Виктор Янукович начал с Кремлем небезопасную дипломатическую партию. Премьер-министр решил разыграть на переговорах с россиянами такую карту, как сроки базирования российского Черноморского флота в Крыму. Этот вывод можно сделать из последних комментариев главы правительства, которые дают основания утверждать: Янукович считает возможным пребывание российского флота на украинской территории и после 2017 года.
Подобное мнение впервые в истории Украины высказал украинский чиновник столь высокого ранга. И впервые за последнее время у украинской власти отсутствует единая и публично четко артикулируемая точка зрения по вопросу базирования ЧФ России, поскольку заявления премьера радикально отличаются от позиции, не раз озвученной президентом и профильными членами правительства (речь идет прежде всего о главах внешнеполитического и оборонного ведомств): Конституция запрещает размещение на территории страны иностранных военных баз, и потому российский флот будет находиться в Украине только до 2017-го.
Возникшая ситуация чревата серьезными последствиями. Прежде всего потому, что заявления Януковича открывают для Кремля новые возможности по ведению переговоров по функционированию Черноморского флота в Украине. Они позволяют российским политикам за кулисами ударить по рукам с некоторыми представителями украинских органов исполнительной власти и тайно решить дальнейшую судьбу российской базы.
Если говорить о тактике российской стороны, то можно выделить две составляющие переговорного процесса. Во-первых, это переговоры на уровне украинско-российской подкомиссии по вопросам функционирования ЧФ РФ и его пребывания на территории Украины российско-украинской межгосударственной комиссии Ющенко—Путин. Последний раунд, прошедший неделю назад в Севастополе, был довольно успешным в плане упорядочения функционирования военно-морской базы и пребывания российских военнослужащих в нашей стране. Так, украинской дипломатии удалось добиться от россиян согласия на прекращение практики субаренды, и этот вопрос уже вышел на финишную прямую. Среди достигнутого отметим также, что отныне военнослужащие российского Черноморского флота, проживающие за территорией дислоцированных в Украине воинских частей, должны будут регистрироваться в управлениях МВД на местах.
Есть подвижки в вопросе экологии. Наметился определенный прогресс и по инвентаризации. Впрочем, успех этот относительный. Так, россияне согласились на инвентаризацию земельных участков и объектов, используемых ЧФ России. Однако под вопросом остается методика ее проведения.
Но среди множества нерешенных проблем — урегулирование деятельности российских судов и прокуратуры в местах дислокации ЧФ РФ, передача Украине средств гидрографического обеспечения, проведение украинской стороной инспекции подразделений военно-морской базы, подготовка соглашения по действиям в критических ситуациях, выяснение точной численности состава российских военнослужащих, находящихся на украинской земле и прочее. Позиции сторон здесь пока диаметрально противоположны. Украинцы, например, настаивают на немедленном возврате нашей стране тех объектов навигационно-гидрографического обеспечения (НГО), которые занимает российский Черноморский флот. Россияне же согласны на передачу объектов НГО украинской стороне только после 2017 года.
Очевидно, что они намеренно затягивают решение этих принципиальных для украинцев вопросов. Не в последнюю очередь потому, что считают: чем больше неопределенности, тем более сильные позиции занимает Черноморский флот в Крыму, тем больше у него возможностей влиять на политические процессы на полуострове в частности и Украины в целом. Ведь Кремль использует свои военные базы в постсоветских странах как средство, способствующее сохранению этих государств в сфере российского влияния.
Впрочем, украинские дипломаты имеют рычаги, которые могут заставить россиян быть посговорчивее. Некоторые из них относятся к военно-политическим и военно-техническим условиям пребывания российских моряков-черноморцев, другие предусматривают экономические методы воздействия. Например, сейчас Киев согласился на упрощенный режим пересечения границы Украины кораблями Черноморского флота. Но, по словам главы украинской делегации, первого заместителя министра иностранных дел Владимира Огрызко, «он может быть упрощен, а может быть и не упрощен». Не стоит забывать и о порядке передвижения военных единиц ЧФ по территории Крыма, который определяют украинские власти. И в случае чего, он также может быть ужесточен. Впрочем, эти шаги возможны только при условии наличия соответствующей политической воли у руководства страны.
Анализируя тактику российской дипломатии, нельзя не отметить и другое: в рамках подкомиссии россияне готовы обсуждать и идти на компромиссы только во второстепенных для Москвы вопросах. Что же касается военно-политической сферы деятельности Черноморского флота РФ на территории Украины (а они представляют для Кремля наибольший интерес), то российские дипломаты хоть и обсуждают ее со своими украинскими коллегами, но решать предпочитают за рамками подкомиссии.
В Кремле полагают, что такие вопросы, как порядок пересечения границы кораблями ЧФ РФ, перевооружение Черноморского флота, продление сроков базирования флота в Крыму, должны обсуждаться на высшем политическом уровне. При этом, как можно судить, в Москве предпочитают увязывать тему условий и времени базирования российского флота с вопросами энергетических и экономических преференций Украине в целом и некоторым украинским бизнес-структурам в частности. И таким образом решить главную задачу — добиться того, чтобы Черноморский флот и далее базировался в Севастополе и никуда оттуда не уходил.
Еще полгода назад такая «медовая дипломатия» россиян казалась неэффективной. Но теперь Москва имеет реальные шансы на успех. Основания для этого дают сами украинские политики и чиновники. Так Верховная Рада, где большинство за «антикризисной коалицией», отказалась создавать специальную комиссию для парламентского сопровождения выполнения базового соглашения о временном пребывании ЧФ РФ в Украине. В то же время, как уже говорилось выше, Виктор Янукович многозначительно заявляет, что вопрос базирования Черноморского флота Российской Федерации на украинской территории после 2017 года будет решаться исходя из того, насколько это будет выгодно Украине и России.
При этом премьер-министр как-то упускает из виду положения украинской Конституции: статья 17 Основного Закона запрещает размещение на территории Украины любых иностранных военных баз — и российских, и натовских. (Напомним, что пребывание российских военных моряков сейчас регулирует только пункт 14 переходных положений Основного Закона.) Но какая уж тут Конституция, если на кону — уступки россиян в вопросе цены на газ! Ведь премьер тут же делает более чем прозрачный намек: вопрос продления пребывания российского флота на украинской территории будет рассматриваться «под углом зрения и политических, и экономических отношений с Россией». Что же, значит, правы те украинские чиновники, которые прогнозировали, что если и была политическая составляющая в последних газовых переговорах, то она проявится «в работе правительства, либо определенных органов управления в процессе их хозяйственной деятельности».
Слова Виктора Януковича можно расценить как попытку задобрить россиян, чтобы получить определенные экономические и энергетические преференции. А можно — и как своеобразный способ шантажа Кремля с той же меркантильной целью. И не стоит удивляться, если последнее предположение (каким бы оно ни казалось фантастическим) окажется верным. И все же, для украинского премьера проигнорировать Конституцию и пожертвовать национальной безопасностью страны ради временных преимуществ означает проявить политическую недальновидность. Ведь Черноморский флот России, как свидетельствуют события последних пятнадцати лет, представляет собой дестабилизирующий фактор в Крыму. И одним своим присутствием на полуострове не просто стимулирует сепаратистские настроения. Как показали недавние события в Феодосии, ЧФ России является инструментом влияния извне на политические события на украинском полуострове.
Этот негатив не может перекрыть даже экономическая выгода от присутствия российского флота, которая при ближайшем рассмотрении выглядит достаточно мифической. Ежегодно поступления от ЧФ РФ в городской бюджет Севастополя сокращаются: если несколько лет назад на флот приходилось до 25% поступлений в казну города, то сегодня эта цифра составляет около 15%. Более того: присутствие флота сдерживает экономическое развитие Севастополя, не давая ему возможности стать полноценным морским портом и туристическим городом. Выглядят преувеличенными и разговоры о прибылях, получаемых украинцами от эксплуатации российскими военными некоторых объектов. Денег, которые дают россияне за использование севастопольской РЛС, например, едва хватает для содержания этого объекта…
Заявления Януковича делают уязвимой позицию украинских переговорщиков. В том числе и в таком вопросе, как модернизация части Черноморского флота, базирующейся в Крыму. Для россиян перевооружение флота — один из наиболее принципиальных вопросов, поскольку от его решения зависит боеспособность базы в Севастополе. Ведь по сути, как отмечают военные эксперты, сегодня базирующийся в Крыму флот — это постепенно ржавеющий металлолом. И если уже сейчас не начать обновление парка военно-воздушных сил и корабельного состава флота, его перевооружение, то через несколько лет боеспособными останутся только десяток кораблей. Но дело в том, что в базовых соглашениях не предусмотрен вопрос о модернизации флота. Поэтому россияне и пытаются на высшем уровне решить данный вопрос.
В конце девяностых российским дипломатам это удалось: во времена президентства Леонида Кучмы Киев принял политическое решение пойти навстречу пожеланиям Москвы. Тогда произошла замена старых бомбардировщиков Су-17 на более современные Су-24м, способные нести ядерное оружие, а ЧФ был довооружен ракетными кораблями на воздушной подушке «Самум» и «Бора». В последние годы российские дипломаты предлагали своим украинским партнерам по переговорам своеобразный пакет: в обмен на соглашения, в принятии которых заинтересован Киев, подписываются документы, разрешающие модернизацию флота.
Впрочем, такие предложения не проходили, поскольку тактика переговорного процесса украинской стороны среди прочего базируется и на таком тезисе: возможно, единственное средство, которое заставит российские военно-морские подразделения покинуть пределы Украины — не дать им перевооружиться и ждать, пока сгниют корабли, базирующиеся в Севастополе. Если в Москве заинтересованы в сохранении боеспособного Черноморского флота, то нынешняя позиция Киева вынудит россиян размещать новые корабли в российских портах Черного моря и приведет к развитию Новороссийской военно-морской базы. Поэтому, когда на переговорах заходит речь о перевооружении флота, украинцы отстаивают принцип «тип на тип, класс на класс». Что, в свою очередь, не устраивает россиян. Теперь же, после заявлений украинского премьера, у Москвы вновь появился серьезный шанс добиться от Киева политического решения по модернизации подразделений военно-морской базы…
Заявления Виктора Януковича по Черноморскому флоту очертили еще одну проблему. Слова премьер-министра о том, что «есть еще 10 лет на поиск решения по вопросу базирования Черноморского флота в Крыму», свидетельствуют о том, что глава правительства и его советники не представляют себе всей сложности технической стороны вывода флота. Киев не может в 2016 году объявить, что не намерен продлевать срок действия соглашения по пребыванию Черноморского флота на территории Украины и надеяться, что моряки моментально перебазируются в Новороссийск. Вывод ЧФ РФ из Крыма — длительная процедура, которая может занять от десяти до пятнадцати лет. Эту точку зрения разделяют и российские, и украинские эксперты. Ведь проблема вывода российского флота не ограничивается только технической проблемой размещения кораблей на новой базе: если украинская власть и далее не будет позволять россиянам производить модернизацию флота, то к 2017 году боеспособными останутся с десяток кораблей, вывести которых из Севастополя и разместить в Новороссийске не составит большой проблемы. Как показывает опыт вывода российских войск из стран Восточной Европы, главная проблема заключается в социальной сфере, а именно — в размещении на новом месте службы военнослужащих и членов их семей.
Для того чтобы процедура вывода российских подразделений прошла нормально и в максимально короткие сроки, к ней нужно готовиться уже сегодня. «Действительно, строительство новой военно-морской базы обойдется дорого, но содержать небоеспособный флот стоит России еще дороже. Поэтому вложение выделяемых средств в развитие проекта в Новороссийске позволит уже в 2007 году начать размещение новых кораблей на своей территории, и к 2017 году без политических и социальных проблем решить задачу вывода флота на свою территорию», — такое мнение высказал в беседе с «ЗН» бывший командующий ВМС Украины Владимир Безкоровайный. Но украинская власть должна уже сегодня давать россиянам четкие и ясные сигналы и готовить соответствующие документы. Например, соглашение «О порядке вывода Черноморского флота Российской Федерации с территории Украины», после подписания которого правительство РФ приступит к плановому финансированию строительства военно-морской базы на своей территории. Однако на Грушевского, похоже, к таким решительным шагам пока не готовы…