УГРОЗА КОАЛИЦИИ

06 сентября, 2002, 00:00 Распечатать Выпуск № 34, 6 сентября-13 сентября 2002г.
Отправить
Отправить

На этой неделе стало абсолютно ясно, что выступление Президента 24 августа не стало бомбой. Скорее, хлопушкой...

На этой неделе стало абсолютно ясно, что выступление Президента 24 августа не стало бомбой. Скорее, хлопушкой. Тому есть несколько причин. Во-первых, оппозиция уже раскочегарила паровоз акций и конституционные изменения поддерживать готовность выразила, но жертвовать возможностью радикального и быстрого изменения ситуациии не стала. Одним словом — не отвлеклась от избранного вектора движения.

«Наша Украина» предложениями Леонида Кучмы также мало впечатлилась и посчитала необходимым вмонтировать инициативу Президента в ранее предложенную ими идею Договора с той разницей, что парламентский вариант построения власти Виктор Ющенко счел преждевременным и заявил о необходимости внесения в Конституцию изменений, предложенных в Договоре. Да и потом, в данный момент у Виктора Андреевича другая задача: как найти форму прохождения через акции оппозиции, не уменьшив ни фракции, ни собственного рейтинга. Похоже, Ющенко намерен публично продемонстрировать не только свою готовность вести переговоры с президентской стороной, но и неготовность Президента принимать условия его фракции. 15 числа, во время проведения Форума демократических сил, общественность должна получить ответ на вопрос: пересеклись ли два параллельных пути — Ющенко и «тройки». Впрочем, почему речь идет только об этих силах? Сейчас многие ощущают нежелание Президента и его окружения считаться с их интересами. Ющенко стремится консолидировать изгоев, не имевших ранее ничего общего с оппозицией. Вопрос лишь в том, насколько они к этому окажутся готовы.

Без восторга идею Президента принял ряд представителей «Еды». Отчасти это связано с неудачным построением выступления. Сложилось впечатление, что после утверждения текста и его записи на телевидении, автор с облегчением вздохнул: «Ну, наконец-то я заставил сказать его эту фразу». Однако аналитической части, поясняющей, в том числе и пропрезидентской части элиты, почему в Украине должна измениться организация власти, в выступлении не было. С одной стороны, пропрезидентские фракции как бы получили команду строить парламентскую республику, с другой — каждому из них оставили самостоятельно догадываться о том, почему это было сказано, чья это игра, а главное, что им делать дальше. До сего момента члены большинства в растерянности стоят на перроне, как после команды: «Поезд, стой. Раз, два». Инструкций от Президента с 24 числа не поступало. Впрочем, не совсем так. Прибегнув к ныне модному эпистолярному жанру в письме к парламенту, Президент призвал депутатов создавать коалиционное правительство. Александр Волков выразил недоумение многих, задавшись вопросом: как можно создавать то, что не закреплено ни в Конституции, ни в законах? Каков механизм создания и ответственности коалиционного правительства? Не логичнее ли сначала внести изменения в законодательство, а уж потом в рамках закона создавать коалицию? Это же очевидно.

Очевидно и другое. Для создания даже пародии на коалиционное правительство в нынешних условиях необходимо обязательное условие — кандидатура премьер-министра. Именно она должна стать тем стержнем, вокруг которого сформируется парламентское большинство. В данный же момент в законодательном органе происходят весьма странные процессы. Коммунисты, Блок Тимошенко и фракция Мороза если и намерены говорить о большинстве, то лишь об антипрезидентском. Ющенко с Литвином с разной активностью, но все же заняты созданием большинства антимедведчуковского. Медведчук в поте чела трудится над большинством антиющенковским и антилитвиновским. Создаваемое им большинство еще называют «пропрезидентским». Иными словами антивекторы весьма персонифицированы. Кто же при этом может стать той персоной, которая окажется способной создать в парламенте большинство, способное поддержать нового премьер-министра? На сегодняшний день у Президента, похоже, нет четкого представления о том, кого он хочет видеть на посту премьера. Не в последнюю очередь по известной причине: он не отобрал саженец для взращивания преемника. А ведь укорениться этот саженец должен в премьерском кресле. Идти на премьера промежуточного и по весне его срезать — с одной стороны, много хлопот, с другой — эту функцию вполне может выполнять Анатолий Кинах. Начать играть в преемника сейчас — рановато, и это Президент понимает, несмотря на то что его подталкивают к обратному. Да и как тогда быть с курсом, провозглашенным на парламентско-президентскую республику?

Вместе с тем условно занятое Анатолием Кинахом место премьера не дает покоя многим игрокам, предлагающим Президенту свою программу действий на этом посту и держащих в уме перспективы, постом определяемые. Именно поэтому каждый из претендентов в меру сил и возможностей пытается создать свое большинство, состав которого сможет участвовать в распределении должностей в квазикоалиционном правительстве.

Чрезвычайно бурную деятельность развил, например, министр транспорта Георгий Кирпа. Только ленивый депутат не обращался к нему последние месяцы с просьбами гуманитарного и бизнесхарактера. Георгий Николаевич, по всей видимости, считает, что пакет голосов «Еды» при условии четкого указания Президента ему обеспечен. Восторженное отношение главы государства ко всему, что делает министр транспорта (в том числе и для Президента), по мнению Кирпы перевесит проблемы, имеющиеся у министра транспорта с целым рядом представителей пропрезидентских фракций. Энергично действовать Георгий Николаевич безусловно умеет, а вот с поставщиками, представляющими интересы некоторых влиятельных депутатов, министерство далеко не всегда стремится вовремя рассчитываться. Многим, кстати, известны как хватка Кирпы, так и его хозяйское отношение к своему слову: хочу дал, хочу забрал. Вместе с тем Георгий Николаевич считает, что смог подстраховаться и заручиться достаточным количеством голосов, например, депутатов «Нашей Украины», а точнее той ее части, что представляет Западную Украину. Кирпа хочет быть премьером, и некоторые шансы для реализации этой идеи у него есть.

Не потерял надежд на премьерский пост и первый вице-премьер Олег Дубина. Олег Викторович, кажется, просто-таки обречен находиться в антагонизме с министром транспорта. Борьба двух фаворитов за благосклонность к Президенту иногда выглядит просто-таки комичной. В частности в тех случаях, когда речь заходит о дорогих игрушках гаранта. Одно время казалось, что вопрос о премьерских перспективах Дубины снят окончательно и бесповоротно. Особых шансов у первого вице-премьера нет и сейчас. Однако несмотря на обилие врагов и явную поддержку лишь одного Литвина, Олег Дубина не понес серьезных потерь: все кадры, которые Дубина привел в Кабинет министров, по-прежнему занимают свои должности. Сохранил за собой должность и сам Дубина. Несмотря на некоторые разочарования Президента, связанные с профессиональными возможностями Олега Викторовича и настоятельными попытками Медведчука связать Дубину с Виктором Ющенко. Своей нынешней должностью Дубина и вправду обязан отчасти Виктору Андреевичу, который подал представление на него уже после того, как парламент весной 2000-го выразил недоверие Ющенко. Вместе с тем рассчитывать на поддержку своей кандидатуры «Нашей Украиной» Дубине вряд ли приходится, поскольку секретом Полишинеля является следующий факт: как только Медведчук стал главой администрации и всем стало ясно, что влияние нового главы АП будет распространено на деятельность Кабмина, Дубина поспешил раскрыть Виктору Владимировичу все известные ему коммерческие секреты состоятельных представителей «Нашей Украины». Да и действия его против бизнесменов, поддерживавших «НУ», отличались куда большей методичностью и последовательностью, нежели действия, например, главы налоговой администрации.

Николай Азаров действительно не против возглавить Кабинет министров Украины. При согласии Президента и при помощи Святослава Пискуна он вполне мог бы получить шанс на премьерство. Нельзя исключать, что Николая Яновича выразят желание поддержать коммунисты. В принципе, их голосов вместе со стандартным пакетом пропрезидентских фракций могло бы хватить в случае, если бы Президент принял решение сделать премьером Азарова. Вполне возможно, что глава ГНАУ смог бы набрать столько же голосов, сколько и Святослав Пискун и, кстати, по той же причине: если не можешь договориться с «судьей», договорись с «палачом». В связи с чем Николай Янович по праву мог бы рассчитывать по крайней мере на часть голосов «Нашей Украины» при условии, конечно, что кандидатом номер один на пост премьера не станет Виктор Ющенко.

Виктор Андреевич премьером хочет быть. И если бы на Банковой анализировать ситуацию могли холодные головы, то они бы незамедлительно этим желанием Ющенко воспользовались: хотите быть премьером — пожалуйста! Только губернаторы, как и раньше, будут вас игнорировать, силовики — контролировать, а глава администрации — патронировать. Ющенко, бесспорно, является той кандидатурой, которая получила бы в парламенте достаточное количество голосов при условии поддержки Президента. Но на Банковой на такое решатся вряд ли. А вдруг при наличии палок во всех колесах и объективного экономического спада у Ющенко все же получится?! Поговаривают, что Президент поставил перед Виктором Андреевичем дилемму: или премьерство, или участие в акциях оппозиции. Даже если это и так, то Ющенко, похоже, уже знает, как ему относиться к словам Президента, но пока еще четко не решил, как относиться к своим делам.

Вопросов такого плана не возникает у Виктора Медведчука. О нем компетентные олимпожители рассказывают иное. Будто бы глава администрации предложил Президенту на пост премьера человека, готового решить все экономические проблемы, выплатить все зарплаты и навести порядок в стране. Иными словами — себя. Президент усомнился в способности Медведчука пройти в парламент. Однако главе государства было предложено сделать лишь один шаг: если не сейчас, то будущей весной внести кандидатуру Медведчука в парламент и отойти в сторону, остальное глава СДПУ(о) решит сам. Возможна ли победа Медведчука в парламенте? Возможна. Недовольство им, безусловно, растет, и в первую очередь в кругах бизнес-элиты, населяющей «Еду». Но выход этому недовольству может дать лишь консолидация и открытость действий. А с этим у нас сложно. Безусловно, каждый может один раз попасть к Президенту и пожаловаться на действия Виктора Владимировича и его компаньона, проходящего по стране в статусе хозяина и с распальцовкой, как у Фреди Крюгера. Но на одно припадание к президентскому уху недовольного депутата придется десять подходов к «снаряду» самого главы администрации плюс домашнее задание, по обработке Президента выполняемое Виктором Пинчуком, работающим нынче в полном тандеме с главой администрации. Так что жаловаться Президенту на Медведчука неэффективно. Открыто выступать — страшно. Поэтому вполне вероятно, что по доброй традиции униженные и оскорбленные пойдут присягать на верность. Другой вопрос — примет ли их клан. Но ответ на него вряд ли скажется на результатах голосования «едунов» по кандидатуре Медведчука. Ну, разве что фракция Азарова, или донецкие… Нельзя исключать, что 10—12 голосов лидер СДПУ(о) может рассчитывать получить у коммунистов. Не исключено, что Грач и его люди пойдут на это. Помощь может прийти также и из рядов «Нашей Украины». Беднейшие слои населения этой фракции могут оказаться вполне благодарными людьми. До конца Медведчуку не стоит сбрасывать со счетов и социалистов. История знала прецеденты, свидетельствующие о возможности достижения договоренностей между СДПУ(о) и СПУ. По крайней мере, никто не мешает Медведчуку надеяться на их повторение. «Думайте, Леонид Данилович, или я, или Ющенко». И Леонид Данилович пошел думать о 2004 годе, о коалиционном правительстве, о Ющенко, которого он не любит, но у которого есть шансы, об Азарове, который может стать противовесом Медведчуку на посту премьер-министра, о Медведчуке, которому до конца не доверяет, но в котором нуждается, о Дубине, которого вряд ли уважает, но к которому испытывает сантименты, о Кирпе, которым восхищается, но сомневается, что сможет до конца контролировать его необузданную энергию и крутой нрав. Своим заявлением 24 числа Президент в первую очередь поставил себя в затруднительное положение. Он должен продемонстрировать последовательность в действиях, которые огласил, но до конца не принял и не продумал. Он должен одержать победу в войне, где каждый в его команде играет сам за себя. Он должен сделать выбор, который при любых условиях разрушит коалиционность его окружения.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК