ВИЗИТ КАК ПОСЛАНИЕ И ПРОЩАНИЕ

Поделиться
На прошлой неделе в Польше завершилось событие, которое, как мне кажется, на многие годы вперед будет определять силовые линии духовного развития и самой этой страны, и Европы в целом...

На прошлой неделе в Польше завершилось событие, которое, как мне кажется, на многие годы вперед будет определять силовые линии духовного развития и самой этой страны, и Европы в целом. Последний визит-путешествие, или, как его более точно называют сами поляки, - pielgrzymka, Кароля Войтылы на родную землю был не только самым необычным и рекордным во всех отношениях, некоторыми наблюдателями он оценивается как послание Иоанна Павла II в XXI век и, быть может, даже как прощание с поляками. Волей-неволей, а последнее приходило на мысль после того, как папа после очередного напряженного дня своей «пилигримки» вдруг упал в ванне и разбил себе лоб. Да так, что потом пришлось накладывать швы, а некоторым газетам - снова вспомнить о болезни Паркинсона. О серьезных проблемах со здоровьем говорит, наверное, и то, что один день из программы визита папы все-таки выпал из-за болезни и усталости, и то, что он отказался сразу же из Польши лететь в Армению к тяжело больному католикосу Гарегину Первому, о чем сначала было объявлено.

Поляки долго и основательно готовились к приезду на родину самого известного из своих земляков, ибо понимали, что ничто и никто из их новейшей истории не может так авторитетно и убедительно представить современную Польшу Европе и миру, как Кароль Войтыла - символ духовности и веры, надежды и братолюбия, свободы и независимости.

Еще за несколько недель до самого визита страна, а точнее - те ее города и городишки, которые ждали к себе высокого гостя, напоминала огромную строительную площадку, на которой ремонтировались дороги, прокладывались тротуары, красились заборы и обустраивались костелы и гостиницы, поднимались огромные алтари и ждали своего открытия очередные памятники. Правительство выделило на финансирование «пилигримки» 17 миллионов злотых. Министр народного образования Мирослав Хандке объявил, что те школы, которые организуют выезды на встречу с папой, будут иметь свободный от занятий день, который не придется потом отрабатывать.

Монументализм подготовительных мероприятий приобретал невиданные дотоле размеры. Польша ждала праздника, спектакля, чуда. И они пришли все вместе. В непосредственных встречах с папой приняли участие 10 миллионов человек, вдвое больше наблюдали их по телевидению или слушали трансляции по радио. Много гостей прибыло также из-за рубежа. Украинских верующих, например, наибольшее число было на встрече с папой в городе Замосць, что на юге Любельского воеводства. Об отношении папы к украинской католической церкви может свидетельствовать такой факт: когда в городе Сандомире, польские военные пожертвовали Иоанну Павлу два автомобиля, он подарил их потом верующим, один из них, как передало польское радио, - верующим Украины.

Несомненно, что многие выступления и речи Иоанна Пав-ла II останутся в памяти поляков надолго, ибо впечатляют не только вечным христианским целомудрием, но и служат мостиком от прошлого к будущему, воспринимаются как афористические формулы нового времени.

Известнейшее изречение «Нет вольности без «Солидарности», которое легендарная «Газета выборча» в 1989 году написала на своем фронтисписе вместо обязательного «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» теперь, благодаря папе, приобрело новый смысл и продолжение - «Нет вольности без солидарности, а солидарности без милости». И это главные, ключевые, знаковые понятия последнего визита Кароля Войтылы на родину: вольность, солидарность, милость, то есть Любовь. Без последней нет двух первых, но нет также и будущего. Тот, кого справедливо считают провозвестником и идейным вдохновителем «Солидарности», причиной падения Берлинской стены и упадка коммунизма, тот, кто просил Бога 20 лет назад обновить обличье этой земли, на сей раз благодарил Господа за все Его благословения и молился за то, чтобы Польша вошла в XXI век обществом не только стабильным экономически и духовно, но и была укреплена духом любви взаимной и общественной.

Абсолютно все комментаторы и аналитики называют историческим выступление Иоанна Павла II в польском сейме, где на время забыли о своих политических различиях левые и правые, националисты и прозападники, консерваторы и прогрессисты, слушая лекцию о том, что две важнейшие проблемы современного мира - проблему власти и проблему делания денег - нельзя решать вне моральных координат и христианских, евангелических ценностей, а новое общество нельзя построить иначе, как на фундаменте справедливости.

Папская концепция этого общества - это своеобразный «третий путь», отличающийся как от социализма советского происхождения, так и от агрессивного капитализма западного образца. Свое будущее, напоминал он полякам, нельзя строить за счет другого человека, сегодня надо уметь слышать крик и отчаяние бедных и обездоленных всего мира. Жить надо так, продолжал папа, чтобы никто не чувствовал нужды в кровле над головой и в хлебе на столе.

Потом, уже при прощании со своим великим земляком, эти слова повторит президент Польши А.Квасьневский, который скажет, что встреча с папой Иоанном Павлом II еще раз убедила поляков в том, в чем именно сегодня нуждается Польша, мир и человек. Польше нужен труд и ответственность, миру - покой, сотрудничество и солидарность, человеку - надежда и любовь.

Несмотря на преклонный возраст и очень насыщенную программу «пилигримки», Кароль Войтыла чувствовал себя среди поляков, как среди самых близких людей: в такие минуты он вспоминал детство и самое вкусное на свете пирожное, которое покупал на базаре, шутил и иронизировал над собой, приглашал президента и его жену к себе в папамобиль. И поляки отвечали ему тем же - внимательно вслушивались в каждое слово, ловили каждый жест, старались быть поближе в каждой встрече. И иногда тоже в своей любви и ликовании переступали границы принятого официоза и обращались: «Татусю коханы, будь здровы!» или «Кохамы цебе, зостань з намы!»

Феномен почти двухнедельного пребывания Иоанна Пав-

ла II на родине состоит в том, что это было время невиданного народного согласия, когда тысячи и миллионы поляков шли к тому, кто знает, как сделать этот мир добрее, лучше, чище. И в этом стремлении, пускай даже на короткое время, они сами становились такими.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме