Хотя небезызвестный поэт Борис Пастернак уверял, что «не потрясенья и перевороты для новой жизни открывают путь», дорогу украинскому оружейному бизнесу, во всяком случае, на некоторых рынках, может открыть именно переворот, случившийся в начале этой недели в Пакистане. С тех пор, как лидер военного переворота генерал Мушараф ввел в стране чрезвычайное положение и предоставил себе не менее чрезвычайные полномочия, индийская армия находится в состоянии повышенной боевой готовности. Уполномоченные военные последней не только занервничали, но и активнее повели переговоры по закупкам бронетехники. (Если в воздухе Индия чувствует себя уверенно, то 320 украинских Т-80УД создали определенный дисбаланс для сухопутных войск Индии.)
Положение индийской армии усложняется еще и тем, что Исламабад активизировал работы по созданию нового танка «Аль-Халид», ранее известного под аббревиатурой MBT-2000 (Main battle tank), производившиеся Пакистаном, Китаем и Украиной. Официально активизация работ последовала после подписания в начале августа с.г. соглашения между китайской фирмой «Норинко» и пакистанской HIT (Heavy Industries Taxila), однако основополагающий документ на совместные работы с китайской фирмой был подписан в 1990 г. За историю создания пакистанцами МБТ-2000 было собрано уже четыре образца танка. Первый был создан китайцами еще в начале 90-х, но из-за проблем с двигателем он вскоре был отвергнут. К сборке второго приложили руку югославы, поставив на танк свою силовую установку, но испытания, проведенные в 1993 году, были признаны неудачными. Третий вариант танка, собранный при участии английской фирмы «Перкинс», после соответствующих испытаний также был признан как неудовлетворяющий требования заказчика. Украинская сторона, подключившаяся к проекту, принесла свежее решение: поставив на пакистанский танк отлично зарекомендовавший себя в условиях жаркого климата дизельный двигатель украинского производства. Пакистан может решить проблему универсальной ремонтной базы, ибо ремкомплекты идентичны как для Т-80УД, так и для собственных новых танков. Ожидается, что Украина может получить серьезный заказ на несколько сотен моторно-трансмиссионных отделений для новых «Аль-Халидов». Возможно, на пакистанском танке может появиться и новый автомат заряжания танка отечественного производства, вызвавший чрезвычайный интерес на выставке IDEX99 в марте.
Недавно Украина официально подтвердила намерения получить заказ на поставки узлов для «Аль-Халида». Пока еще неизвестно, будут ли это прямые поставки или участие в организации производства. Как заверили автора в Харькове, танкостроители настроены продолжать работу, несмотря на военный переворот, и достичь заключения контракта.
И все же нервозность танкостроителей не может не ощущаться: гигантский контракт завершается, а Исламабад все еще не сделал новых заказов. Хотя после переворота и наступило некоторое затишье, ряд экспертов не исключают введения торгового эмбарго относительно этой страны, обладающей ядерным оружием. Первым предвестником возможных волнений стало добровольное замораживание Францией всех работ, связанных с поставками оружия Пакистану. Хотя официальный представитель министерства обороны Франции Жан-Франсуа Бюро, выступивший по этому поводу, отказался сообщить конкретные детали, стало понятно, что контракт между Парижем и Исламабадом на модернизацию боевых самолетов «Мираж-V» может быть реализован не скоро.
Возможно, что именно эти события и подтолкнули Киев к более решительным действиям на рынке вооружений, а именно, к активному танковому торгу с противником Пакистана - Индией.
Индия
Конечно, в Киеве признают, что вопросы этики существуют даже в такой сфере межгосударственного бизнеса, как торговля оружием. В то же время секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБОУ) Владимир Горбулин подчеркнул в беседе с автором, что «Украина должна развивать военно-техническое сотрудничество со всеми странами, чтобы иметь заказы для своей оборонной промышленности». Поэтому нет никакой проблемы в стремлении Украины развивать ВТС с Пакистаном и Индией одновременно, поскольку «отношения этих стран - это их собственная проблема».
Стало быть вопрос исключительно технический. Так, Валерий Малев, гендиректор госкомпании по экспорту и импорту продукции и услуг военного и специального назначения «Укрспецэкспорт», комментируя работу Украины на индийском рынке, отметил, что Украина попытается поставлять комплектующие для индийского танка «Арджун». Речь идет о том, что Индия уже несколько лет работает над созданием танка собственного производства, который пока не получается (еще в январе 1996 г. при поддержке бывшего премьер-министра и министра обороны Индии Нарасимха Рао было утверждено серийное производство танка «Арджун».) Тем не менее, испытания машины подтвердили, что «общая надежность ОБТ «Арджун» далека от удовлетворительной». Несмотря на это, было решено произвести на свет 120 новых индийских танков и затратить на производство такой партии около 300 млн. долл. Однако переворот в соседней стране показал, что бронетехника индийской армии может понадобиться гораздо раньше, нежели предполагалось до этого.
Страстное стремление Индии обзавестись новой бронетехникой мог бы удовлетворить ее традиционный партнер - Россия, но российские танковые двигатели не удовлетворяют запросов индийских военных, так как не выдерживают температурных перегрузок. Сегодня торг между Россией и Индией о передаче Индии технологий и продаже партии российских танков Т-90 находится на завершающем этапе, и окончательное решение Индии по этому контракту может, по мнению В.Малева, значительно повлиять на деятельность Украины на индийском рынке. Другой высокопоставленный представитель отечественного ВПК на условиях анонимности признался автору, что в принципе речь на переговорах между Украиной и Индией может идти не только о скромных поставках комплектующих для индийского танка, но и о прямой закупке Индией украинских танков или, например, российских танков Т-90 оснащенных украинскими двигателями. Любой вариант Украину устраивает. Такое мнение только подтверждает высказывание гендиректора «Укрспецэкспорта» о возросшей важности индийского рынка для Украины.
Что касается возможного недовольства Исламабада, кроме разработки «Аль-Халида», он близок к решению закупить у Киева еще одну танковую дивизию (более 300 машин). В случае же закупок Индией украинских Т-80УД, Киев готов компенсировать Пакистану... эксклюзивной дополнительной отгрузкой новейших Т-84. Правда, конечно, небесплатно.
Великий торг
На этом можно было бы закончить и ожидать результатов переговоров между Украиной и ее противоборствующими партнерами по ВТС. Однако на фоне возросшего танкового интереса к Украине (а, может быть, еще в связи и с предвыборной ситуацией) нашла продолжение еще одна немаловажная для украинского оружейного бизнеса идея - получение Харьковским танковым заводом им. Малышева статуса независимого от госпосредника спецэкспортера. Так, заместитель министра промышленной политики, гендиректор завода им.Малышева Григорий Малюк недавно заявил, что Президент Л.Кучма согласился пойти навстречу танковому заводу.
В этой связи стоит вспомнить, что председатель Госэкспортконтроля генерал армии Валерий Губенко отмечал в середине года, что продукция ГП «Завод имени Малышева» по международной классификации относится к категории «особо опасных вооружений смертельного поражения» со значительным дестабилизирующим действием, что вынуждает Госслужбу экспортного контроля Украины чрезвычайно взвешенно относиться к выдаче лицензий на поставки такой продукции. В Киеве заявление гендиректора танкостроя наталкивается на жесткий скепсис. Можно было бы взвесить все «за» и «против» предоставления прав спецэкспортера заводу, который действительно уже известен далеко за пределами страны, но аргументы столичных представителей оружейного бизнеса весьма существенны и не в пользу предприятия и его директора. Дело в том, что в появившемся год назад постановлении Кабмина №838, регламентирующем порядок наделения полномочиями оборонные предприятия, указано, что предприятие, которому отказали в наделении упомянутых прав, повторно может обратиться лишь через один год. Заводу им. Малышева отказали этим летом. Выходит, если глава державы захочет «поощрить» завод, ему придется нарушить постановление правительства или в срочном порядке его переписать.
Например, В.Горбулин, комментируя по просьбе автора заявление гендиректора Харьковского завода им. Малышева о возможности получения при содействии Президента Украины танкостроительным заводом прав спецэкспортера на мировом рынке вооружений, посоветовал «господину Малюку сначала думать, а потом говорить».
Настораживают в этой связи и некоторые факты. Так, завод, получив в этом году для реализации довольно объемный контракт на поставку 50 новых бронетранспортеров БТР-94 в Иорданию, не сумел поставить партию боевых машин до 20 сентября, как было определено условиями контракта. В кулуарах поговаривают и о том, что к нескольким уже отгруженным машинам заказчик выставил претензии. Сегодня госпосредник готов передать заводу к реализации еще более объемный контракт, однако, по словам представителя ВПК, у ГК «Укрспецэкспорт» существуют вполне обоснованные опасения за будущее новой сделки.
В течение последнего года завод получил около десяти лицензий на реализацию небольших партий военной продукции или проведение ремонта (модернизации) военной техники. Все они, вместе взятые, к сожалению, даже отдаленно не напоминают украинско-пакистанский танковый по объемам. Ясно, что для получения заказа для такого стратегически важного оборонного предприятия необходимы скоординированные усилия целого ряда ведомств, но в том числе и самого завода. Напомним, что отказ Харьковскому заводу им.Малышева в предоставлении прав спецэкспортера на мировом рынке вооружений был обусловлен, по словам замминистра Министерства промышленной политики Украины Валерия Казакова, отсутствием на предприятии развитых структур для ведения переговоров о реализации военной продукции и опыта заключения контрактов, а Комиссия по вопросам экспортного контроля и военно-технического сотрудничества с иностранными государствами, которая рассматривала возможность предоставления ряду оборонных предприятий прав генерального спецэкспортера, учитывала прежде всего возможность предприятий самостоятельно реализовать продукцию.
В этом запутанном и затянувшемся споре нелегко разобраться, где кончаются государственные интересы и начинаются личные. Можно лишь констатировать - танкое лобби в Украине сильно (но ведь бронетехника составляет более половины реализовываемой за рубеж продукции). Тревога, однако, за другое: хотелось бы, чтобы и завтра наши танки продавались так же хорошо, как и сегодня.