Хартия партнерства между США и балтийскими государствами - Литвой, Латвией и Эстонией была подписана в американской столице вечером 16 января, ровно неделю назад. С того времени прошло достаточно времени, чтобы в полной мере проанализировать ее содержание и понять, почему все же прибалты предпочли заключение весьма условной хартии с далекой Америкой достаточно конкретному договору о гарантиях безопасности с соседней Россией. В общем-то, природа такого решения принадлежит той же области, что и выбор литовским народом президента - американского гражданина, путь которого в недалеком будущем может повторить и его соотечественник в Эстонии.
Американцы всегда были на стороне прибалтийских стран. Более 50 лет США демонстрировали твердую позицию, проводя политику непризнания насильственного присоединения Эстонии, Латвии и Литвы к бывшему Советскому Союзу. После того как эти государства вновь обрели независимость в 1991 году, Соединенные Штаты продолжали их поддерживать, оказывая им помощь в проведении демократических и рыночных реформ и укреплении безопасности и суверенитета. Особые отношения с балтийскими странами были зафиксированы в Балтийском плане действий администрации США более года назад. Этот план предполагал интеграцию балтийских стран в структуру стран Запада путем создания новых связей в этом регионе, в Европе и с Соединенными Штатами.
Поэтому, подписывая хартию с тремя балтийскими государствами, американцы реализовали одно из положений этого плана и заявили тем самым о своем долгосрочном интересе в обеспечении их безопасности и независимости, отметив в преамбуле этого документа, что их стремление к созданию единой и свободной Европы не будет реализовано до тех пор, пока не будет обеспечена безопасность Эстонии, Латвии и Литвы.
Итак, что же конкретно подписали Билл Клинтон и его коллеги Леннарт Мери, Гунтис Улманис и Алгирдас Бразаускас?
Основная мысль документа - балтийские страны являются элементом американских представлений о новой Европе и они есть частью интеграционных процессов, происходящих в масштабах Европейского континента. Тем самым американцы дают понять, что эти государства не могут быть оставлены вне поля зрения или дискриминироваться на основании исторических или географических факторов.
В этом контексте хартия предполагает интеграцию Балтии в европейские и трансатлантические институты, такие, как Европейский союз, ОБСЕ, Организация по международной торговле и НАТО. Что касается НАТО, то документ опирается на положения Мадридского коммюнике, признающего стремление балтийских стран к членству в НАТО, и отмечает, что США приветствуют их стремление вступить в альянс. Кроме того, в документе содержится подтверждение точки зрения США в отношении того, что партнеры НАТО могут стать его членами, если докажут свою способность и стремление взять на себя ответственность и обязательства, соответствующие такому членству.
Чтобы успокоить Россию, традиционно озабоченную вопросами прав национальных меньшинств, которые она называет «русскоязычным населением», по инициативе США в хартию включено положение об общей приверженности сторон гармоничным и равноправным отношениям к лицам, принадлежащим к различным этническим или религиозным группам.
В документе подчеркивается стремление сторон к развитию тесного сотрудничества во всем Балтийском регионе в вопросах экономики, торговли, защиты окружающей среды, а также борьбы с организованной преступностью и особенно - укреплению двусторонних отношений между балтийскими странами и их соседями.
Чего же нет в хартии? Самого главного для балтийских государств. Хотя документ и приветствует стремление стран к вступлению в НАТО, но не подразумевает предварительных обязательств Соединенных Штатов по отношению к их членству в альянсе. Главная зацепка в этом вопросе - это то, что страны Балтии должны отвечать многим критериям и стандартам, которые выдвигаются ко всем странам, изъявившим желание вступить в Североатлантический союз.
Кроме того, хартия не предполагает никаких «закулисных» гарантий безопасности - правительства стран Балтии не просили о них и публично об этом заявили. Так что она не является альтернативой членству в НАТО и не представляет собой попытку «районизировать» безопасность стран Балтии.
Наконец, хартия является не юридически обязывающим документом, а всего лишь политическим заявлением общих обязательств и целей сторон, ее подписавших.
Следует отметить, что практическая реализация положений документа уже началась и многие из них уже находятся в процессе реализации.
В соответствии с программой поддержки восточноевропейских государств за последние шесть лет Соединенные Штаты выделили балтийским государствам более 136 миллионов долларов, способствующих основополагающим экономическим и политическим реформам. Однако поскольку эти страны добились большого прогресса в своих экономических преобразованиях, эти американские программы помощи в этом году завершаются. В настоящее же время начата реализация новых аспектов этого сотрудничества.
В день подписания хартии Билл Клинтон объявил об учреждении Балто-американского фонда партнерства с капиталом в 15 миллионов долларов. Этот фонд представляет собой уникальную форму партнерства государственных и частных организаций и будет учрежден на основе равных вкладов со стороны американского правительства и Института открытого общества Сороса. В соответствии с уставом, он будет содействовать дальнейшему развитию неправительственных организаций и гражданского общества в балтийских странах.
В тот же день министр финансов США Джеймс Рубин подписал договоры о налогообложении с правительствами трех балтийских стран. Эти договоры ускорят развитие торговых отношений и капиталовложений, упраздняя налоговые барьеры для американских фирм, работающих в Эстонии, Латвии и Литве.
Кроме того, 14 января официальный представитель Министерства торговли США Шарлин Баршевски подписала двусторонний договор о капиталовложениях с Литвой. Несколько раньше подобные договоры были подписаны с Эстонией и Латвией. Они гарантируют право на капиталовложения на условиях, которые в большинстве случаев должны быть не менее благоприятны, чем для внутренних инвесторов и инвесторов из третьих стран.
Соединенные Штаты значительно увеличили свою военную помощь балтийским странам. К концу 1998 финансового года в соответствии с президентской программой помощи по обеспечению безопасности «Варшавская инициатива» они должны будут получить 29 миллионов долларов. Кроме того, правительства балтийских стран получили военную технику и соответствующие услуги на сумму 14 миллионов долларов для подготовки балтийского миротворческого батальона, отдельные подразделения которого проходят службу вместе с войсками НАТО и силами по стабилизации в Боснии. Дальнейшему развитию вооруженных сил этих стран способствовали также спонсируемая США «Региональная инициатива по безопасности воздушного пространства», различные программы подготовки и обучения в военной области и тесное сотрудничество с коллегами в Национальной гвардии в штатах Мичиган, Мэриленд и Пенсильвания.
Соединенные Штаты выделили также 8,5 миллиона долларов на демонтаж бывшей российской радиолокационной станции в латвийском городе Скрунде и 2 миллиона на остановку бывшего российского ядерного реактора в городе Палдиски (Эстония).
Директор ФБР Луис Фри в день подписания хартии также выдвинул ряд предложений, направленных на расширение взаимодействия между правоохранительными органами США и стран Балтии в деле борьбы против организованной преступности. Они включают разработку механизмов для обмена информацией и проведения совместных операций с соответствующими структурами балтийских стран. Эти усилия будут строиться на основе юридических атташе ФБР, которые имеют свои бюро в Балтийском и Скандинавском регионах, Польше и России. Соединенные Штаты готовы также принять участие в работе Оперативного комитета оперативно-тактической группы Совета балтийских стран по борьбе с организованной преступностью. Цель такого сотрудничества - создание стабильных и безопасных условий для предпринимательства, так необходимых для развития торговли и капиталовложений в балтийские государства.
Для претворения в жизнь положений хартии учреждается специальная Комиссия партнерства, которую будет возглавлять заместитель госсекретаря США и которая будет проводить ежегодный анализ деятельности двусторонних рабочих групп по военным и экономическим вопросам.
Конечно, подписанная в Вашингтоне хартия есть всего лишь минимум желаемого для руководителей балтийских стран. Однако они все же предпочитают довольствоваться этим немногим, рассчитывая хотя бы «застолбить» для себя место в будущей единой Европе. И они прекрасно понимают, что только Запад может помочь им это сделать. А к чему могут привести конкретные односторонние гарантии безопасности со стороны России, о которых недавно так красиво говорил Борис Ельцин, прибалты с 1940 года еще не успели забыть.