабочей группы мы фактически можем завершить процесс… вступления Украины в ВТО», — заявил г-н Яценюк.

Он подчеркнул, что процесс вступления Украины в ВТО длится уже 14 лет: «Если это быстро, то скажите мне, пожалуйста, что медленно». И сегодня Украина находится «в клубе стран, которые не являются членами ВТО, таких, как Йемен, Ирак, Иран, Афганистан, Таджикистан».

Однако чуть ранее было опубликовано заявление председателя парламентского комитета по иностранным делам Виталия Шибко о том, что Украина не должна спешить со вступлением в ВТО. «Мы не должны рассматривать этот процесс, как движущийся поезд, в который надо успеть вскочить, чтобы куда-то доехать», — сказал депутат.

Итог? В четверг ни один из законопроектов, несмотря на всю их первоочередность и неотложность, не рассматривался. В повестке дня пятницы они тоже не значились. Зато народные избранники почти единогласно (422 голосами «за» из 423 присутствовавших) не придумали ничего более прогрессивного, как продлить еще на один год налоговые каникулы для аграриев (законопроект №2299 от 10.10.2006 г.), а это как раз та норма, которую необходимо будет отменить после вступления в ВТО. И отправили, не рассматривая, на доработку законопроект, отменяющий, согласно требованиям ВТО, возрастной ценз для ввозимых на территорию Украины транспортных средств...

Неужели правы злые языки, утверждающие, что договоренности о синхронизации вступления в ВТО были достигнуты уже во время августовского посещения г-ном Януковичем Кремля, а затем закреплены в ходе недавнего визита в Белокаменную г-на Мороза?

Все бы ничего, но как к этому лепятся национальные стратегические интересы? Или это одна из составляющих той цены, которую мы платим за газ по 130 долл.?

Поэтому, как это ни грустно, приходится в очередной раз констатировать, что значимых успехов в этом году мы вряд ли дождемся как на внешнем политическом, так и на футбольном поприще. И, скорее всего, придется ждать еще как минимум несколько лет — до очередной смены поколений как в высшей футбольной, так и в главной политической лиге.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме