11 декабря ВР Украины приняла в третьем чтении новую редакцию Закона о приватизации имущества государственных предприятий. За три часа была завершена работа чуть ли не трех лет. В какой-то мере, возможно, была даже отомщена гибель двух депутатов, уничтоженных автокатастрофой на второй день после проведения второго чтения этого законопроекта.
Экономическое качество документа будет подробнейше изучено специалистами в ближайшее время. Причем мало кто из трудившихся над принятием закона депутатов сомневается, что это будут эксперты Президента и что Президент наложит на закон вето. Очевидно, кроме таких вызывающих мест, как переподчинение ФГИ парламенту и запрет на издание приватизационных указов, в тексте найдется немало и других серьезных причин для недовольства главы государства. Не обязательно как раз, что это будет изъятие из закона упоминания о стратегических инвесторах. Напротив, по этому поводу Президент получает возможность немедленно внести соответствующий законопроект, в результате чего недавно объявленный парламентом же мораторий на проведение целевых инвестиционных конкурсов будет снят.
Словом, содержание закона еще может улучшаться и улучшаться. И принятие его вообще пока имеет только чисто политическое значение. Поскольку законопроект еще долго отлеживался бы в ящике, если бы не планы правительства относительно ускоренной приватизации некоторых особо интересных объектов, в том числе и объектов топливно-энергетического комплекса. Однажды приняв в целях профилактики такой приватизации постановление о моратории, которое не возымело никакого действия на правительство, депутаты поняли, что иначе, как принятием закона, не обойтись.
Нужно сказать, что закон достался парламентариям значительно меньшими усилиями, чем Конституция. Стимулы были даже посильнее. Главные «зачинщики» - фракция «Реформы», как известно, питает особо острый интерес именно к таким вот стратегическим объектам, которые они руками ВР Украины и постарались защитить от произвола Кабмина. Другие правоцентристы просто плохо разбираются в экономике, да их и не густо было в зале в конце специально продолженного вечернего заседания. Как и днепропетровцев, из которых в зале оставались не самые преданные «лазаренковцы»... Левых и самых правых традиционно «купили» на лозунг - «долой политику разграбления страны». Когда коммунисты спохватились, что закон получается не совсем из серии «чем хуже - тем лучше», то есть способен как-то цивилизовать, а значит, и реабилитировать приватизацию, - было уже поздно. На их «даешь национализацию!» ответил сам А.Мороз: вот такими процедурными штучками и завалил кое-кто Закон о местных советах. Аналогия была некорректная, но в этот вечер Морозу прощалось все его спикерское искусство.
Вообще бенефис «ситуационного альянса» «Реформ» и А.Мороза, состоявшийся 11 декабря, заслуживает особого очерка. Но поскольку, как представляется, это не последний случай, к феномену еще удастся вернуться.
Пока же можно констатировать совершенно бесспорный факт: парламент выразил недоверие политике Президента и правительства в области приватизации, причем недоверие буквальное. Политический эффект такого «вотума» может оказаться посильнее простого отклонения программы правительства, влекущего отставку. И при этом - никакой политической шумихи и трескотни. Никаких, заметьте, пикетов на улицах и забастовок в шахтах и школах...