Серьезный вид - еще не признак ума.
Барон Мюнхгаузен
Есть масса способов безопасности дорожного движения: усиленные лонжероны, подушки безопасности, электронные мозги. Но обычные человеческие мозги, только не лишенные смекалки, не заменят никакой процессор. Славянские народы, поднаторев выживаемостью в ежовых рукавицах советского времени, порой демонстрируют шедевры солдатской смекалки.
В польском городе Кельце один предприниматель придумал довольно оригинальную охрану для своего автомобиля. Он усадил на переднее сиденье манекен в форме сержанта милиции. Два года он позволял себе превышать скорость, а гаишники, увидев через стекло милицейскую форму, никогда его не останавливали. За тот же период времени к машине не рискнул подойти ни один вор. Но самое смешное, что лишь случайно кого-то из польских полицейских осенило, что в стране вообще нет милиции. Семь лет назад ее сменила полиция. Власти расценили этот поступок как нарушение законодательства, но ограничились лишь конфискацией мнимого милиционера. Если бы у польских полицейских хватило чувства юмора и самокритики, они оценили бы по достоинству веселого и находчивого водителя. Сами же виноваты, что любому сержанту в форме позволительно делать то, что законом запрещено делать рядовому гражданину. Да и в конце концов не расценивают же, например, проститутки наличие резиновых женщин в магазине особого профиля как нарушения своих прав. Но а чем же хуже тогда пластмассовый милиционер в машине?
Кстати, польские полицейские - тоже славяне. Отобрать манекена было делом чести мундира, но вот методом не преминули воспользоваться. Теперь на польских трассах можно встретить картонные очертания полицейского патруля на аварийно-опасных участках. Вблизи, конечно, видно подделку, но издали эффект контроля срабатывает мгновенно. Для того чтобы драйверы не расслаблялись и не привыкали, на месте тех же муляжей периодически появляются патрули настоящие. Метод для властей может и не бесспорный, зато результат в одну лузу - безопасность движения. У нас пока подобные методы не введены, но уже среди многообразия «биг-бордов», предлагающих товары первой необходимости, в основном коньяки, шампанское, сигареты, парфюмерию - вдруг появляется странная реклама дорожных знаков и рюмки между ними. Подпись под нею предлагает поискать десять отличий, как в детских журналах.
Существуют и полярные способы безопасности движения. Один из них, на первый взгляд, слишком банален - просто не нарушать ПДД. Кстати, усердие в этом вопросе может привести к потрясающему результату.
Когда австралийца Сида Иннеса остановила дорожная полиция, он признался, что у него нет ни прав, ни регистрационного свидетельства на машину. По австралийскому законодательству это не столь серьезное нарушение, тем более в провинции. Но в данном случае полиция взялась за головы, ей пришлось задуматься над введением порядка в своих компьютерных картотеках. Ведь, как выяснилось, нарушитель ездил без документов более 40 лет. 79-летний «фри-драйвер» рассказал, что где-то после войны потерял права, а получить новые все никак не было времени. Автомобили вечно занятый дедушка не регистрировал, не страховал и, главное, - правил дорожного движения не нарушал. Поэтому и повода проверять у него документы не было.
Представляете себе, за 40 с лишним лет его ни разу не остановили. Это достойно книги рекордов Гиннесса. А у нас, пожалуй, можно ставить рекорды прямо противоположные. Такого количества многоэтажных постов через каждые 40 километров, количества ГАИ на улицах городов не видно ни в одной стране, за исключением таких же бывших советских. И главное, всем находится чем заниматься. Может пора нашей ГАИ переходить к польскому опыту безопасности, а водителям - к австралийскому? В любом случае чувство юмора и солдатская смекалка еще никому в дороге не помешала. Улыбайтесь!