Если в скором времени появятся подтверждения версии о том, что на Украину пал счастливый жребий воспринять от России роль форпоста рыночных реформ на всем евроазиатском пространстве, - удивляться не придется. В отличие от непредсказуемого и, по сути, неуправляемого русского «царя», чей срок к тому же неумолимо истекает, Президент Украины являет образец не только управляемости и внушаемости, но и последовательности, а уж тем более предсказуемости. Образцом этих добродетелей Л.Кучмы следует считать третье за три года заявление о том, что он не подпишет нереальный бюджет (хотя два предыдущих все-таки были им подписаны). А также манеру отправлять в отставку премьер-министров, с которыми совместная работа в течение достаточно долгого периода связала его слишком тесно. Если кто-то не помнит, как под давлением НДП в 1997 году Президент сначала всячески защищал П.Лазаренко, затем заподозрил его в моральных изъянах, затем отпустил на лечение и лишь по нездоровью - в отставку, а только спустя значительное время стал припоминать какие-то темные делишки, все еще очень долго не называя при этом имен и фамилий, - тот может проследить применение той же технологии уже на примере В.Пустовойтенко.
16 сентября Президент Кучма подписал распоряжение, которым велел создать во всех местных госадминистрациях специальные оргструктуры, которые бы занимались внутренней политикой, то есть анализировали и прогнозировали развитие социально-политической ситуации в регионах, а также налаживали связи администраций с местными советами, политическими партиями и СМИ. Столь банальный шаг Л.Кучмы в преддверии выборов не мог бы удивить, если бы не тот факт, что вертикаль «комиссариатов» он приказал замкнуть на управление внутренней политики АП, тогда как Кабмину положено всего лишь в месячный срок обеспечить организацию структур. Это последнее обстоятельство подтверждает предположение о том, что и бессмертие «прометеев» имеет пределы. Вероятно, именно этим распоряжением Президент сам дал ответ на вопрос, возникший после его первой реакции на намерение парламентской оппозиции отправить правительство в отставку.
Напомним, реакция главы государства на коварные планы оппозиции состояла в том, что равнодушно наблюдать за этим делом он не намерен, а сделает так, что... «мы ( то сть он и оппозиция) разминемся на этом пути». Те, кто уже не верит в звезду Л.Кучмы, начали было посмеиваться по поводу очередного «китайского предупреждения» при полном отсутствии у главы государства каких-либо правовых рычагов влияния на парламент, буде тот как минимум 226 голосами поддержит гораздо более малочисленную оппозицию. Прочие могли просто еще раз перечитать Конституцию, чтобы понять смысл примененного Президентом выражения.
А Конституция предполагает целых два варианта правового выхода из ситуации. Первый, который ближе к тексту самого Президента: если оппозиция дойдет до «такого» решения, то есть требование об отставке правительства окажется четко сформулированным и мотивированным, однако голосование еще не состоится, то Президент может опередить окончательный вердикт парламента и сам таки отпустить премьера с миром. Второй вариант: парламент принимает решение о недоверии правительству, что влечет за собой отставку Кабмина. Однако дальнейшая процедура этой отставки описывается в Основном законе так: премьер обязан написать прошение на имя Президента, а Президент рассматривает его и принимает решение. Какой-либо императив насчет последнего - отсутствует. То есть Президент отставку премьера может и не принять. Несомненно, возникает повод для обращения в Конституционный суд и на период теперь уже его раздумий - очень и очень странное состояние правительства. В конечном
итоге КС, как обычно, выносит вердикт ровно в те сроки, когда это политически выгодно некоей стороне процесса. Все опять сводится к политике. И можно строить предположения, состоится ли реальная смена Кабмина зимой или все-таки уже весной или она не состоится никогда.
Но полезное чтение Конституции не является панацеей, когда правовые вопросы приходится совмещать с экономическим кризисом. Например, когда Президент делал свое загадочное заявление о нежелательности отставки правительства, гривня еще только начала по официальному курсу отрываться от нижнего края своего коридора. А когда издавалось распоряжение о «комиссарах» (в непыльных, надо думать, «шлемах»), «независимая» нацвалюта уже круто пошла вниз. Причем только слепой мог не заметить связь этого падения с неким странным постановлением Кабмина и НБУ по «конфискации» банковских вкладов в ОВГЗ. В этот короткий промежуток времени начали накапливаться поводы для недовольства Президента методами работы Кабмина. Возможно, к этому приложили руку и сами банкиры, которые сначала сделали вид, будто с ними все вопросы согласованы, а уж потом засыпали Президента жалобами... Но факт остается фактом.
А еще через день, когда курс гривни практически пересек экватор своего коридора, Л.Кучма выступил еще с одним заявлением на тему правительства. Теперь уже появились признаки открытого недовольства, правда, пока - лишь неквалифицированным экономическим блоком. В тот же день мы узнали о добровольно-принудительной конверсии ОВГЗ уже для нерезидентов...
Если кому-то покажется, что, несмотря на схожесть действий самого Президента, разница в положении близких к отставке Лазаренко и Пустовойтенко определяется влиянием на неприятности последнего - экономического кризиса, то это не совсем так. Когда НДП в прошлом году торопила Кучму, она беспокоилась о том, что Лазаренко уведет из-под контроля будущего правительства все материальные и финансовые ресурсы, которые были бы так необходимы в преддверии парламентских выборов. Нынче - та же ситуация. Как уже отмечалось в «ЗН», управляемый кризис как способ перераспределения в первую очередь государственных (бюджетных и небюджетных) средств в теневую сферу вызывает обостренную борьбу за сами рычаги управления, которые и пытается отобрать теперь уже у Пустовойтенко околопрезидентская антипремьерская «оппозиция». Спешка, связанная с намерением парламентской оппозиции взять эти рычаги в свои руки, а возможно - воспользоваться ими не совсем так, как до сих пор пользовались все правительства Кучмы, носит вполне понятный характер. А характер лично Леонида Даниловича способствует реализации того же плана. Хотя и с поправками на разные обстоятельства.
Главным обстоятельством является именно наличие парламентской оппозиции и ее готовность сменить Кабмин под свою ответственность. Зачем «левогромадовцы» сами лезут на эту плаху - казалось бы, загадка. Но если их туда так активно не пускают - то причины есть. А то, что не пускают - видно из двух фактов. Во-первых, в ходе долгих и, надо признать, весьма утомительных дебатов по поводу принятия Основ внутренней и внешней политики, которые могли бы по статусу приравниваться хотя бы к докладу Президента Кучмы в 1994 году и означать некий новый левоцентристский курс, было зафиксировано меньшинство так называемых «левогромадовцев». Разумеется, в случае отставки Кабмина меньшинству поручить его формирование невозможно. Во-вторых, несмотря на согласие оппозиционеров, якобы имеющих в кармане 230 подписей за отставку Кабмина, отсрочить это мероприятие - все же против «Громады» предприняты радикальные шаги: арест одного из членов «теневого кабинета», президента Украинского газоресурсного консорциума Н.Сивульского ( которого не увольняли и не арестовывали более года после отставки Лазаренко). Причем сделано это вместо давно ожидаемого представления Генпрокуратуры о лишении иммунитета двух лидеров «Громады».
Оставайся до выборов хотя бы полгода, а не год - подобные репрессии против парламентского меньшинства были бы понятны. Сегодня же столь нелепые и явно не сулящие Президенту повышения его авторитета меры могут свидетельствовать лишь об одном: ни ресурса времени, ни других серьезных ресурсов он у себя не наблюдает. Как бы ни клялся А.Волков, обещающий сколотить какой-то новый пропрезидентский блок, в исключительной верности своему Президенту. Как бы ни доказывал Рух, что у нас президентско-парламентская, а не наоборот, форма правления. Как бы ни компоновала НДП варианты «коалиционного» правительства в случае ротации экономического блока с сохранением Пустовойтенко... И тревога Президента вполне понятна, хотя вслух он об этом старается не говорить.
Парламент валит все плоды президентского указотворчества. Какие бы слова при этом ни приговаривались, а большинство парламентских политических сил решило пойти «навстречу» Президенту по той самой дорожке, на которой он намерен разминуться со своими оппонентами. Дорожка эта пролегает по правовому полю, не так давно «заминированному» указами главы государства, и ВР пытается ее максимально расчистить. Количество отмененных указов уже превышает норму, которую можно уложить в понятие «конструктивное сотрудничество» ветвей власти.
Указы отменялись и 244, и 267, и 280 голосами. Не говоря уж о преодоленном 317 голосами вето на предмет запрета повышения коммунальных тарифов. Трудно здесь опять говорить о популизме депутатов - чего, кстати, не сделал и сам Л.Д.! Депутатам не идти на выборы, они сейчас «президентские» команды составляют, и каждое голосование - в том числе и на эту тему. Так что если Президенту нравится, он может полагать, что 317 парламентариев поддерживают кандидата Е.Марчука, который перед преодолением вето сказал речь от имени социального комитета... По этой логике, когда дело дойдет до преодоления вето на «антинефтегазовый» закон - можно будет судить и о других кандидатах в Президенты. Но пока тему эту в парламенте не трогают. Надо думать, она пока не созрела - ввиду непрозрачности перспектив взаимоотношений с Россией, «Газпромом» и т.д. и т.п.
Зато созрела другая. Такой в общем-то не слишком понятный большинству граждан вопрос, как денежная приватизация через компенсационные сертификаты. Указ остался нетронутым как уже вступивший в действие, а просто принят очередной закон о недопустимости использования КСов в проведении каких-то хитрых аукционов, где продаются самые перспективные предприятия Украины через сомнительных посредников. Очевидно, что и не из нелюбви к А.Бондарю парламент провалил попытку его повторного назначения на пост главы ФГИ. Просто нельзя сейчас, до вердикта следственной комиссии (а он назначен на 6 ноября), подписывать решения о передаче собственности. Разумеется, Президент может применить к этому закону такое же вето, как и к любому другому. Он только не может отменить постановление, в соответствии с которым аукционы не только приостанавливаются, но комиссия по контролю за приватизацией превращается в следственную и начинает расследовать приватизационные решения всех без исключения исполнительных структур, включая распоряжения и поручения самого Президента.
Кстати, авторами как «антиКСовского» закона, так и постановления, были члены отнюдь не левых фракций, а даже НДП, ПЗУ и т.д. Вопрос, не подписались ли депутаты этих фракций под чем-то, близким к импичменту, резкого отрицания у опрошенных не вызвал. Конечно, это еще далеко не «та» следственная комиссия, ту еще, может быть, а может, и нет, придется создавать только после других сложных процедур. Но обнаружение подписи Л.Кучмы под какими-либо сомнительными документами - это ведь тоже кое-что. Помнится, в давние времена один импичмент уже был отложен только потому, что подписи Л.Кучмы под трастовыми декретами принадлежали не Президенту, а всего лишь премьер-министру... Вероятно, и это решение парламента привело Президента в столь нервное состояние: как ни сложна процедура, а часы пребывания у власти даже ее упоминание как будто сокращает... И есть у Президента ощущение, что ни репрессии против оппозиции, ни морока с псевдокоалиционным правительством этих часов не вернут.
В сущности у Кучмы есть один уже давно испытанный способ борьбы с парламентом, который не подлежит роспуску: заваливание законодателей ненужной работой. Несомненно, и антикризисная программа правительства, часть уже реализованных мер которой приводит к углублению кризиса, и третья попытка осуществить бюджетно-налоговую революцию - из этой серии. Прогноз Президента, не питающего иллюзий насчет реалистичности бюджета-99 и отказывающегося его подписывать, означает лишь одно: засадив депутатов за «дурную» работу, можно продолжать незаконное ручное управление страной и остатками ее экономики: это тоже «испытанный» способ получить у Запада не менее «дурные» деньги.
Но поскольку способ испытанный - надо думать, есть и противоядие. И это, конечно же, отнюдь не срочная оставка правительства, хотя именно ее-то и вознамерился вдруг приблизить ранее очень умеренно настроенный по отношению к Пустовойтенко спикер Ткаченко. Противоядие как явной, так и тайной оппозиции к Президенту, просто: его самого, как он ни сопротивлялся, все-таки раздразнили, заставили говорить странные и загадочные вещи, за которыми «скрываются» десятки взаимоуничтожающих сценариев смены Кабмина, проведения или предотвращения референдума, внесения поправок в Конституцию, наконец - всевозможных способов избежать объявления импичмента. Если метания пропрезидентских сил стали причиной проигрыша на парламентских выборах - этот эффект будет умножен в преддверии выборов президентских. И даже попытки завалить депутатов ненужной работой могут оказаться бессмысленными: голосование «против» в зале отлажено очень четко, после чего время высвобождается для спокойной работы над нужными законами. В том числе, между прочим, и политическими. Можно себе представить, что произойдет с Л.Кучмой и его окружением, когда ВР приступит к рассмотрению нового Закона о выборах Президента, какие новые «альянсы» и партийные «блоки» начнут создаваться, как будет забыт несчастный бюджет...
Пока промежуточный результат начавшегося процесса очевиден: Президент Украины, который очень опасался развития в стране политического кризиса по российскому сценарию, все же может сам стать его инициатором, даже если начнет всего лишь с экономического блока правительства. Наверное, это уже карма: те, кто разрабатывает только сценарии, по ним и живут. Естественно, им очень легко разминуться с людьми, которые хотя бы учатся жить по законам.
P.S. 18 сентября парламент 259 голосами принял постановление, в котором рекомендовал Президенту отменить указ о секвестре бюджета 1998 года. В противном случае парламент намерен поставить вопрос о превышении полномочий главой государства.
С точки зрения экономической постановление бессмысленно. В политическом же плане просматривается добавление еще одной капли в «чашу терпения» законодателей: обращение в КС на предмет толкования права Президента вмешиваться в бюджетный процесс. Рано или поздно, но еще одно неприятное для Кучмы решение вынесено будет.