УКРАИНА—РОССИЯ: ВРЕМЯ ЯГОДОК

03 октября, 1997, 00:00 Распечатать Выпуск № 40, 3 октября-10 октября 1997г.
Отправить
Отправить

Ветераны от СМИ, занимавшиеся с 1991 года освещением украино-российских отношений, еще год назад с т...

Ветераны от СМИ, занимавшиеся с 1991 года освещением украино-российских отношений, еще год назад с трудом могли бы представить себе столь мирно текущий диалог между представителями двух стран, имевший место на конференции «Россия и Украина на пути к стратегическому партнерству». Весьма представительные делегации, в состав которых вошли с обеих сторон вице-премьеры, заместители министров, помощники президентов и премьеров и небольшое количество влиятельных бизнесменов, два дня вели достаточно откровенные беседы в Киеве в гостинице «Национальная».

И примечательно то, что этот обмен мнениями, частично проходящий за закрытыми дверями, не сопровождался эмоциональными всплесками, которые, казалось, стали пожизненными атрибутами двусторонних встреч. Примеров таких всплесков в прошлом немало: начиная от просьб премьера одной страны к президенту другой дать ему разрешение задушить замминистра иностранных дел, явно не согласного с намеченными решениями по ядерному оружию и Черноморскому флоту, и заканчивая серьезными колебаниями одного из президентов по поводу целесообразности вручения агримана послу дружественной страны.

Если не считать ехидного тусовочного стеба Сергея Караганова и неуместных по сути и устаревших во времени претензий Ивана Зайца, то можно сказать, что на этот раз страстей не было. Может быть, их просто научились сдерживать, а может, уяснили, что выпускать пар нужно совсем на другом уровне, а именно - на том, где реально закладываются основы стратегического партнерства между Украиной и Россией. И этот уровень, да простят мне крамольную мысль, - не политический, а экономический. Время «цветочков» прошло. Настало время «ягодок»…

ОБЪЕКТИВКА «ЗН»

На киевской встрече, организованной Национальным институтом украино-российских отношений при СНБО, Украинским центром экономических и политических исследований и Советом по внешней и оборонной политике при президенте Российской Федерации, немало говорилось об отсутствии стратегического партнерства между государствами и наличии стратегической зависимости между экономиками двух стран. В частности, в выступлении одного из хозяев встречи, заместителя секретаря Совета национальной безопасности Александра Разумкова были приведены следующие данные.

Товарооборот Украины с Россией составил в 1996 году 17 миллиардов долларов. Затем идет Германия. Здесь товарооборот не превышал 1,4 миллиарда долларов. Однако в нынешнем году Украина потеряла в товарообороте с Россией порядка миллиарда долларов. Это опасная тенденция, так как взаимозависимость экономик наших стран очень высока. Причем как Украины от России, так и наоборот. Например, через Украину проходят одни из основных транспортных инфраструктур, которые Российская Федерация использует в своих взаимоотношениях с мировым экономическим сообществом. Через Украину транспортируется в Западную Европу 90 процентов экспортируемого Россией газа, значительные объемы нефти, здесь находится половина нефтехранилищ бывшего Союза. Украина - огромный рынок потребления российских энергоресурсов. Сюда ежегодно поставляется около 50 миллиардов кубометров газа, 16-17 миллионов тонн нефти. 60 процентов атомной промышленности России задействованы на обслуживание украинских АЭС.

Мы все помним, как президенты обеих стран, в случае проявления буйства высших законодательных органов, неизменно повторяли, что последнее слово в украино-российских отношениях - за Борисом Ельциным или, соответственно, - за Леонидом Кучмой. С подписанием большого украино-российского договора историческая миссия данных президентов для двусторонних отношений в основной своей части была завершена. На передний план вышла экономика, а это значит, что основными действующими лицами на нынешнем этапе являются бизнесмены - директора заводов, АО, АОЗТ, корпораций и СП. Прагматики, которым в меньшей степени присущи «имперские комплексы» и «комплексы провинциальной неполноценности».

Именно поэтому на конференции несколько пещерный вид имели те политики, которые, подобно насекомому в янтаре, застыли в проблемах русскоязычного населения в Украине, демаркации и делимитации границ, претензиях к СНГ и Межпарламентской ассамблее. Безусловно, все эти вещи важны и для их решения в двусторонних отношениях будут уделяться и время, и место, и силы. Но отнюдь не эти моменты являются определяющими на пути к реальному стратегическому сотрудничеству между Украиной и Россией.

Пожалуй, главным итогом консультативной встречи, проводимой в Киеве, был перелом в понимании приоритетов, а также определении того, на какой основе эти самые отношения могут стать или не стать стратегическими. Как говорится, нужное - подчеркнуть. А что именно подчеркнуть, станет ясно тогда, когда стороны определятся в том, намерены они или нет в новых формах восстанавливать экономическую кооперацию друг с другом. И в этой ситуации речь идет не о бездумном восстановлении разорванных связей между предприятиями бывшего Советского Союза, а о кооперации в возвращении потерянных рынков сбыта, восстановлении наукоемкого производства, согласовании законодательств в экономической сфере.

В условиях, когда и в Украине, и в России постепенно восстанавливается статус-кво и капитал начинает реально влиять на политические векторы, необходимо отдавать себе отчет в том, что политики, привыкшие быть «всепогодными бомбардировщиками» в плане выработки и принятия решений, должны будут если еще не обслуживать, то уж, по крайней мере, считаться с мнением тех, кто реально дает рабочие места, выплачивает зарплату и даже иногда платит налоги.

Наверное, пришло время открыть глаза и увидеть, что все основные капиталы, действующие ныне в Украине, заработаны либо в России, либо совместно с Россией. История этих капиталов начинается от реэкспорта российской нефти и заканчивается замкнутыми в России же программами украинских бизнесменов. По признанию самих «кузнецов капиталов», в России работать легче, чем в Украине, поскольку эта страна слишком большая для того, чтобы центральная власть там контролировала все так же жестко, как у нас. А договориться с властями местными легче и дешевле. Кроме того, в России - более либеральное законодательство да и приватизация закончилась.

Во время киевской встречи создалось впечатление, что она могла бы быть более результативной в том случае, если бы за столом переговоров преобладали не политики, а реально действующие в экономической сфере лица. Тем более, что во время запланированного на январь первого официального визита Президента Украины в Москву намечено подписание украино-российской Экономической программы.

Говоря об этом документе, к подготовке которого пока еще никто не приступал, Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Украине Юрий Дубинин заметил, что необходимо сделать все для того, чтобы подписанные во время московского визита документы ничем не уступали по своей важности Большому договору и соглашению по Черноморскому флоту, которые подписал Борис Ельцин в мае в Киеве.

По правде говоря, целесообразность подгона Экономической программы под январский визит Леонида Кучмы в столицу РФ вызывает сомнения. Во-первых, за столь короткий срок ее качественно подготовить нельзя. А во-вторых, к чему в столь серьезном деле приурочивать события к проведению «партийного съезда»? Конечно, дата встречи - не константа. Борис Николаевич множество раз переносил сроки своего визита в Киев. Если визит отложит Леонид Кучма, то ничего страшного не произойдет. Вопрос в другом: готовы ли Украина и Россия к подписанию не «филькиной грамоты», а реальной, действенной, ответственной и выполнимой двусторонней экономической программы?

Это весьма спорный вопрос. Хотя бы потому, что в Украине еще не закончена приватизация. Хотя бы потому, что экономические законодательства двух стран еще окончательно не устоялись, условия работы российского капитала в Украине и украинского - в России до конца не определены и, кроме того, нельзя забывать о том, что как с российской, так и с украинской стороны существуют определенные политические риски, на которые нельзя не делать скидку в условиях все еще продолжающейся зависимости успешности бизнеса от власти.

Отдавая себе отчет в этих и многих других сложностях, члены и украинской, и российской делегаций пришли к выводу о том, что для подготовки программы необходимо создать совместную рабочую группу, в которую будут приглашены непосредственные носители практического опыта двусторонних экономических отношений на новой, капиталистической основе.

Условно говоря, Григорий Суркис, Игорь Бакай, Юлия Тимошенко, Вадим Рабинович и их визави с российской стороны могли бы оказать весьма полезную консультативную помощь политикам, которые будут заниматься разработкой программы. В конце концов воплощением ее в жизнь придется заниматься тысячам бизнесменов, включая вышеперечисленных.

Позволю себе избитую аналогию с прокладыванием пешеходных дорожек в новых парках на Западе: всем известно, что там сначала ждут - где же протопчут тропинки люди, а уж потом асфальтируют. В украино-российских экономических отношениях дорожки бизнесменами намечены уже давно. И зачастую они пролегают не там, где их спланировали политики. Справедливости ради нужно заметить, что и новые капиталисты зачастую ходят «навпрошки». Найти компромиссный вариант на данном этапе - одна из основных задач. Для ее решения будут задействованы не только совместная группа, но иные рычаги, оговоренные во время киевской встречи. Например, в Киеве планируется встреча губернаторов областей Украины и России. Нет-нет - это будет не встреча руководителей приграничных областей, которая, в принципе, не дала серьезного результата. Встретятся губернаторы тех регионов, в которых зафиксирована наибольшая заинтересованность или потребность во взаимовыгодном сотрудничестве. А среди таких могут быть, например - Винница с ее сахаром, Днепропетровск с его перерабатывающими и космическими предприятиями, Тюмень с ее газом и нефтью, Урал с его промышленным потенциалом и так далее.

Надо сказать, что идея региональных контактов и контрактов - не нова. В свое время ее первооткрывателем стал помощник Президента Александр Волков, привезший в Киев мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака, который закупил в Украине немало продуктов питания для питерцев. Но на этом перспективная тенденция по непонятным причинам заглохла. Может быть, попытка ее реанимировать даст неплохие результаты.

Вместе с тем, не стоит забывать, что не все проблемы может решить частный капитал. Существуют сферы, в которых всегда контрольный пакет будет держать государство. Поэтому чиновникам от государственной экономики также было о чем поговорить друг с другом.

Возможно, что после проведенной встречи, где официальные лица неофициально могли высказать своим визави все, что они думают о действиях другой стороны. Например, будет легче договориться между собой конкурирующим на рынках вооружений Украине и России. Не исключено, после того, как обе страны почти исчерпали экспортный лимит вооружений, доставшийся от арсеналов бывшего СССР, все украинские и российские КБ и НИИ засядут за изобретение современного конкурентоспособного в экспортном плане оружия.

Участники встречи выразили надежду по поводу восстановления кооперации в космической отрасли, электронной и атомной промышленностях. Некоторые оптимисты, принимавшие участие в двусторонних беседах, посчитали, что свои позиции на российском рынке может восстановить и украинский сахар.

Словом, точек для приложения экономических сил - предостаточно. Важно только определиться с правилами применения рычагов. И не нужно забывать о том, что говоря об экономике, Россия предлагает свои капиталы, а Украина старается установить контроль за их внедрением в базовые отрасли, формирующие бюджет нашего государства. И только тогда, когда будет найден компромисс между российскими возможностями и интересами украинской национальной безопасности, компромисс, позволяющий удовлетворить желание их капитала и сохранить политико-экономическую независимость нашего государства, - именно тогда пойдет речь о стратегическом взаимовыгодном и долгосрочном партнерстве. Вполне возможно, что в этой ситуации необходимость составления каких бы-то ни было межгосударственных, скрепленных высочайшей подписью, программ, отпадет сама собой. Власти останется только «асфальтировать».

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК