Уходящий год, как и все предыдущие, блестяще подтвердил: правящие политические элиты Украины и России похожи не только своим номенклатурным происхождением с наносными демократическими кадровыми вкраплениями последних некоммунистических лет, но и постоянно нуждаются в политическом допинге. В виде педалирования на болевые проблемы, способные вызвать патриотические чувства так называемого среднего гражданина, потрафлять которому означает не дать опуститься собственной популярности до нулевой отметки. Именно такой проблемой является раздел Черноморского флота.
Решение этой проблемы традиционно оставило больше вопросов, нежели каких-либо вразумительных ответов. Но главный из вопросов все же - почему все-таки не делят?
Политики и политологи уже давно дали очень правильный ответ-схему: мол, ну зачем правителям терять такое средство для возбуждения патриотических чувств, когда взаимные уступки, которые могут привести к компромиссу, всегда можно будет и в Москве, и в Киеве использовать как обвинение в «предательстве национальных интересов» против оппонентов и убрать их с пути.
Все правильно, раздел Черноморского флота, равно как и периодически с ним связываемое подписание широкомасштабного украино-российского договора, давно стал заложником политической борьбы. Причем очень нечистоплотной и рискованной для тех, кого заставят заниматься «грязным делом».
Я имею в виду тот новый момент, который стал очевиден в последние месяцы. А именно - дистанцирование от флотской проблемы президентов России и Украины. Первым «во флот» поиграл Борис Ельцин, когда на пути к президентскому креслу клялся россиянам не отдавать Севастополь. И он таки выиграл, перехватив патриотические козыри у всех. Кто попался на этих президентских спичах, так это премьер-министр Виктор Черномырдин, вдруг тоже заговоривший о «костях русских матросов», которыми усеяна севастопольская земля. Именно Виктору Степановичу Борис Николаевич поручил делить флот, подразумевая для себя как минимум две выгоды. Если компромисс будет достигнут, флот поделен и не будет никакой шумихи, значит, Россия получит возможность строить и модернизировать Черноморский флот на украинской земле. Если деньги, конечно, найдутся. Если же компромисс вызовет новый всплеск ура-патриотизма, то премьер окажется на крючке. Его можно будет или уволить, демонстрируя патриотическое «несогласие», или спасать от патриотов своей властью и таким образом контролировать. Всем понятно, что премьерское кресло в любой посткоммунистической стране стоит дорого отнюдь не из-за должностного оклада. А в России об этом и говорить смешно, особенно учитывая газпромовское происхождение премьера.
Эту идею с перекладыванием функции подписывания документов о разделе ЧФ главами правительств, а не президентами охотно подхватил и Леонид Кучма. Ему тоже нелишне посадить на крючок своего премьера. Вот и занялся флотом первый вице-премьер Василий Дурдинец.
Разница в положении двух президентов, правда, не просто существенна. Она огромна: Ельцин уже выборы выиграл и может расслабиться. А вот Л.Кучме борьба за президентский пост еще только предстоит. Причем, судя по преждевременности старта предвыборной борьбы, окружение Л.Кучмы не исключает, что установленные Конституцией сроки могут быть «забыты» под давлением политической обстановки.
И тут Леониду Даниловичу, конечно, не позавидуешь. С одной стороны, нельзя прослыть непатриотом, подарив стране национальный позор в виде отказа от контроля над частью территории. С другой - Украина, во-первых, зависит от России по-прежнему, а во-вторых, как их, действительно, выводить, эти российские войска, если понадобится. Нардеп Юрий Болдырев как-то сказал, что в случае войны «две разутые голодные армии объединятся и свергнут оба режима - и киевский, и московский». Согласитесь, перспектива «не греет», особенно на фоне голодных обмороков в украинской армии. Не вербовать же боевиков УНА или УНСО...
Вполне возможно, именно поэтому Л.Кучма, заявив, что «статус Севастополя не может быть предметом переговоров», перед этим упросил украинских депутатов не рассматривать законы о статусе иностранных войск и о выводе их из Украины. Ведь поскольку других войск иностранных, кроме российских, у нас нет, то могла встать проблема конкретной реализации закона.
К игре в «перекладывание ответственности» активно подключились парламентарии двух стран. Причем, как ни парадоксально это не покажется, первыми это сделали россияне. Несмотря на грозные решения Госдумы и Совета Федерации по Севастополю, которые в Киеве однозначно расценили как «выдвижение территориальных претензий к Украине». Повод для патриотизма безусловно имеется. Однако справедливости ради нужно отметить, что севастопольские решения думцев и сенаторов - в основном заявления. То есть документы, не имеющие нормативного характера, а следовательно, и юридических последствий. Ни для России, ни для Украины. Единственный отличительный и внушающий тревогу документ - это постановление Совета Федерации «О комиссии Совета Федерации по подготовке вопроса о правовом статусе города Севастополя» от 5 декабря 1996 года. Это постановление обязательное к выполнению, но оно только поручает создать упомянутую комиссию, и эта комиссия будет только готовить документ о статусе города. Причем сроки этих двух антиукраинских мероприятий не указаны. А следовательно, может создаваться и готовить хоть к Новому году, хоть к концу полномочий. И даже если комиссия будет создана и все подготовит, то еще нужно рассматривать, принимать, а приняв, добиваться от Бориса Николаевича подписи под законом. Ведь именно он, по российской Конституции, определяет и отвечает за внешнюю политику.
В итоге, похоже, получается, что никакой роли, кроме разжигания украинских страстей, решения российских депутатов не сыграли. Однако это пока не сыграли, но могут сыграть. Во-первых, потому что они проверили на прочность и патриотичность украинских политиков и пока что проявили только потенциальную единодушную решительность. Во-вторых, они создали Б.Ельцину необходимый фон для политического маневра в случае новой большой нужды в патриотизме. Российские политики уже сейчас говорят о турецком гегемонизме в Черном море, о том, что турецкий флот сильнее совместного Черноморского (и это, видимо, действительно так, глядя на ЧФ). Вторым козырем российских депутатов может стать расширение НАТО на Восток и выход на Черное море через Румынию (в случае ее принятия в НАТО) дополнительных натовских сил. И тут, действительно, Б.Ельцину нечего возразить, это будущие факты.
И вот тут-то и проявляется третья - главная - функция депутатских решений. Они подталкивают российскую исполнительную власть к «решительным действиям по защите южных рубежей», перекладывая на них ускорение решения проблемы раздела ЧФ, которым эти южные рубежи можно защитить только в том случае, если он будет сильным. Не сделает этого Б.Ельцин, его всегда можно будет обвинить в непатриотичности. Так что хочешь не хочешь, а решать придется. И решать с Л.Кучмой.
Похоже, с тем же прицелом, но только несколько видоизмененно действуют и украинские парламентарии. Особенно левые во главе с Александром Морозом. Именно он выступил главным противником подключения парламента к ведению переговоров по ЧФ. Лучше всего эту идею озвучил поэтический Борис Олийнык, заявив, что «кто-то третий хочет сделать Верховную Раду крайней». Кто «третий» - непонятно, но почему «крайней» вполне объяснимо. Точнее, объяснимо нежелание быть не то что крайней, а вообще причастной. Участие во флотских переговорах парламента делает его соответчиком, если Украина вдруг «сломается», и Павлу Лазаренко (или кому-либо другому) все же придется подписать документы, оставляющие российский ЧФ в Крыму. А неучастие означает, что всегда можно будет объявить исполнительную власть «предательской» и, не ратифицировав документы, себя заявить «подлинными патриотами». Такой «финт» объективно выгоден и правым, и левым, и центристам, и вообще всем мало разбирающимся в политических цветах депутатам.
Леонид Данилович, конечно, может указом уволить премьера-подписанта как «прошляпившего», однако весь негатив от уступок по флоту падет на него. А под выборы - это не лучший подарок.
Должен Президент Украины, видимо, учитывать и реакцию Запада, того же НАТО, на возможные флотские уступки и возможное, вследствие их, усиление России. Ведь что бы там ни говорили натовские или американские стратеги о привлечении или «специальном вовлечении» России в партнерство с НАТО, сильная она им нужна, как, извините, зайцу стоп-сигнал. Если раз потребовал уничтожить Карфаген, то это, видимо, засасывает... И простить потенциальное усиление России не смогут ни Леониду Даниловичу, ни он сам, чьи реформы напрямую и прочно пока зависят от западных кредиторов.
Принесет ли новый, 1997-й, год какие-либо изменения в ситуацию, естественно, неясно. Все факторы, ее определяющие, остаются в силе, и их значимость будет меняться в силу субъективных и объективных причин. Сегодня ясно другое - Черноморский флот продолжает разваливаться, строительство ВМС Украины приторможено, а ведь на службу в них набор продолжается. Призывают, между прочим, живых людей. Молодых и активных. Что они могут делать, хорошенько не поев, показал броненосец «Потемкин». Да что там броненосец - он-то был на ходу. События прошлого воскресенья в Севастополе показали, что «моряк вразвалочку на берег» сейчас сходит, чтобы предъявить счет власти в сухопутном бою с милицией. Особенно, если один из главкомов, вернувшись из больницы (дай ему Бог здоровья, конечно), вдруг говорит, что готов «в бой», а второму драка не выгодна...