«Укртелеком»: танцы с бубном

30 июля, 2004, 00:00 Распечатать Выпуск № 30, 30 июля-6 августа 2004г.
Отправить
Отправить

Журналисты и эксперты не раз прогнозировали, что приватизация «Укртелекома», о которой так долго говорили все, кому не лень, завершится скандалом...

Журналисты и эксперты не раз прогнозировали, что приватизация «Укртелекома», о которой так долго говорили все, кому не лень, завершится скандалом. Они ошиблись. То, что происходило в последние дни, скорее, можно назвать цирком. И непременно с клоунами. Участники процесса не уставали демонстрировать наплевательское отношение к законодательству и взаимным договоренностям, чиновники — превалирование личных бизнес-интересов над государственными, политики — самые неожиданные альянсы. Спрашивается: зачем нужно было без малого пять лет готовиться к эпохальной сделке, принимать законы, утверждать планы, нанимать дорогостоящих западных консультантов и так далее, если деловая культура чиновников и бизнесменов за эти годы ни на ступень не поднялась от дикого рынка и эпохи первичного накопления капитала? Все это кино можно было с таким же успехом снять и перед выборами 1999 года…

Несомненно, апофеозом всему стала принудительная остановка в ночь на четверг станка на «Пресі України», где в этот момент печатался тираж 29-го номера «Ведомостей приватизации». И без того уже опаздывавшего на один день в связи с тем, что в среду, в день его обычного выхода, как раз и проходило заседание правительства, на котором были утверждены конкурсные условия по продаже 42,86% акций ОАО «Укртелеком». Уже готовый тираж выпуска, на последней странице которого было напечатано «Информационное сообщение Фонда государственного имущества Украины о проведении открытых торгов по продаже пакета акций ОАО «Укртелеком», был уничтожен. А в пятницу увидел свет «настоящий» 29-й номер, в котором эта информация отсутствовала. Такого в истории отечественной приватизации еще не было!

По свидетельствам очевидцев, события в ту роковую ночь развивались следующим образом. Приказ об остановке станка поступил около двух часов после полуночи от руководства ФГИУ. По некоторым данным, он стал результатом ночного разговора Михаила Чечетова с Виктором Медведчуком. Последний в чрезвычайно весомых выражениях убедил председателя Фонда госимущества в том, что Кабмин конкурсных условий не утверждал. А посему, печатая информационное сообщение о них, он совершает большую ошибку.

Ошибаться Чечетову не хотелось. Чтобы исправить свой промах, в четверг он официально денонсировал все свои вчерашние заявления о том, что конкурс будет объявлен 29 июля. А также официально отложил начало конкурса по «Укртелекому» — «до утверждения Кабинетом министров его окончательных условий, оговаривающих требования к потенциальным инвесторам, а также стартовую стоимость пакета и сроки».

Ирония в том, что условия Кабмином утверждены были! Причем не где-нибудь в кабинете без свидетелей, а на заседании под председательством первого вице-премьера (а заодно и председателя комиссии по приватизации «Укртелекома») Николая Азарова. И за это решение проголосовало большинство членов правительства. А премьер-министр Виктор Янукович 28 июля с. г. подписал по этому поводу два распоряжения — №513-р «Об утверждении решения комиссии по приватизации ОАО «Укртелеком» об условиях приватизации ОАО «Укртелеком» и №514-р «Об утверждении уточненного плана размещения акций ОАО «Укртелеком». Кои и были благополучно опубликованы 29 июля в «Урядовому кур’єрі».

Видимо, «заворачивать» тираж этой газеты Медведчук не рискнул. Или просто упустил возможность публикации в «Кур’єрі» из виду. Даже учитывая, что в печатном органе правительства сам текст конкурсных условий не присутствовал (да и не должен был), публикация этих распоряжений говорит о том, что по состоянию на два часа ночи 29 июля правительственное решение об утверждении условий приватизации пребывало в силе! А значит, Виктор Владимирович Михаила Васильевича попросту неправильно информировал.

Зачем? Это понятно из пункта 8 «Квалификационные требования к претендентам на участие в открытых торгах…» «погибшего» информационного сообщения ФГИУ. Поскольку часть номеров ставшей раритетом первоначальной версии 29-го номера «Ведомостей приватизации», видимо, разобрали на сувениры участники производственного процесса, у «ЗН» появилась возможность ознакомиться с плодом многомесячного труда комиссии по приватизации. И самостоятельно убедиться в том, что «квалификационным требованиям» в действительности соответствуют лишь крупнейшие и наиболее солидные мировые телекоммуникационные операторы уровня Deutsche Telekom, Vodafone или Verizon. И не соответствует ни один не то что украинский, но и российский потенциальный покупатель «Укртелекома».

Система квалификационных требований включает в себя, в числе прочего, необходимость наличия:

— суммарных активов не менее 10 млрд. евро;

— объема реализации за последний отчетный год не менее 10 млрд. евро;

— не менее пяти миллионов абонентов;

— не менее 50 тыс. км магистральных сетей в собственности;

— опыта работы на мировых рынках связи за пределами стран СНГ;

— опыта участия в приватизации государственных телекоммуникационных компаний и реформирования телекомов-госмонополистов.

А главное — наличия международного кредитного рейтинга S&P и Fitch не ниже ВВ, Moody’s — не ниже Ва2 и отсутствия судебных споров с государственными органами Украины по состоянию на 28 июля 2004 года (персональный привет АФК «Система»).

Вне всяких сомнений, и British Telecom, и Vodafone, и АТ&T могли бы принять участие в конкурсе и имели бы шанс его выиграть. Только очень сомнительно, нужна ли украинская компания тому же Deutsche Telekom, не так давно поспешно избавившемуся от активов в «УМС». Или France Telecom, две недели назад оштрафованному Еврокомиссией на 1,7 млрд. долл. за минимизацию налогов. Интерес, который мировые телекоммуникационные гиганты проявляли к «Укртелекому» во время роад-шоу, был, скорее, данью вежливости, а не серьезными намерениями. Реальные планы покупки «Укртелекома» вынашивали только российские компании.

Что выходит у них? Выручка «Связьинвеста» за 2003 год составляет менее 5 млрд. евро — он отсекается этим условием. «Альфа-Групп» сама по себе не подходит ни по выручке (2,9 млрд. долл. за 2002 год, за прошлый отчет не публиковался. — С.С.), ни по рейтингу. Однако обе компании могли бы поучаствовать в приватизации в тандеме с западными партнерами. Например, «Альфа» — с Telenor (рейтинг А2, выручка-2003 — 6,3 млрд. евро) или Vodafone (рейтинг А, выручка-2003 — 46 млрд. евро ), а «Связьинвест» — с кем-либо из своих американских партнеров. Не зря минимальный проходной рейтинг претендента взят на уровне российского суверенного…

Отдельно следует упомянуть «донецко-турецкое» СП с участием DCC и Turkcell. Ни владелец украинского оператора SCM, ни даже владелец турецкой компании холдинг Cukurova требованиям не удовлетворяют. Собственно, если сложить все их активы и выручку, то на необходимые цифры они, может, и выйдут, вот только суверенный рейтинг Турции (а значит, и ведущих турецких компаний) по версии S&P — В+. То есть на позицию ниже минимально необходимого…

Пункт о судебных спорах, видимо, добавлен, поскольку у АФК «Система» оставалась возможность зайти на конкурс в альянсе со своим давним партнером Deutsche Telekom, который вышеуказанным требованиям соответствует. Например, со стороны компании Cetel B.V., выступавшей в свое время посредником при покупке «МТС»—«Системой» государственной доли в СП «Украинская мобильная связь». И по этой же причине оказавшейся в числе соответчиков по памятному иску Генпрокуратуры. Похоже, те, кто писали эти квалификационные требования, решили, что «Системе» хватит и «УМС».

Итак, вывод: победителем такого конкурса, вероятнее всего, мог бы оказаться холдинг, включающий в себя одну из российских ФПГ и одного из мировых телекоммуникационных гигантов. Учитывая активное участие в подготовке продажи «Укртелекома» господ Туманова и Левочкина, можно предположить, что это был бы «Альфа-Групп»—(Telenor или Vodafone). Естественно, остальных такой расклад не устраивал. Особенно прямого конкурента «Альфы» — «Систему». Владелец и руководитель которой, Владимир Евтушенков, с минувшего понедельника пребывает в Украине, а потому имеет возможность принимать непосредственное и живое участие в исторических событиях.

Сразу после позавчерашнего ночного скандала в интернете (сайты ForUa, «Подробности») появилась информация о том, что в среду и четверг происходили «активные переговоры» «Системы» с администрацией Президента в лице Виктора Медведчука, а также с офисом Виктора Ющенко. Предметом переговоров была отмена конкурса по «Укртелекому» и перенос его «на осень» (почему не на после выборов?). По словам некоторых присутствовавших при этом, говорилось, что в покупке «Укртелекома» «Системой» заинтересован сам Владимир Путин.

Судя по тому, что Виктор Медведчук активно включился в игру, его убедили первым. Есть информация, что в АП был подготовлен проект президентского указа об отмене вышеупомянутых распоряжений Кабмина (возможно, именно в расчете на такой указ руководителей Фонда убеждали, что решений Кабмина «не было»). С этой бумагой В.Евтушенков в четверг пытался попасть на прием к Президенту. На момент подготовки номера «ЗН» к печати информации о подписании указа не было, однако учитывая традицию АП публиковать судьбоносные решения в пятницу вечером, все еще может быть…

«Система» всячески демонстрировала уверенность в своих силах. Что позволяет предположить существование неких договоренностей по поводу «Укртелекома» между Евтушенковым, Кучмой и Путиным, видимо, подтвержденных во вторник на встрече в Ялте. Получается, «Систему» кинули во второй раз?

А тем временем Виктор Ющенко подписал заявление коалиции «Сила народа» о том, что в случае прихода к власти «не признает факта так называемой приватизации «Укртелекома», если она состоится в 2004 году», и добьется отмены ее результатов. Такое заявление уже само по себе должно охладить серьезных покупателей, не могущих себе позволить нести еще и политические риски.

Наверное, Виктор Андреевич как мудрый политик, придя к власти, все-таки десять раз подумает, отменять ли результаты приватизации. Одно дело — обещать это перед выборами, другое — ставить под удар и без того неустойчивый инвестиционный имидж страны. Ведь сама возможность политического пересмотра результатов сделок равносильна возможности дефолта, и грамотный руководитель государства, взвесив все за и против, скорее всего, примет решение оставить все как есть. Однако, глядя на эти «танцы с бубном», в которые превратилась так давно ожидаемая приватизация, задумываешься: а может, действительно, хоть один раз взять да и со всей наглядностью и убедительностью показать, что так делать нельзя? Просто не стоит… Дело, однако, за политической волей.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК