Мэр Севастополя Виктор Семенов по праву может гордиться тем, что в таком непростом городе в такое непростое время стал руководителем-«долгожителем». За четыре года пребывания Семенова у власти в Севастополе, в Крыму, к которому город имеет чисто территориальное отношение, сменилось по крайней мере четыре премьера и три председателя Верховного Совета автономии.
Быть мэром Севастополя - непросто. В Киеве Семенову достается за то, что он «зачастил» в Москву, а на севастопольских митингах пророссийски настроенные пенсионеры поминают его не иначе, как «киевским наймитом».
Севастополь и раньше был одним из немногих городов бывшего СССР, известным почти каждому иностранцу. Несколько лет назад, когда возникла проблема Черноморского флота, о нем снова узнали в мире, как о причине разногласий между Украиной и Россией. Городские власти тогда, пользуясь непростой политической ситуацией, частенько получали от Киева дополнительные средства, которые позволяли Севастополю прожить не хуже, а может, и лучше, чем среднему украинскому городу.
Для кого - к сожалению, а для многих - к счастью ситуация вокруг главной базы ЧФ нормализовалась. Сейчас главные «бои» за его судьбу проходят спокойно и цивилизованно, на более высоком уровне, в основном, без участия политически активной части жителей города и «патриотически настроенных» российских депутатов.
Экономическая ситуация в городе, правда, от этого не улучшилась. Однако перспектива возможного разрешения проблемы ЧФ дает шанс Севастополю выступить с обоснованными предложениями к России о возмещении затрат, связанных с размещением на его территории Черноморского флота. По мнению Виктора Семенова, со стороны России уже есть понимание проблемы, и она давно была бы разрешена, если бы не «антагонистическая позиция командования ЧФ».
По признанию севастопольского мэра, руководители государства, включая первых лиц, уже являются «профессионалами» в севастопольской проблеме. Леонид Кучма первым увидел, напомнил В.Семенов, что Украина может полностью лишиться довольно хорошего промышленного комплекса в Севастополе, который просто нуждается в переориентации. К сожалению, сказал он, реализация принятых на высшем уровне решений зависит совсем от других людей, которые, зачастую, далеки от проблем города-героя.
- Севастополь - традиционно дотационный город, - рассказывает мэр, - а сейчас, когда Черноморский флот стал фактически неплатежеспособным, экономическая ситуация в городе значительно ухудшится. И не случайно я по этому поводу ездил в Москву, с этим связаны мои постоянные поездки в Киев.
В течение последних лет бюджет города формируется из налогов, взимаемых с предприятий, размещенных на его территории, что в значительной степени облегчает решение проблем Севастополя, но не изменяет сложившейся ситуации принципиально. Именно базирование воинских подразделений на территории Севастополя автоматически делает бюджет этого региона дефицитным. Раньше обязанности по содержанию, снабжению и социально-экономическому обеспечению семей военнослужащих возлагались на государственный бюджет. У нас же эта разница ложится на городской бюджет. Необходимо учитывать, что, по сложившейся еще в СССР практике, офицеры и мичманы оплачивают только 50% коммунальных услуг. Военнослужащие не платят подоходного налога и, таким образом, не участвуют в формировании доходов городского бюджета. Предприятия ЧФ, работающие по выполнению заказов флота, не платят НДС и налога на прибыль. Социальная сфера флотских предприятий в связи с тем, что они плохо «стоят на ногах», сбрасывается на городские власти. Чтобы экономическая ситуация в городе в этом году хотя бы осталась на уровне 95-го года, нам не обойтись без помощи государства. Я всегда был уверен в том, что решение проблемы формирования бюджета такого региона, как Севастополь, должно выходить за рамки полномочий города и решаться на государственном уровне.
Виктор Семенов не первый, кто высказывает мысль о том, что межгосударственный договор между Украиной и Россией безусловно будет подписан тогда, когда удастся органично решить вопрос ЧФ.
- Я надеюсь, что решение проблемы Черноморского флота позволит снять возможные естественные трения в отношениях Украины и Российской Федерации, уменьшит социальную напряженность среди военнослужащих. И Россия, и Украина все время отходили от конкретного решения. Подписывались документы, соглашения и протоколы, но они все еще ожидают своей реализации.
Наверное, была надежда, что все разрешится само собой, и так бы, может, и случилось лет через пять, но сейчас все больше людей, связанных с флотом, понимают, что откладывать решение нельзя, так как это большой груз экономических и моральных проблем.
При этом я прошу, и считаю естественным, чтобы при решении вопросов собственности, социальной защиты военнослужащих прислушивались к мнению администрации. А вот сколько кораблей должно быть и как их разделить - это уже вопрос межгосударственных переговоров.
В ходе украино-российских переговоров по ЧФ обозначилось множество проблем, которые можно и нужно решить с участием России. По мнению В.Семенова, это - компенсация пенсионному фонду для выплаты пенсий военнослужащим, уволенным в запас и проживающим в Севастополе, целевая компенсация городу для создания рабочих мест для военнослужащих, уволенных по сокращению штатов. Администрация считает, что Россия также должна взять на себя частичную компенсацию по проведению природоохранных мероприятий, проводимых в Севастополе и прилегающей акватории.
- Экономическую ситуацию в Севастополе можно изменить, если Россия будет помнить о том, что необходима поддержка ЧФ, который согласно договоренностям двух президентов де-юре будет российским, а де-факто всегда являлся российским, - считает В.Семенов, - на ней лежит не только материальная, но и моральная ответственность за судьбы людей, которые связали свои жизни с ЧФ.
Мы в администрации рассуждаем так - коль четвертая часть населения так или иначе связана с ЧФ (около 110 тысяч населения составляют военнослужащие, рабочие предприятий ЧФ и члены их семей, при этом больше половины полумиллионного города - пенсионеры и дети), Россия должна взять на себя четвертую часть бюджета главной базы Черноморского флота по расходам. По нашим расчетам это составляет около 7 из 29 трлн. крб. расходной части бюджета. Это долг России.
Подумайте сами, долг ЧФ только за коммунальные услуги составлял на середину ноября более 1 трлн. крб., или 25, 8 млрд. российских рублей - это значительная цифра, 193 млрд. крб. флот задолжал в пенсионный фонд. А ведь задолженность флота сказывается на жителях города.
Сочинское соглашение, кстати, юридически определяет весь комплекс проблем, связанных с базированием, боеготовностью и, в конечном итоге, с будущим этого флота и констатирует обязательства Российской Федерации по финансированию социально-культурной сферы Севастополя. Соглашение есть, необходим механизм.
Я не вижу большой сложности в реализации этого пункта соглашения, так как характер политических переговоров между Украиной и Россией сейчас представляет собой предметный, плодотворный, устраивающий оба государства вариант межгосударственных взаимоотношений.
- Одно дело, когда министры обороны в теплом южном городе находят общий язык и при полном взаимопонимании подписывают соглашения, и совсем другое дело, когда командующий флотом делает политические заявления, идущие вразрез с позицией своего руководства. Как складываются взаимоотношения администрации украинского города с командованием фактически российского флота?
- Различия в подходах к решению проблемы пребывания флота в Севастополе у администрации и у флота есть. Руководство ЧФ стремится сохранить ЧФ таким, какой он есть. И это не моя проблема, это проблема России - она должна решить, нужен ли ей такой флот, сможет ли она его содержать. Давайте сядем за стол переговоров и определим, сколько необходимо причалов, земли, инфраструктуры для того, чтобы флот смог осуществлять свои функции, перед тем как окончательно подписать документы по флоту.
Кстати, на мой взгляд, вы правы, получается некоторый «неконтакт» между руководством ЧФ и исполнительной властью в России. Согласно заявлениям П.Грачева, флот подлежит сокращению, а командование ЧФ настаивает на том, что его сокращать не надо. Безусловно, делая такие заявления, командование думает прежде всего о сохранении рабочих мест. Однако при этом политические цели и личные амбиции не должны становиться камнем преткновения во взаимоотношениях двух государств.
Действительно, не просто наладить нормальные отношения с военачальником, который игнорирует принципы субординации и, мягко говоря, не принимает во внимание мнение своего руководства. Виктор Семенов довольно болезненно и с некоторым сожалением воспринял заявление адмирала о том, что он не намерен платить за электроэнергию, «даже если Россия заставит и выделит средства», объяснив это тем, что флот понес значительные убытки, «готовя мобресурс для Украины». По мнению мэра Севастополя, «это чисто политическое заявление», так мог сказать только «временный в городе человек».
Не далее как 23 ноября в интервью, показанном по севастопольскому телевидению, Эдуард Балтин очередной раз заявил о невозможности базирования двух флотов не только в одном городе, но и «на прилегающих морских территориях». Такой позиции не так давно придерживался и Виктор Семенов. Ему принадлежит выражение «биологическая несовместимость двух флотов».
- Изменилось ли ваше мнение по поводу возможности сосуществования украинского и российского флотов в одном городе?
- Раньше действительно так и было. И эта несовместимость продолжала бы существовать, если бы ЧФ оставался таким же, как раньше, а Украина создала бы такой же, чуть ли не на паритетных основах, флот. Такое огромное количество военных двух государств на одной территории действительно подтвердили бы правильность такого выражения. Сейчас мы знаем о доктрине достаточности при строительстве ВМСУ, идет демилитаризация, много прежде военных флотских объектов передаются на баланс города. При таких условиях занятие ограниченного места в городе под один и второй флот - это нормально.
Время все расставляет на свои места. И хотя биологическая несовместимость еще имеет место, она излечима, это уже не полная несовместимость, которая была раньше. Я думаю, должно пройти некоторое время, чтобы произошли перемены в сознании и отношениях военнослужащих.
Самый острый, пожалуй, из всего круга проблем, связанных с разделом флота, - это вопрос статуса военнослужащих и членов их семей. Несоответствие содержания и формы, в буквальном смысле этого слова, проявится во время голосования по выборам в Госдуму России.
- 17 декабря в 10 избирательных участках будет проходить голосование по выборам в Думу, в которых будут принимать участие, в основном, военнослужащие срочной службы и те, кто имеет вкладыши о российском гражданстве, - говорит Виктор Семенов. - Как можно ответить на вопрос - кто он такой, военнослужащий Черноморского флота? Представьте себе ситуацию, когда военнослужащие ЧФ, которые фактически являются гражданами России, получают из России зарплату, носят форму с нашивками «Россия», не имеют права принимать участие в голосовании в Госдуму, при этом голосуют на выборах в Верховный Совет Украины.
Те, кто служит на российском Черноморском флоте, безусловно, должны быть гражданами России. Это очень непростой вопрос, связанный в том числе и с вопросами собственности. Нельзя держать людей в состоянии неопределенности - это чревато большими социальными потрясениями и нестабильностью. Раньше я считал, что эту проблему необходимо решить как можно быстрее, сейчас я понимаю, что подходить к этому вопросу надо обдуманно, чтобы решить ее раз и навсегда.
Итак, условия задачи поставлены, а это уже половина успешного ее решения. Учитывая геополитические интересы северного соседа, Украина признала, что в Севастополе будет размещаться иностранная военно-морская база. Россия же понемногу привыкает к мысли, что севастопольскую землю и причалы придется арендовать, отошел в прошлое лозунг «Родину в аренду не берут». Страсти утихают, о Севастополе говорят и пишут все реже. Даже факт открытия Севастополя с 1 декабря прошел фактически незамеченным. Еще пару лет назад командование ЧФ не позволило бы руководству города принять такое решение, ссылаясь на наличие большой военной тайны. Некоторые предрекают Севастополю участь провинциального крымского города.
- Севастополь никогда не превратится в провинциальный заштатный город, - считает мэр. - Даже с точки зрения менталитета жителей города, которые всегда понимали значимость форпоста южных рубежей.
И государство понимало значимость города. Во все времена он был городом республиканского подчинения. В новом проекте Конституции Украины статус Севастополя также не изменен. В Севастополе представлены значительные государственные интересы и России, и Украины. Именно поэтому государство должно относиться к этому региону с особым вниманием.