ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ — БЕЗ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ

Поделиться
История создания безъядерных зон берет свой отсчет с 60-х годов. Тогда знаменитый Карибский кризис,...

История создания безъядерных зон берет свой отсчет с

60-х годов. Тогда знаменитый Карибский кризис, впервые поставивший человечество на грань ядерной войны, дал толчок проведению целого ряда «круглых столов», созданию аналитических записок и моделированию ситуаций возможности выживания человечества после боевого применения им ядерного оружия. Результатом их стал однозначный вывод - при любом раскладе шансов выжить человеку в таком случае практически не остается. Тогда же у международной общественности постепенно созрело единодушное решение о необходимости ограничить распространение ядерных арсеналов. Сперва государства, не обладающие ядерным статусом, практически не играли сколько-нибудь заметной роли в решении проблем международной безопасности. Политика ядерного нераспространения была тесной и единственной сферой сотрудничества между СССР и США. Признание же взаимозависимости человеческого сообщества расширило круг активных участников укрепления основ международной безопасности. Наряду с так называемыми «пороговыми странами», стремящимися «демонополизировать» ядерную проблематику безопасности, появились новые силы укрепления режима нераспространения.

Стало ясно, что действенный ядерный контроль может быть достигнут только через систему соглашений и договоров. Долгие переговоры с участием руководителей большинства влиятельных стран мира закончились подписанием в 1968 году Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Договор продолжает усовершенствоваться по сей день, а то, что его не подписал ряд стран (те же Индия, Пакистан, Ирак и Северная Корея), говорит о том, что он не только далек от совершенства, но и не является панацеей от расползания ядерных боеприпасов по миру. Тем не менее, лучшего способа защититься от мировой ядерной войны человечество пока не нашло. Так что, предстоящая в 2000 году Конференция по ДНЯО рассматривается как событие если не эпохальное, то достаточно заметное.

На фоне подписания ДНЯО набирала популярности и идея создания безъядерных зон. Первая такая зона появилась в начале 60-х годов в Латинской Америке. Она получила международное признание и известна как Договор Тлателолко. За все время его действия у государств, входящих в эту зону, не появилось ни своего, ни иностранного ядерного оружия. Эффективность действия этого договора подтолкнула создание новых подобных зон. Появились Договор Раротонга (Южно-Тихоокеанский регион), Бангкокский договор (Юго-Восточная Азия), Договор Пелиндаба (Африка). Сегодня, по данным экспертов в области нераспространения, безъядерные зоны охватывают 70 процентов территории земного шара. Несмотря на то, что каждый из этих документов имеет свои особенности, всех их объединяют общие цели - прекращение распространения ядерного оружия, борьба с ядерным терроризмом, предотвращение экологических катастроф, запрет на использование любой среды для испытаний ядерных зарядов. В то же время, в каждом из договоров имеется пункт, предусматривающий развитие атомной энергетики в мирных целях. Расширение безъядерных зон осуществляется под эгидой ООН, которая всячески поощряет включение в этот процесс неядерных государств.

Появление новых независимых государств, расширяющаяся демократизация мирового процесса и международных отношений усилили позитивные тенденции, но вместе с ними создали возможность для некоторых стран проведения своей ядерной политики, что в значительной мере усложнило процесс и результативность контроля над ядерными технологиями. Особую тревогу у международной общественности вызвало появление на руинах СССР четырех ядерных держав. Однако страхи оказались напрасными - ядерное оружие успешно было вывезено с территории трех из них, хотя и с минимальной компенсацией бывшим владельцам. Мало того, в среде бывших советских республик созрели идеи о создании как минимум двух зон ядерной безопасности - европейской и центральноазиатской.

Инициаторами создания первой стали Украина и Беларусь, правда, преследовали они различные цели. Для первой это было связано с решением проблемы Чернобыля, а для другой - дополнительной возможностью противостоять расширению НАТО на восток. Как бы то ни было, пока дальше туманных предложений здесь дело не пошло.

Намного успешнее продвигается вопрос формирования зоны ядерной безопасности в Центральной Азии. Идея ее создания принадлежит узбекскому президенту Исламу Каримову, впервые выступившему с таким предложением на 48-й сессии Генеральной ассамблеи ООН. Эта же инициатива стала одним из основных пунктов его выступления на проходившем в начале этого года Лиссабонском саммите ОБСЕ, в центре внимания которого было обсуждение моделей общей и всеобъемлющей системы международной безопасности для Европы в XXI веке. Тогда особой заинтересованности у европейских стран это не вызвало - все же обсуждалась европейская, а не азиатская безопасность. Зато намек был услышан в Вашингтоне, который с особым удовольствием относится к созданию любых сдерживающих условий для расползания по миру ядерного оружия. Снисходительно-поощрительную позицию заняла Россия - мы тоже за мир боремся, понимаешь.

В общем, зерна упали в плодотворную почву. И вот, в последний день февраля этого года на свет появилась так называемая Алматинская декларация, подписанная главами пяти центральноазиатских государств - Казахстана, Киргизстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. В этом документе наряду с объявлением 1998 года - годом защиты окружающей среды в регионе Центральной Азии под эгидой ООН и призывом обратить внимание этой организации и ее специализированных агентств на кризисную ситуацию в бассейне Аральского моря, признано необходимым разработать комплексную программу создания безъядерной зоны в Центральной Азии.

То, что именно Узбекистан стал инициатором создания такой зоны в своем регионе, неудивительно. В последнее время эта бывшая советская хлопковая республика все активнее делает выбор в пользу самостоятельного развития и четко определенного места в мировой экономической и политической системе. Сегодня членство Узбекистана в СНГ - формальное. Вместе с тем становится заметным его желание стать стратегическим союзником Запада в противостоянии возможной экспансии России или КНР в Центральной Азии, с одной стороны, и исламского фундаментализма в лице тех же талибов - с другой. Основное поле внешнеполитической деятельности Узбекистана - Содружество государств Центральной Азии с штаб-квартирой в Ташкенте. Вместе с тем, несмотря на вхождение в систему коллективной безопасности СНГ, страна в конце 1996 года приняла Закон о нейтралитете, и, очевидно, будет только чисто номинально участвовать в Ташкентском оборонном союзе под эгидой РФ, благо на территории Узбекистана отсутствуют российские военные объекты.

Поддержка идеи Каримова президентами других центральноазиатских республик определилось прежде всего их совместным участием в Содружестве государств Центральной Азии, а также опытом совместного решения вопросов безопасности, приобретенным Узбекистаном, Казахстаном и Киргизстаном в результате подписания в начале января этого года так называемого «Договора о вечной дружбе», определившем основы создания единого экономического и оборонного пространства этих трех стран.

Что же касается двух других будущих участников безъядерной зоны, то президент Киргизстана Акаев согласен участвовать в любых новых формированиях - будь-то «Договор четырех» или эта самая зона, лишь бы не обидеть соседей и получить хоть какую-нибудь выгоду для своей страны. Эмомали Рахмонов также стремится к любым союзам, лишь бы удержать власть в республике и поскорее разоружить оппозицию.

Нужно сказать, что сам Ислам Каримов свою идею продвигает довольно активно и этим зарабатывает для своей страны очки на внешнеполитической арене. Недавно, например было объявлено, что правительство Узбекистана в рамках мероприятий по подготовке форума по Договору о нераспространении ядерного оружия в 2000 году приняло решение о проведении 14-16 сентября в Ташкенте международной конференции «Центральная Азия - зона свободная от ядерного оружия». На Ташкентской конференции намечается обсуждение механизма создания все той же безъядерной зоны в Центральной Азии и обмен мнениями по вопросам ядерного нераспространения в различных регионах мира.

То, что новая безъядерная зона в мире будет в скором времени создана, - ни у кого не вызывает сомнений. Значение ее переоценить также трудно - расположение между Россией и Китаем, двумя странами, обладающими мощнейшими ядерными арсеналами и в непосредственной близости от потенциальных новых членов ядерного клуба - Индии и Пакистана, дает ей значительные рычаги для осуществления влияния в регионе. С другой стороны, практически невозможное участие в ее создании России, или даже отдельных ее восточных областей (нужно же на всякий случай иметь хоть что-нибудь ядерное против Китая), отдаляет в очередной раз ее все дальше и дальше от бывшего региона своего непосредственного влияния.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме