Владимир Радченко вернулся во власть. Но не в качестве председателя Службы безопасности, как предполагали некоторые эксперты, а в качестве вице-премьера, в обязанности которого входит координация действий силовых ведомств и борьба с преступностью. Генерал армии, в свое время несколько раз стоявший у руля СБУ, а один раз — МВД и Таможенного комитета, человек, трудившийся секретарем СНБОУ, а в последнее время дававший советы Турчинову, Дрижчаному и Януковичу, получил пост без портфеля, но с кредитом коалиционного и премьерского доверия.
Ожидать от Владимира Ивановича резко окрашенных политических шагов вряд ли стоит. Даже во времена Леонида Кучмы он старался максимально уходить от «цветоделения». А вот полку антизападников в украинской власти, похоже, прибыло. Ибо жизненная школа, которую прошел Владимир Радченко, сформировала взгляды, скорее схожие с азаровскими. Но та же школа позволяет Радченко, как профессионалу, видеть лучше многих, уполномоченных это делать, представителей власти системные и реальные угрозы, с которыми сталкивается страна. Другой вопрос, что далеко не со всеми можно будет эффективно бороться, используя лишь его вице-премьерские полномочия. Удастся ли генералу армии сконцентрировать внимание первых лиц государства на необходимости решения этих задач — большой вопрос. По крайней мере, на сегодняшний день этим не может похвастаться ни один украинский политик, привлеченный в команды президента либо премьера по признаку профессионализма, а не личной преданности…
Благословивший оскорбительные для общества и закона кадровые назначения в МВД (один Попков, чуть не проливший кровь Майдана, чего стоит), Виктор Янукович явно был задет назначениями, проводимыми секретариатом президента в СБУ. Можно предположить, что назначение Владимира Радченко — это ответ на президентскую активность в Службе и планы секретариата в отношении руководства Генпрокуратуры. Выводы о возможных последствиях назначения Владимира Ивановича на пост силового вице-премьера пока делать рано. А вот поинтересоваться взглядами нового члена Кабмина по некоторым вопросам — в самый раз. Что нам и удалось сделать.
— Владимир Иванович, как вы оцениваете происходящие в последнее время массовые кадровые изменения в Службе безопасности Украины и в Министерстве внутренних дел?
— Вы спрашиваете меня о процессе реформирования, который сейчас происходит?
— Не совсем. Мы видим, как на ответственные посты в Министерстве внутренних дел возвращаются абсолютно одиозные кадры. Кроме того, мы видим, что люди, далеко не самые компетентные в вопросах государственной безопасности, проводят «кадровые чистки» в СБУ, формируя без согласования с будущим председателем команду замов и областных руководителей. Оба процесса имеют разные качества, но неизменно негативное влияние на работу как МВД, так и СБУ.
— В принципе вы сами дали ответ. От себя могу добавить, что я, как и большинство сотрудников, не очень хорошо отношусь к этому процессу.
— Вы говорите о сотрудниках обоих ведомств?
— Конечно.
— У вас будет возможность влиять на эти процессы?
— Сейчас я не могу однозначно об этом сказать, поскольку необходимо завершить процесс выписывания функций и обязанностей вице-премьера. Лишь по завершении этого процесса я могу сказать, что возможно, а что — нет.
— Согласны ли вы с тем, что сегодня одной политической командой закладываются кадровые условия для политизации работы МВД, а другой — для политизации СБУ?
— Рядовой состав СБУ и МВД не заполитизирован по одной простой причине — никто из сотрудников не имеет права быть членом политических партий. Что касается руководства ведомств, то оно в своей деятельности обязано четко руководствоваться Конституцией и законом. Этих норм в своей работе намерен придерживаться и я, о чем открыто заявил, выступая в парламенте.
— Правда ли, что на определенном этапе между президентом и премьером были достигнуты договоренности, согласно которым вы должны были возглавить СБУ в обмен на то, что Борис Тарасюк сохранит за собой пост главы МИДа?
— Нет, это неправда.
— Обсуждался ли вариант внесения вашей кандидатуры президентом на пост председателя главы СБУ?
— Не обсуждался. Я не имел намерения возвращаться в СБУ, о чем сказал раз и навсегда. Причина одна — пятый раз в одну и ту же речку не входят. Мое присутствие в СБУ возможно лишь в качестве советника председателя, коим я и являлся до вчерашнего дня.
— Одно из информагентств в своем сообщении о вашем выступлении в Раде подчеркнуло, что вы «будете ставить политические задачи перед силовиками и создавать условия для их выполнения». Это как?
— Я такого не говорил. Я сказал о том, что руководителями ведомств скорее должны быть не профессионалы, а политики, которые, понимая политику государства, смогут исходя из нее ставить задачи своим сотрудникам. И эти задачи должны находиться в сфере тех компетенций, за которые руководитель несет ответственность.
— Когда вы возглавляли Службу безопасности, то во многих ситуациях, с внутриполитической точки зрения, вам удавалось сохранять отстраненную позицию. А ваш кабинет порой становился нейтральной полосой…
— Я действительно надеюсь на установление взаимопонимания не только между различными ветвями власти — президентом, правительством и парламентом, но и между политическими партиями. Это необходимо, поскольку страна действительно находится в довольно тяжелом состоянии. Вы не обратили внимание на статейку, которая вышла на ОРД на польском языке? Может это мнение, может, провокация — ребята разбираются. Но предложение, которое содержится в статье о размежевании Востока и Запада Украины с призывом впоследствии ходить друг к другу в гости — явление нехорошее, даже весьма опасное, которое попахивает вызовом национальной безопасности.
— Но позвольте, Владимир Иванович, вы являетесь советником премьер-министра — человека, под руководством которого два года назад инициировалось создание Юго-Восточной украинской автономной республики.
— Еще раз повторяю: я до вчерашнего дня был официальным советником главы СБУ. А советником премьер-министра я был на общественных началах. Поскольку и вопросы реформирования, и вопросы, касающиеся правоохранительной деятельности, затрагивали работу как Службы, так и МВД. Поэтому я чем мог — помогал.
— И все-таки многие будут воспринимать ваше назначение как усиление позиций Виктора Януковича в силовой сфере с целью политической эксплуатации силовых органов.
— До сегодняшнего дня я еще не видел, чтобы кто-то эксплуатировал силовые органы. Реформирование должно идти, и я заявляю об этом как член группы, разрабатывавшей эти реформы. Другое дело, что процесс реформирования не должен мешать работе, а также выполнению самой главной задачи, которая состоит в том, чтобы проанализировать все имеющиеся на сегодняшний день вызовы национальной безопасности (а их достаточно много в разных областях) и поставить, исходя из компетенции, обозначенной законодательством, конкретные задачи по наведению порядка в этих сферах.
— Что вы причисляете к основным вызовам?
— Ответ на этот вопрос требует обстоятельности. Но в качестве блица хочу обратить внимание на несколько вещей: легионеры неизвестной стороны открыто выступают на нашем телевидении, что ставит нам в укор один из важнейших партнеров, в связи с чем Украина рискует остаться без энергоносителей; на местах, в частности в Харькове, происходят массовые беспорядки, которых в подобном качестве страна не знала с 2001 года; Крым по-прежнему остается весьма сложной территорией и т.д. и т.п. Необходимо заниматься именно этими и аналогичными по уровню серьезности вопросами, задевающими интересы государства и общества, независимо от того, каких политических взглядов придерживается та или иная их часть.