«ТИХАЯ РЕВОЛЮЦИЯ» В ООН

25 июля, 1997, 00:00 Распечатать Выпуск № 30, 25 июля-1 августа 1997г.
Отправить
Отправить

Свершилось! Наконец-то можно смело утверждать, что Организация Объединенных Наций, одна из самых м...

Свершилось! Наконец-то можно смело утверждать, что Организация Объединенных Наций, одна из самых масштабных и забюрократизованных международных организаций, стоит на пороге серьезных изменений - самых решительных и далеко идущих за всю свою 52-летнюю историю.

Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, представляя участникам Генеральной Ассамблеи ООН план реформирования вверенной ему организации, изложенный в докладе под названием «Обновление Организации Объединенных Наций: программа реформ», назвал его «тихой революцией» в ООН, призванной привести в конце концов к созданию «конкретной, сплоченной, гибкой и рентабельной» всемирной организации.

Следует отметить, что план появился через год после первого заявления Соединенных Штатов о том, что они воспользуются правом вето при перевыборах тогдашнего генерального секретаря Бутроса Бутроса-Гали с тем, чтобы в январе 1997 года генеральным секретарем стал другой человек, в большей степени способный реформировать ООН.

Новый генсек быстро сообразил, что от него требуется. В течение первых семи месяцев пребывания на своем посту он объездил множество столиц, где встречался с руководителями государств-членов ООН, и зондировал почву внутри аппарата организации на предмет подготовки пакета преобразований. Уже в марте он объявил о проведении первого комплекса административных реформ, направленных на совершенствование Секретариата, программ и фондов ООН, благо, он мог сделать это и без одобрения Генеральной Ассамблеи.

Среди нововведений было создание «руководящей группы управления», своего рода кабинета реформаторов; формирование «группы стратегического планирования» для выявления и анализа глобальных проблем и тенденций; сокращение 1000 сотрудников аппарата; сохранение без изменений расходной части бюджета; уменьшение объема документации и снижение административных расходов на 33 процента.

Помимо этого, сегодня Аннан планирует объединить две параллельные структуры, занимающиеся проблемами прав человека - управление Верховного комиссара и соответствующий Центр, - в единое управление Верховного комиссара по правам человека. Вместо Департамента по гуманитарным проблемам предлагается создать управление Координатора по помощи в чрезвычайных ситуациях, а также объединить три экономических и социальных департамента в единый Департамент экономических и социальных проблем, призванный более эффективно и с меньшими затратами решать вопросы экономического сотрудничества и развития. Наконец, планируется объединить все представительства ООН в отдельных странах в так называемые «дома ООН» (по типу «Американского дома», размещенного во многих странах мира, в том числе и в Киеве).

В 95-страничном докладе содержатся также предложения, которые может утвердить только Генеральная Ассамблея. Они, в первую очередь, касаются путей усиления стратегического характера деятельности ООН как на краткосрочную, так и на дальнюю перспективу.

По словам Аннана, эти предложения являются «смелыми, но не самоубийственными» и составлены с пониманием оптимального характера реформ. Например, он предлагает Генеральной Ассамблее учредить пост заместителя генерального секретаря, упорядочить рабочую программу Комиссии по правам человека, объединить и изменить структуру вспомогательных органов Экономического и социального совета, разработать более надежные и предсказуемые процедуры быстрого развертывания сил ООН по поддержанию мира, а также пересмотреть роль региональных комиссий организации. Генеральной Ассамблее предлагается проанализировать также и деятельность Комиссии по разоружению с тем, чтобы упорядочить ее работу и привести в соответствие с современными требованиями.

Генеральный секретарь надеется, что за счет сокращения административных накладных расходов ему удастся сэкономить 200 миллионов долларов для экономической и социальной деятельности.

Кстати, вопрос финансирования в программе реформирования занимает не последнее место. В настоящее время только 75 из 185 государств-членов ООН полностью заплатили свои взносы за 1997 год, в связи с чем ООН постоянно находится на грани банкротства. Одно из предложений генерального секретаря состоит в том, чтобы на основе добровольных взносов создать «кредитный фонд» в один миллиард долларов и из этих средств оплачивать расходы ООН. Аннан также предложил ассамблее перейти к процессу «целевого составления бюджетов». Применяя этот подход, она должна будет конкретизировать результаты, достижения которых она ожидает от ООН в рамках конкретного бюджета. За результаты будет отвечать Секретариат, и по ним будут судить об эффективности его деятельности. В то же время ассамблея должна будет дать более широкие полномочия генеральному секретарю в выборе способов повышения эффективности результатов.

Кроме того, ассамблее предложено перенацелить свою работу на проблемы, имеющие наивысший приоритет, сократить продолжительность ее сессии, установить конкретные сроки реализации программ, а также подумать над созданием комиссии по изучению необходимости изменения всей системы ООН, в том числе и специализированных учреждений (ЮНИСЕФ, Фонда ООН по народонаселению и Программы развития ООН).

По словам генерального секретаря, программа реформ коснется практически каждого департамента и каждого вида деятельности ООН - «от повышения темпов развертывания сил по поддержанию мира до борьбы с преступностью, наркобизнесом и терроризмом».

Между тем, в проекте Аннана ничего не сказано о реформировании Совета Безопасности (СБ) ООН. Несмотря на это, вопрос расширения числа постоянных членов этого органа рассматривался на заседании специальной группы, которое проходило одновременно с представлением доклада генерального секретаря. Разговоры об увеличении числа стран, составляющих СБ, обсуждается еще с 1992 года. Однако именно во время последнего заседания США устами своего представителя в ООН Билла Ричардсона выразили согласие на вхождение в число постоянных членов, помимо Германии и Японии, еще трех развивающихся стран. Но при этом посол добавил, что развивающиеся страны не должны обладать правом вето на решения совета. Судя по первой реакции представителей стран «третьего мира», такое предложение о чисто формальном членстве в СБ отнюдь не вызвало у них энтузиазма.

Ожидается, что принимать решения по докладу генерального секретаря будет 52-я сессия Генеральной Ассамблеи, открывающаяся в сентябре. Выступая на пресс-конференции, посвященной предстоящим преобразованиям в ООН, Аннан выразил надежду на то, что ассамблея одобрит его предложения, особенно касающееся создания должности заместителя генерального секретаря, и сделает это уже в начале сессии, а к концу ноября примет решение по всему пакету реформ. Таким образом, в декабре у него уже будет пакет бюджетных предложений, на основе которого в январе 1998 года он может приступить к практической реализации реформ.

В контексте сказанного выше следует отметить, что Украина сделала много для того, чтобы Генеральную Ассамблею с осени этого года возглавил нынешний министр иностранных дел нашей страны Геннадий Удовенко. Говоря о возможном совмещении должностей в аппарате ООН и в украинском правительстве, представители МИДа ссылались на небольшую загруженность главы Генассамблеи, которому необходимо только лишь присутствовать на ее сессиях в качестве председательствующего. Судя по тому, что реформирование ООН начинается именно на 52-й сессии, работы ему все же хватит не только на заседаниях, но и помимо них.

А то, что обсуждение реформ не будет гладким, - абсолютно ясно. Понимание их разными странами по-разному уже привело к определенной напряженности и недоверию между ними. О реакции развивающихся стран уже упоминалось выше. В подтверждение их позиции можно привести заявление, сделанное по поручению африканских государств представителем Ганы в ООН Джекобом Уилмотом, в котором прозвучала обеспокоенность по поводу сложности предстоящего процесса, особенно голосования по отдельным вопросам.

Не довольны недостаточным, по их мнению, радикализмом преобразований и американцы. Так, сенатор Род Грэмс, проводивший слушания по докладу Аннана в Конгрессе США, заявил, что предложенные реформы его не воодушевляют. По его мнению, в них не предлагается ликвидации ни одной функции или программы ООН. «Этот план представляет собой предложение перетасовать колоду вместо того, чтобы вынуть из нее несколько карт», - говорится в пресс-релизе Грэмса. Сенатор добавил к этому, что предложенный пакет реформ дает Конгрессу еще больше оснований для того, чтобы увязать выплату задолженности со стороны США с конкретными требованиями к ООН в области реформ.

Понятно, что воплощение программы реформирования ООН в жизнь не будет легким делом. Нет, конечно, сомнения в том, что Геннадий Иосифович приложит все силы для ее реализации. Однако для этого необходимо будет не меньше усилий, чем для убеждения украинских депутатов в нецелесообразности отмены учений «Си Бриз» или американских конгрессменов в отсутствии коррупции в Украине.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК