УКРАИНСКИЙ СЛЕД В ЭФИРЕ

24 октября, 1997, 00:00 Распечатать Выпуск № 43, 24 октября-31 октября 1997г.
Автор
Статьи авторов Все статьи автора Все авторы
Отправить
Отправить

Сообщения о свержении законно избранного президента Конго Паскаля Лиссубы и приходе к власти пос...

Автор
Статьи авторов Все статьи автора Все авторы

Сообщения о свержении законно избранного президента Конго Паскаля Лиссубы и приходе к власти после четырех месяцев кровопролитной гражданской войны бывшего диктатора Дениса Сассу-Нгуэссо имели не так уж много шансов стать предметом оживленных дискуссий в странах СНГ, ведь с окончанием холодной войны руководители чужих суверенных государств уже не делились на «наших» и «не наших». Тем не менее, как оказалось, исход сражений в далекой африканской стране был далеко не безразличен некоторым из граждан бывшего «могучего и нерушимого».

Корреспондент «Франс Пресс» Мишель Мартин 21 октября передал из Конго сообщение, в котором говорилось о том, что в этот день полиция города Пойнт-Нуар, нефтяной столицы Конго, разрешила иностранным журналистам проинтервьюировать 16 человек, которые содержатся под стражей и обвиняются в служении в качестве наемников свергнутому президенту Паскалю Лиссубе. Среди задержанных, по данным журналистов, трое французов, двое бельгийцев и 11 русских. Все задержанные отрицают свою причастность к выполнению каких-либо боевых действий, хотя при их аресте конголезской полицией было конфисковано оружие и военное снаряжение. По словам задержанных, один француз, один бельгиец и все русские были наняты частной авиакомпанией и осуществляли перевозку продуктов питания на самолете

Ан-32 между Конго и Намибией. Программа «Время», сообщившая об этом в своем выпуске 22 октября, попыталась поставить под сомнение гражданство задержанных «русских», утверждая, что за границей все граждане СНГ, в том числе и украинцы, автоматически считаются русскими. Один из задержанных российских летчиков заявил, что военные вертолеты пилотировались украинскими летчиками, с которыми он и его коллеги не контактировали.

Однако это утверждение не соответствует действительности. В следующем своем репортаже тот же Мишель Мартин сообщил о военных трофеях, захваченных солдатами нового конголезского правительства в Пойнт-Нуаре. Штурм города завершился так быстро, что на аэродроме имени Агустино Нето удалось захватить достаточно много летной техники, экипажи которой не успели поднять ее в воздух. Речь идет о вертолете МИ-24, захваченном в полной боевой готовности и оснащенном ракетами YB-32 и пулеметом калибра 12,7 мм. Кроме этого, в качестве военных трофеев иностранным журналистам были продемонстрированы еще три действующие вертолета МИ-8 и еще один

МИ-24, но находящийся в процессе сборки, а также два небольших самолета Антонова, МиГ-21 в рабочем состоянии, пять самолетов МиГ-21, нуждающихся в серьезном ремонте, два небольших танка BRDM и 10 непригодных к употреблению самолетов МиГ-17. Вся эта военная техника, по утверждению представителей нового режима, применялась для бомбежки позиций повстанцев в Браззавиле, ставших ныне победителями в недавно завершившейся гражданской войне. Они же утверждают, что пилотировали военные вертолеты именно украинские летчики, которые в момент захвата аэродрома находились в городе и обратно на военную базу уже не вернулись. О дальнейшей их судьбе до сих пор еще ничего не известно. Высказываются предположения, что либо они покинули страну, либо пребывают в ней, пользуясь фальшивыми удостоверениями личности.

Примечательно, что уже в первом сообщении были названы имена и возраст французов и бельгийцев, изложена их собственная версия причин пребывания в Пойнт-Нуаре, тогда как 11 русских проходили единой недифференцированной массой. После своей неуклюжей попытки отмазаться от неминуемой взятки на мизере за счет своих партнеров по СНГ, журналисты ОРТ все же развернули активную деятельность, в ходе которой были выяснены личности задержанных, из числа которых шестеро действительно оказались гражданами России, и также изложили их версии пребывания в воюющем Конго уже после того, как российское посольство в Браззавиле еще в июне этого года было закрыто из-за начавшихся в стране беспорядков. А вот вопрос о причастности граждан Украины к этой требующей дальнейшего прояснения истории пока еще остается без ответа. Но самое главное, что и желающих задавать его, похоже, не так уж и много.

Оксана Приходько

по материалам ММЦ «Интерньюз»

P.S. Заместитель начальника Управления стран Азии, Тихоокеанского региона, Ближнего и Среднего Востока и Африки МИД Украины Петр Колос на вопрос «ЗН» о возможной причастности украинских граждан к военным действиям в Конго ответил, что министерство отправило по своим каналам официальные запросы, ответы на которые еще не получены. Ситуация осложняется тем, что дипломатического присутствия Украина в Конго не имеет, поэтому приходится действовать через третьи страны. «А ту информацию об украинских пилотах, которую СМИ повторяют со слов российских летчиков, достоверной считать нельзя», - заявил он.

Тем не менее в неофициальной беседе с «ЗН» представители украинских спецслужб не исключили возможности того, что граждане Украины действительно могли оказаться в Конго. Ввиду сокращения вооруженных сил, многие специалисты оказались не у дел. Проконтролировать же возможность попадания их в горячие точки в качестве наемников очень сложно, поскольку, выехав из Украины в любую страну, с которой у нас безвизовый въезд, например, в Россию, украинские специалисты могут далее отправиться в любую другую страну, и в Украине об этом никто не будет знать. Поэтому теоретически присутствие украинских наемников в Конго возможно. Но на самом деле в украинских спецслужбах не склонны считать, что факт действительно имел место, хотя и они проводят соответствующее расследование.

Очевидно, читатели обратили внимание на то, что в перечне техники, пилотируемой задержанными в Конго наемниками, список отечественных названий боевой и военно-транспортной авиации слишком велик. Парку какой страны после распада Советского Союза принадлежала эта техника, пока неизвестно. Известно только, что Украине неоднократно приходилось сталкиваться с обвинениями в использовании украинских военно-транспортных самолетов в нелицеприятных целях. От горячих точек бывшей Югославии до колумбийской наркомафии. Проблема бесконтрольности использования этих машин частными фирмами, взявшими их в аренду, давно доставляла неприятности Украинскому государству. Известно, что некоторые отечественные фирмы были не особенно разборчивы и щепетильны в проверке партнеров, с которыми заключались контракты на использование военно-транспортной техники за рубежом. По данным «ЗН» желание избавиться от сложившейся ситуации стало одной из причин создания «Украинской авиационной транспортной компании», под крыло которой со всего мира сзываются самолеты и вертолеты, ранее используемые другими частными компаниями. Проект постановления о ее создании пока еще находится под грифом «не для печати». Однако такого грифа нет на дополнении к проекту постановления. По сути проштрафившимся компаниям придется, прервав контракты, поделиться с новым детищем Министерства обороны, военной разведки и некоторых коммерческих структур.

В частности, предполагается, что в распоряжение «Украинской авиационной транспортной компании» будет передано:

1. Аэродромно-технические комплексы (г.Узин, г.Запорожье) вместе с наземной инфраструктурой обеспечения.

2. Самолеты:

- которые отработали установленный ресурс:

Ил-76МД - 73

Ил-78 - 3

Ан-12 - 20

Ан-26 - 13

Ил-62 - 2

Ил-62М - 1

Ту-154 - 1;

- которые находятся в рабочем состоянии и имеют остаток ресурса к очередному ремонту 2-3 года:

Ил-76МД - 15

Ил-78 - 3

Ан-12 - 5

Ан-24 - 2

Ан-26 - 2.

3. Вертолёты:

- которые отработали установленный ресурс:

Ми-8 - 10

Ми-6 - 10;

- которые находятся в рабочем состоянии и имеют остаток ресурса к очередному ремонту 2-3 года:

Ми-8 - 5

Ми-6 - 5

Ми-26 - 5.

4. Авиационные двигатели, которые отработали установленный ресурс:

Д-30КП-2 - 200

АИ-20 - 60

Аи-24 - 4

ТВЗ-117 - 200

Д-136 - 5

Аи-8 - 10

Аи-9 - 10

ТА-6А - 50

ТГ-16 - 15.

К вопросу о создании УАТК «ЗН» предполагает еще вернуться.

Впрочем, как и к проблеме наемничества.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК