Таки накаркали - в среду 12 мая Евгения Примакова отправили «в большую науку». Вину за очередной правительственный кризис почему-то снова возлагают на Бориса Абрамовича и Бориса Николаевича. Это несправедливо. Скорее, во всем виновата злополучная демократия. Если бы «независимые» эксперты ежедневно не предрекали отставки правительства, если бы опросы общественного мнения не подчеркивали стремительного роста популярности премьера, если бы «свободные» СМИ не издевались над больным президентом и не пугали импичментом его семью, кто знает, может, правительство и уцелело бы. Хотя представить Б.Ельцина в роли британской королевы при сильном, пусть даже надежном, премьере непросто.
Почему Е. Примакова ушли?
На прощание Б.Ельцин признал, что «правительство полностью выполнило поставленную перед ним тактическую задачу». Значит, Мавр-тактик свое дело сделал - он должен уйти, на смену придет Мавр-стратег? Вряд ли. С.Степашин заявил о продолжении избранной экономической стратегии. Значит, причины отставки далеки от экономики и стратегии и лежат они в политической плоскости.
Е.Примаков стал популярен до неприличия: если деятельность премьера на «хорошо» и «удовлетворительно» оценил 71% россиян, а президента - лишь 2%, значит, кто-то из них не на месте. Президент решил, что не на месте Е.Примаков. И правильно, в том смысле, что правила и решения у главы державы всегда правильнее, чем у его граждан. На месте Б.Ельцина любой бы заволновался. Разве можно вообразить, к примеру, чтобы Л.Кучме не доверяли 98% населения и при этом В.Пустовойтенко пользовался поддержкой 71% граждан? Ни один руководитель - уважающий себя и мыслящий на перспективу - такого не допустит. Заботясь о благе тех же 71% заблуждающихся. А чтобы их не было так много, периодически нужны «эдакие рокировочки», для придания работе правительства «большего динамизма». Но в 35 раз большая, чем у Б.Ельцина, популярность в народе - не единственный грех премьера.
Во-первых, Е.Примаков пользовался еще и невиданной для своих предшественников поддержкой парламента (и это на фоне процедуры отрешения от власти президента!). Во-вторых, Е.Примаков начал необъявленную войну с олигархами, ослабив позиции Б.Березовского, В.Гусинского, А.Смоленского, М.Ходорковского и М.Фридмана. Наконец, премьер не устраивал многих на Западе - кому понравится сворачивание финансовых пирамид, уменьшение вдвое западного потребительского импорта и курс на возрождение национальной экономики? Поскольку по сути возражать тут Е.Примакову трудно, то клеймили его за другое - за компартийное прошлое, связи с КГБ, авторитаризм и подавление СМИ, отказ от проведения экономических реформ и жесткую позицию по Косово. Е.Примаков должен был уйти - в этом Б.Ельцина убедили твердо. А уж если тот чего решил…
Но премьер не уходил. Ни после приближения ко двору В.Черномырдина, а фактически - отстранения Е.Примакова от проблем балканской войны. Ни после увольнения его первого зама В.Густова. Ни после назначения на эту должность «силовика» С.Степашина и передачи в сферу ответственности последнего региональной политики и связей со странами СНГ. Премьер оставался на посту даже тогда, когда его лишили эфира (в последний месяц Е.Примаков появился на экранах лишь несколько раз, и то чтобы заявить о «своем» несогласии с процедурой импичмента или заклеймить недостойное поведение Ю.Скуратова). Премьер упорно не уходил, тогда его ушли. Борис Березовский не скрывает радости и с оптимизмом смотрит в будущее страны: «Отставка Примакова - это провал попытки коммунистического и гэбэшного реванша в России». Борис Ельцин впопыхах было перепутал, кого же он все-таки назначил, но потом президента подправили - в этот раз и.о. будет С.Степашин. Н.Аксененко пока подождет.
Что успел сделать
Е. Примаков?
Ушел Е.Примаков на подъеме. Результат его непродолжительной (в сравнении, к примеру, с долгожительством В.Пустовойтенко) работы превзошел ожидания многих. Российским «младореформаторам» и зарубежным экспертам, которые сегодня (не без оснований) критикуют Е.Примакова за «топтание на месте», я бы посоветовал почитать их собственные интервью и оценки, сделанные в августе прошлого года. Тогда они предрекали полный коллапс российской экономики, девальвацию рубля до 150-200 руб./$, эмиссию в объеме 100-150 млрд. руб., полный развал банковской системы, бюджетного процесса и прочие «ужастики». Не сбылся ни один из «черных» прогнозов!
Неимоверными усилиями, при недееспособном президенте (который все больше курсировал между Горками-9 и ЦКБ) Е.Примаков смог стабилизировать экономическую ситуацию. Ему удалось вселить в сограждан чувство уверенности в собственные силы, возродить доверие россиян к правительству, чего не было вот уже восемь лет. По данным ВЦИОМ, положительно оценивают деятельность правительства В.Черномырдина лишь 6% россиян, кабинета С.Кириенко - 10% опрошенных, правительство Е.Примакова стабильно поддерживали 60-80% россиян!
Из полутора тысяч банков ликвидировано лишь чуть более сотни. Стабилизируется потребительский рынок, возрождается промышленность. Растут реальные доходы населения. Месячные темпы инфляции снижены более, чем в 10 раз (с 38% в сентябре до 3% в апреле). Почти 4 млн. россиян вышли из «опасной зоны» и стали получать доходы выше прожиточного минимума. Удалось стабилизировать курс рубля - в апреле он «прибавлял» по 8-10 коп. ежедневно и достиг достаточно устойчивой отметки в 24 руб./$. Возросли поступления «живых денег» в бюджет, правительство на 100% финансировало социальные выплаты. Более чем в два раза сокращена задолженность по зарплате и пенсиям (с 60 млрд. руб. до 26 млрд. руб.). С 1 апреля на 50% повышена зарплата ученым, учителям и врачам. С 1 мая началась индексация доходов. Без финансовой помощи извне правительство смогло выплатить $5 млрд. внешнего долга, сохранив при этом золотовалютные резервы Центробанка (за восемь месяцев они сократились лишь на 5% и составляют $11,6 млрд.). Для сравнения: С.Кириенко имел лучшие стартовые условия - около $17 млрд. резервов плюс транш МВФ в $4,8 млрд., но большая часть этих средств была истрачена непродуктивно (в сентябре В.Геращенко «получил» лишь $12 млрд. золотовалютных резервов).
Решил ли Е.Примаков все проблемы российской экономики? Нет, конечно, но вряд ли кто другой в его положении мог добиться лучшего результата. Падать легко, подниматься наверх очень непросто.
Возможные экономические последствия
Б.Ельцин пошел на обострение ситуации вполне сознательно. И такое решение имеет свою экономическую цену.
Никто не сомневается, что в ближайшие три-четыре месяца новому правительству не удастся даже сохранить достигнутый правительством Е.Примакова уровень. Есть уверенность в противном: финансово-экономическая ситуация в России усложнится, это негативно отразится на социальной сфере и повлияет на настроения избирателей. Новое правительство С.Степашина (или кого-нибудь другого) - без поддержки со стороны Федерального собрания и населения в целом - может стать очередным «временным» кабинетом, ожидающим отставки в любой момент.
Уход Е.Примакова в первый же день спровоцировал падение курса акций ведущих компаний РФ на 10-15%, цена российских облигаций снизилась на 5%. Это еще не окончательный уровень падения. Засуетились и операторы на ММВБ, курс доллара потихоньку пошел вверх.
На фоне импичмента и недееспособного правительства будет очень трудно своевременно принять необходимые законы для удовлетворения требований МВФ. Значит, сроки получения первого транша МВФ и Всемирного банка будут перенесены. Скорее всего, потребуется новый раунд переговоров с международными кредиторами. Кто их будет проводить - пока неизвестно.
Б.Ельцин, конечно же, пойдет на обновление правительства. Опять на экранах появились несколько подзабытые после бесславного турне по Балканам лица молодых «либерал-реформаторов». В списке возможных членов правительства называют Б.Федорова, С.Кириенко, А.Шохина. Не исключено участие Г.Явлинского и даже В.Жириновского. Президент Белоруссии А.Лукашенко выразил уверенность, что С.Степашин вряд ли «будет ложиться под Гайдара-Чубайса», и.о. премьера «очень любит Россию».
Кризис в РФ повлияет и на украинско-российские экономические отношения. Президент Л.Кучма полагает, что Россия не может быть для Украины «ни кредитором, ни тем более донором». Сказано несколько эмоционально (ведь до сих пор нас россияне кредитуют более чем на $1 млрд.), но вопроса нет - проблема нашего долга обострится в ближайшее время. Россия будет требовать предоплаты и дисциплинирования процесса возврата долгов.
Если экономика Украины по-прежнему уязвима от воздействий со стороны РФ, так, может, пора собирать антикризисный штаб для выработки возможных превентивных мер - чтобы не допустить провала в торговле, а также срыва поставок из России нефти, газа и особенно ядерного топлива?
Возможные внутриполитические последствия
Россия входит в длительный политический кризис, кстати, уже третий за последние 15 месяцев. На этот раз разрешить его будет очень непросто.
Решение об отставке Е.Примакова не поддерживают основные политические силы России, большинство руководителей местных законодательных собраний и значительная часть губернаторов. Мэр Санкт-Петербурга (он же лидер Северо-Западной региональной ассоциации) В.Яковлев не исключает «дестабилизации политической жизни в России». Не менее жестко отреагировали губернаторы Псковской (Е.Михайлов) и Кемеровской (А.Тулеев) областей, президент Башкортостана М.Рахимов, другие сенаторы. Ослабление президентской вертикали и кризис исполнительной власти объективно дестабилизируют систему государственного управления в России. Это негативно повлияет на отношения центра с регионами, усилит сепаратистские настроения, особенно на Северном Кавказе. Следует напомнить, что совсем недавно (добиваясь от сенаторов поддержки решения по Ю.Скуратову) Б.Ельцин еще раз провозгласил опасный лозунг девятилетней давности («Берите столько суверенитета и полномочий, сколько проглотите»). Это стратегическая ошибка, следствием чего может стать усиление конфедеративных начал в отношениях с Москвой.
После отставки Е.Примакова кардинально изменится предвыборный расклад политических сил. Во-первых, если уставший от политических интриг Е.Примаков откажется от борьбы в 2000 году, то основным претендентом на пост президента России становится мэр Москвы Ю.Лужков. Украине есть над чем задуматься. Не будем забывать, что именно благодаря политическому весу Е.Примакова и огромным усилиям И.Иванова правительство РФ смогло нейтрализовать демарш Ю.Лужкова и добиться ратификации большого украинско-российского договора. Во-вторых, в случае проведения досрочных парламентских выборов (но лишь по смешанной схеме) возрастают шансы левых сил. Поэтому коммунисты будут активно использовать процедуру импичмента и обсуждение кандидатуры (кандидатур) премьера для публичного обливания грязью Б.Ельцина и его окружения. К примеру, сразу после назначения Н.Аксененко первым вице-премьером коммунисты нижней палаты затребовали от него объяснений по поводу «фактов коррупции» в должности министра путей сообщения. Поскольку отстранение Е.Примакова, назначение С.Степашина и Н.Аксененко произошли, видимо, не без участия семьи президента и приближенных к нему олигархов, тема коррупции будет раскручиваться и далее, причем разными политическими силами.
После назначения и.о. председателя правительства «силовика» С.Степашина всем стало понятно, что меньше всего Б.Ельцина волнуют нечеткая стратегия и замедление реформ в экономике (что бы там ему не писали спичрайтеры в тексты телеобращений). С.Степашин так же далек от понимания проблем экономики, как В.Черномырдин - от миротворчества. Зато генерал лично предан президенту, он опытный силовик и далек от публичной политики. Давая согласие возглавить правительство, С.Степашин прекрасно понимал, что от него требуется в случае неконституционного (силового) варианта разрешения конфликта между ветвями власти.
Набор возможных действий президента известен - это роспуск парламента, запрет КПРФ и других оппозиционных сил, проведение досрочных выборов в Государственную думу (в этот раз по одномандатным округам). Думаю, такого рода действия восприняли бы в штыки не только коммунисты. Вряд ли малочисленные (10-15 человек) фракции в новом парламенте устроят Г.Явлинского с В.Жириновским, а ведь у «ЯБЛока» с ЛДПР нет шансов получить больше мест при выборах по мажоритарной схеме. Не досчитается мандатов и «Отечество» Ю.Лужкова. Зато нужное количество мандатов скупят банкиры с олигархами. Видимо, генерал С.Степашин все просчитал и внутренне готов к развитию событий по конфронтационному сценарию.
Подталкивая Б.Ельцина к силовым действиям, его советчикам следует учесть одно важное обстоятельство. Администрация президента РФ сегодня не так влиятельна и дееспособна, как прежде. Во-первых, возникла напряженка с кадрами: иных уж нет, а те далече. Невыразительного главу администрации А.Волошина трудно сравнить с его более опытными и влиятельными предшественниками (Ю.Петров, С.Филатов, Н.Егоров, А.Чубайс, В.Юмашев). По разным причинам ушли опытные заместители главы президентской администрации С.Ястржембский, М.Комиссар, А.Лившиц, А.Огарев, Р.Орехов, В.Путин, Ю.Яров, И.Шабдурасулов; 12 мая подал в отставку и первый зам. О.Сысуев. Не работает на Б.Ельцина и Совет по внешней и оборонной политике: его руководитель С.Караганов «советует» президенту лишь одно - уйти в отставку.
После встреч с Б.Ельциным западные партнеры стали отмечать недостаточный уровень информированности президента РФ. Наблюдатели делают вывод о наличии мощных информационных «фильтров» на пути к Б.Ельцину. И небезосновательно: в январе, фактически, ликвидирован институт советников президента - все они, кроме Т.Дьяченко и М.Зурабова, уволены. Ранее с должностей помощников и советников Б.Ельцина ушли опытные Ю.Батурин, М.Краснов, А.Корабельщиков, В.Волков, М.Малышев, Б.Кузик и Г.Сатаров. Вообще, в последнее время ставка делалась на привлечение в администрацию преданных и неамбициозных сотрудников, способных решить две задачи - гарантировать Б.Ельцину спокойное завершение президентского срока и обеспечить надежный контроль над силовыми структурами. Видимо, поэтому Б.Ельцин назначил на ключевые должности зам. главы администрации (В.Макаров) и начальника управления кадров (В.Осипов) именно представителей силовых структур.
Президент, очевидно, осознает ограниченные возможности нынешнего состава своей администрации. Об этом говорят его ориентация на силовые структуры и усиление авторитарных начал в собственных действиях и в деятельности правительства (через премьера-генерала). Это не спонтанное, а заранее подготовленное решение, о чем свидетельствуют недавние кадровые перестановки в силовых структурах. Уволены первый зам. директора ФСБ В.Соболев, зам. министра внутренних дел И.Кожевников, командующий Внутренними войсками П.Маслов, командующий войсками Московского военного округа Л.Кузнецов. Директором федеральной службы налоговой полиции назначен В.Солтаганов (бывший сотрудник МВД), руководителем таможенной службы - генерал Н.Бордюжа, по представлению С.Степашина были заменены руководители МВД во многих регионах России. Очевидно, следующим этапом усиления позиций президента станет замещение «людей Е.Примакова», которые занимают должности второго-третьего уровня в ряде правительственных структур.
Возможные внешнеполитические последствия
Уход с поста председателя правительства опытного дипломата, имеющего личный авторитет в международных кругах, безусловно, ослабит влияние России на мировые процессы. РФ может утратить инициативу в урегулировании балканского кризиса, поскольку после правительственной «рокировки» неопределенной представляется судьба министра иностранных дел И.Иванова, без поддержки которого миротворчество В.Черномырдина не стоит ломаного гроша. Затяжной кризис в России не даст возможности наращивать совместные с Украиной усилия по мирному урегулированию в Приднестровье.
Обострение кризиса после недолгой стабилизации еще раз подтвердило непредсказуемость развития событий в России, и этот урок четко усвоят ее партнеры по СНГ. Усилятся центробежные тенденции в рамках Содружества, страны-участницы СНГ будут еще больше дистанцироваться от «взрывоопасной» России. Затормозится даже процесс объединения России и Белоруссии в рамках единого Союза.
Развертывание левыми силами РФ кампании по отстранению Б.Ельцина от власти косвенно повлияет и на развитие внутриполитической ситуации в Украине. С одной стороны, это подтолкнет оппозицию к новым антипрезидентским демаршам, с другой - затяжная «болезнь» восточного соседа заставит левых призадуматься относительно актуальности их интеграционных планов.
Народ, как известно, требует «хлеба и зрелищ». По части зрелищ проблем в этом году у россиян не будет - тут Б.Ельцин, несомненно, преуспел. С хлебом сложнее, но поможет Запад: желающих доставить в Россию гуманитарную «помощь» предостаточно. Не безвозмездно, конечно, ведь бесплатный сыр бывает только в мышеловках.