Задачи определены? За работу, товарищи!
6 декабря Украина отмечала День своих Вооруженных Сил. Этот праздник настолько молод, что женщины еще не привыкли дарить в этот день мужчинам подарки. Но он уже настолько крепок, что позволяет солдатам и генералам, даже в торжественный день, говорить не столько о своих достижениях, сколько о проблемах. В этот день «Зеркало недели» предоставило слово всем тем, кто в течение пятилетней истории возглавлял отечественные Вооруженные Силы.
Константин МОРОЗОВ,
генерал-полковник:
- Давать оценку Вооруженным Силам сегодня без учета морального и социального состояния людей, которые в них служат, я считаю, невозможно. Исходя из этих критериев можно считать, что состояние Вооруженных Сил сегодня не соответствует тому уровню, который планировалось иметь, когда начинали строительство нашей армии. Не решено огромное количество социальных проблем, и моральное состояние из-за этого оставляет желать лучшего. Но в общем, Украина имеет Вооруженные Силы. В этом убедились уже многие государства Европы и мира, с которыми мы сотрудничаем в международных организациях. Думаю, что, в конце концов определившись с направлениями реформирования Вооруженных Сил и с основными партнерами по сотрудничеству с точки зрения приближения к современным технологиям, оборудованию, вооружению, к стандартизации современных систем управления и обучения, мы будем развязывать основную проблему, решение которой будет означать, что мы приближаемся к тому уровню армии, который планировали.
Среди проблем, которые удалось решить за эти пять лет, я считаю, главная - это объединение под управлением Украинского государства, его Президента и правительства бывшей группировки Советской Армии. Не столь важно, кто занимался этим процессом - кто был первым, а кто - вторым, четвертым, десятым - главное, что эта проблема принципиально решена. Если бы ее не удалось решить за эти пять лет, то мы бы имели продолжение большого переговорного процесса, который тянется сегодня, например по проблеме Черноморского флота.
Что касается ошибок, то ими можно считать личную деятельность или бездеятельность, которая привела к тому, что определенное количество проблем в армии остается нерешенным.
Не решен вопрос социального обеспечения уволенных из рядов Вооруженных Сил военнослужащих до 1991 года и уже за эти пять лет. Среди всех ошибок, которые можно обобщить, я бы назвал главную - нам необходимо было действовать более решительно именно в первые месяцы, первые годы, потому что и в Украине, и за ее пределами, все наши действия оценивались бы адекватно общему начавшемуся процессу: украинский народ строит свое независимое государство. Поэтому все вопросы, которые не были решены своевременно, а откладывались на потом, в итоге переросли в широкие проблемы. Помимо социальной проблемы, существует еще и проблема вооружения. Ощущаются определенные финансовые трудности в государстве. Не заказываются новые виды вооружения. Страдает не только армия, не получая на вооружение новых образцов техники, страдает процесс обучения кадров, страдает оборонная промышленность. Имеет место проблема морального объединения Вооруженных Сил вокруг идеи государственного строительства. Необходимо определиться в стратегическом направлении Вооруженных Сил, приближении нашей армии к сотрудничеству с системой европейской безопасности. Это, можно сказать, обобщенный круг проблем. Но есть и конкретные, которые привели к торможению на пути построения нашей армии. Я имею в виду ситуацию, когда нам нужно было решить: участвовать или не участвовать в коллективной системе безопасности СНГ. Это был принципиальный вопрос. Украина сегодня остается внеблоковым государством. Но, в определенной степени, ориентация ее на построение независимых Вооруженных Сил, на их интеграцию в систему европейской безопасности, по моему мнению, на какое-то время была приостановлена именно из-за этой неопределенности.
Виталий РАДЕЦКИЙ,
генерал армии:
- Сегодняшнее состояние Вооруженных Сил Украины, при всей моей любви к ним, не могу считать удовлетворительным. Потому что оно характеризуется понижением степени боеготовности и боеспособности войск (сил). На мой взгляд, соответственно стоящим перед Вооруженными Силами задачам, не в полной мере отработана их организационная структура. Ввиду объективных обстоятельств ограничен объем выполнения мероприятий оперативной, боевой и специальной подготовки. Неприятно, но факт: снижается также готовность техники и вооружения к их боевому применению. Остается недопустимо низким социальный уровень военнослужащих и членов их семей.
Это, так сказать, довольно общие оценки. Их можно было бы конкретизировать, но от этого мы не сможем в короткие сроки изменить ситуацию к лучшему. Причина-то, как мне видится, одна - неудовлетворительное финансирование армии.
Недолго мне пришлось быть в ранге министра обороны, всего девять месяцев. Но и этого времени было достаточно, чтобы убедиться, что все-таки пренебрегать поддержанием на должном уровне основных видов деятельности Вооруженных Сил никак нельзя. Имею в виду прежде всего боевую и оперативную подготовку, содержание в исправности оружия и боевой техники, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
На пути создания армии, а я убежден, что мы не реформируем, а именно строим ее, удовлетворяет то, что мы все-таки сумели определить основные направления строительства и развития Вооруженных Сил.
Главной задачей, учитывая создавшуюся сложную экономическую ситуацию в стране, считаю сохранение нынешнего боевого потенциала Вооруженных Сил, материально-технической базы и людей.
Пользуясь случаем, хотел бы через газету поздравить всех с праздником - Днем Вооруженных Сил Украины! Верю в их перспективность и надежность.
Валерий ШМАРОВ:
- Для того чтобы дать более-менее объективную оценку, нужно учесть ряд обстоятельств. Прежде всего это то, что мы находимся сегодня в новых политических условиях. И внешних, и внутренних. Закончился период большого противостояния, т. е. «холодной войны». При любом политическом скептицизме не обращать внимание на то, что в мире начался процесс демилитаризации, - нельзя. Поэтому при выработке подходов, критериев к таким понятиям, как государственная безопасность, к изменениям в мировой геополитике, нужно присматриваться в первую очередь. Ведь тот враг номер один, которым, как серым волком детей, нас пугали еще несколько лет назад, - исчез. И порой внутренние факторы для нашего молодого независимого государства могут быть опаснее, чем внешние. С учетом новых и внешних, и внутренних условий должна сегодня определяться военная мощь государства, оцениваться достаточность этой военной мощи.
Второе - определяющее - это новые экономические условия. Уже нельзя исходить из посыла, что мы живем в стране несчитаемых и нескончаемых ресурсов. Такой принцип существовал в СССР, и у многих военных он оставил приятные воспоминания. Хотя и тогда это была всего лишь иллюзия неисчерпаемости. Тем более сейчас бросить экономику развивающегося государства под колеса военной машины было бы и опрометчиво, и губительно для самой экономики. Ведь как сохранение мира, так и, пусть даже гипотетическое, предположение о ведении успешных военных действий, тесно взаимосвязаны с экономическими условиями страны и не могут превышать реальных государственных возможностей.
Оба названных фактора: политика, экономика - основа сегодняшнего реформирования Вооруженных Сил. То есть задача охраны государства должна быть сбалансирована с международной обстановкой и состоянием собственной экономики. И это как раз часть ответа на ваш вопрос об упущениях. Я стремился создать мобильную, современную, боеспособную армию, которая опиралась бы на реальные государственные ресурсы. Но довести это дело до конца не успел. Хотя я сейчас слежу за состоянием дел в армии, за ходом реформирования и вижу, что пока они идут в той канве, о которой я говорил. Правда, мы отступили от принципа гражданского контроля над Вооруженными Силами. Но возврат к этому, я думаю, неизбежен. Ведь практически все страны мира уже прошли по этому пути.
Оценка нынешнего состояния тоже вытекает из вышесказанного. Именно из этой несбалансированности. Мощность, численность, количество техники, вооружения армии не соответствуют нынче потребностям и возможностям государства. Из-за этого возникают несоответствия, проблемы и противоречия. Для примера возьмите хотя бы ВПК - огромные мощности, а заказов нет и не будет. Такой объем уже никому не нужен. Предприятия простаивают. Люди без зарплаты в ожидании... Чего? Реанимации СССР или гонки вооружений? Их необходимо конверсировать. Иначе и силы, и производство будут потеряны. Существующее несоответствие не дает возможности достойно оценивать труд военных, в должной мере заниматься той же боевой подготовкой, снабжать армию необходимыми ресурсами, поддерживать в прежнем объеме боеготовность. Комплекс социальных проблем тоже вытекает из того, что принцип разумной достаточности пока не учтен. Хотя, реформируя систему, сокращая численность вооруженных сил, нужно прежде всего помнить о конкретных людях и их потребностях. Чтобы они не чувствовали себя брошенными на произвол судьбы. необходима программа социальной адаптации военнослужащих и многое другое, что позволило бы им найти себя в новых для них условиях. Состояние неопределенности может стать сильным дестабилизирующим фактором как в армии, так и в обществе.
Но, несмотря на все перипетии переходного периода, к своему пятилетию Украинские вооруженные силы подошли, не утратив своей боеготовности, безусловно порой поддерживая боеспособность одним патриотизмом. Это не секрет. Но армия сохранена и стоит на пороге нового этапа - модернизации. Я думаю, что немалый вклад в поддержание способности вооруженных сил защитить свою страну внесли все министры обороны. Ведь кормить, обувать, одевать и учить солдат приходилось практически при острейшем дефиците и финансов, и ресурсов. Одновременно необходимо было следовать взятым международным обязательствам, развивать отношения с оборонными ведомствами разных стран, учиться выполнять миротворческие миссии и так далее... все это каждый из нас делал с полной отдачей. Заложенные основы продолжает развивать нынешнее руководство. Впереди еще очень длинный путь. Поэтому хотелось бы пожелать всем, и генералам, и солдатам, и нынешним, и бывшим, пройти его так, чтобы побед, успехов, достижений было гораздо больше, чем потерь и неудач, чтобы мир и покой в наших семьях никогда не нарушался выстрелами, чтобы понятие «офицерская честь» руководило вашими поступками, чтобы профессионализм был вашим основным качеством и чтобы держава могла по праву гордиться своими вооруженными силами. Ведь вы защищаете Родину, бережно несете в солдатских ладонях добро, счастье, любовь - мир. И за это огромная вам благодарность.
Александр КУЗЬМУК,
генерал-полковник:
- Состояние Вооруженных Сил на сегодня ни меня, как министра обороны, ни политическое руководство, ни народ Украины удовлетворить не может. Но я сомневаюсь, что вообще возможно найти руководителя военного министерства, который был бы вполне удовлетворен состоянием вооруженных сил, которыми он командует. С моей точки зрения, процесс совершенствования боевой готовности, боевой способности войск не должен прекращаться ни на минуту и быть постоянной целью военного руководителя любого ранга.
Если уж мы говорим о боевой готовности, то необходимо помнить, что главный потенциал боеспособной армии - это генералы, офицеры и прапорщики, сержанты и солдаты, которые неустанно продолжают свою профессиональную подготовку.
Сегодня я констатирую неудовлетворительное материально-техническое оснащение войск. Но мы ведем поиски и работу по модернизации систем вооружения, техники, совершенствуем боевую выучку, оперативную подготовку, подготовку штабов всех рангов.
Мы прошли пятигодичный срок реформирования Вооруженных Сил. Этот срок небольшой. За это время велся постоянный поиск путей преобразования почти миллионной группировки наступательного характера. Поскольку предстояло сократить ее вдвое и перевести на оборонные рельсы. Это был очень серьезный и ответственный шаг. И мы продолжаем эту работу.
Что касается моих заслуг или упущений, то я воздержался бы сегодня об этом говорить. Считаю, что мне, недавно вступившему в должность министра обороны, еще рано давать себе оценку.
Вместе с тем я хорошо знаю, что сегодня нужно делать мне как министру обороны Украины, и четко представляю перспективы Вооруженных Сил.