Вот уже второй год между Европой и Турцией наблюдается охлаждение отношений. После того, как НАТО перестало выполнять функцию оборонительного союза, направленного против Организации Варшавского договора, Турция, похоже, утратила роль передового плацдарма альянса и его южного фланга. Отказ принять Турцию в члены ЕС, обвинения в нарушении прав человека, давление в вопросе Кипра - вот не полный перечень претензий европейских структур к Анкаре. Турецкое руководство все больше чувствует себя обиженным и не скрывает своего разочарования в политике своих союзников.
Если все оставить как есть, то на наиболее уязвимой границе Европы могут начаться абсолютно бессмысленные процессы. Страна, граждане которой больше других стремятся причислять себя к западному миру, и Запад, который чрезвычайно заинтересован, чтобы эта страна была его частью, могут окончательно разувериться друг в друге и порвать отношения между собой, о чем потом не раз пожалеют. Для того чтобы этого не произошло, необходимо, чтобы близорукое руководство Европейского союза и самовлюбленные лидеры Турции внимательно посмотрели на то, в чем состоят их интересы в эпоху, наступившую после окончания «холодной войны».
Похоже, первыми осознали это европейцы. Влиятельнейший британский журнал «Экономист» опубликовал недавно материал, в котором сквозит серьезная тревога по поводу дальнейших отношений Турции с западным миром. Авторы статьи отдают себе отчет в том, что Европе нужна дружественная и демократическая Турция. Ведь эта страна обладает шестнадцатым по мощности экономическим потенциалом в мире и второй по численности армией среди членов НАТО. Кроме того, она находится на том, что условно можно назвать новой линией фронта альянса. Имеется в виду, конечно, не Россия, сегодня для Запада опасности не представляющая, а тот регион, который находится на восток от Турции и который в настоящее время беспокоит Запад более всего. Здесь - наибольшие запасы нефти, как в новых каспийских месторождениях, так и в давно известных, расположенных в зоне Персидского залива. Здесь правят множество диктаторских режимов и правительств, проводящих непредсказуемую внешнюю политику, способных развязать в любой момент агрессию против своих соседей, что неминуемо потребует вмешательства Запада. Наконец, этот регион является родиной наиболее воинствующих исламских течений, таких, как «Талибан», удерживающий сегодня в своих руках большую часть многострадального Афганистана. Вполне понятно, что Западу просто необходима помощь Турции не только для охраны нефтепроводов, но и для демонстрации возможности сосуществования мусульманской веры с принципами современной демократии.
Но такая связь не может быть односторонней. «Экономист» уверен, что Турции просто необходимо держаться Запада, потому что в противном случае ее собственная система государственного управления может просто-напросто рухнуть. Современная Турция является детищем Кемаля Ататюрка, который в 20-х годах нынешнего века смог абсолютно правильно предвидеть, что его стране необходима именно ориентация на Запад. Однако турецкие военные, назначившие себя единственными хранителями его идеалов, похоже, не отдают себе отчета в том, что сегодня они живут совсем в другое время. Их понятие светского государства сегодня является более антирелигиозным, чем у любого современного «западника», а верность демократическим принципам ничего не содержит в себе, кроме парадного блеска. Если они будут продолжать действовать так, как они делали это на протяжении последних полутора лет, Турция вскоре превратится в еще одно авторитарное государство, которых и так предостаточно в этой части света.
Европа, по мнению авторов материала, должна сделать первый шаг, чтобы каким-то образом сдвинуть дело с мертвой точки. Для начала нужно было бы ясно дать понять турецкому руководству, что Турция имеет полное право стать членом ЕС и будет туда принята сразу после того, как станет удовлетворять всем требованиям, выдвигаемым к его членам. Справедливо то, что некоторые из этих требований для Анкары будут более тяжелым испытанием, чем для других стран, стремящихся в ЕС. Однако следует рассчитывать, что турецкое руководство справится с этими задачами, если только оно будет точно уверено, что его страну после этого все же примут в Европейский союз. Абсолютно нет оснований для того, чтобы определять Турцию в некую особую категорию кандидатов, как это решило руководство ЕС в прошлом году в Люксембурге.
Война, которую ведет Турция против курдских сепаратистов, справедливо встревожила и насторожила многих европейцев. Однако, судя по последним данным, худшее в этом противостоянии уже позади, и если предпринять серьезные усилия по восстановлению экономики районов, в которых проходили боевые действия, этот конфликт может навсегда остаться в прошлом.
Лучшим способом для ЕС пересмотреть свой подход к Турции, определенный на заседании в Люксембурге, было бы, по мнению журнала, задействовать 28-й пункт Договора об особых отношениях Турции с Европейским союзом. В нем сказано, что вопрос полного членства этой страны в ЕС будет рассмотрен после подтверждения ее соответствия всем требованиям, предъявляемым к кандидатам на членство в этой организации. Для этого необходимо, чтобы европейско-турецкий комитет уже сейчас начал проводить инспекции состояния дел в Турции, тем более что подобные органы уже начали работать в других пяти кандидатах на членство в ЕС. Турции нужно продемонстрировать, что ее не оставляют «на потом».
Однако авторы статьи не забывают и о том, что Анкаре тоже во многом необходимо пересмотреть свои взгляды. Часть этой неприятной задачи касается непосредственно высших военных руководителей страны. Та расправа, которая на протяжении полутора лет ведется над довольно умеренной исламистской партией страны, свидетельствует о том, что военные чувствуют себя каждодневными надзирателями над политическими процессами, происходящими в Турции. В этом месяце ожидается назначение нового начальника генерального штаба страны. Если этот новый генерал поймет, что такое «унтер-офицерское» отношение к политике только отдаляет Турцию от современного западного общества, он сможет убедить своих коллег и подчиненных вести себя в этом отношении более цивилизованно.
Вторая проблема, которую Турции необходимо решить, связана с вопросом Северного Кипра. Любые непродуманные шаги в этой области могут навсегда похоронить надежду турков стать частью европейской цивилизации. «Экономист» считает, что сегодня существует единственный способ избежать взрыва. Для этого Турция должна согласиться на воссоединение острова, отказавшись от части его северной территории, и вывести оттуда значительную часть своих войск. Затем - дать возможность Северному и Южному Кипру провести между собой на равной основе переговоры о своем будущем и признать, что оптимальным выходом из нынешней ситуации было бы создание на острове свободной конфедерации. На первый взгляд, такое решение выглядит нереальным, однако если бы США и ведущие европейские страны поддержали такую договоренность, она могла бы сработать.