Страсти по «первой кнопке»

Поделиться
В ближайшее время президент страны обещал назначить нового президента Национальной телекомпании Украины...

В ближайшее время президент страны обещал назначить нового президента Национальной телекомпании Украины. От того, кто займет эту должность, в значительной мере зависит судьба как самой телекомпании, так и общественного вещания в Украине. Времени на принятие решения у Ющенко не слишком много: уже сейчас ситуацию на канале отнюдь нельзя назвать нормальной. Вряд ли сторонам конфликта — менеджменту НТКУ и профсоюзам — удастся решить проблему своими силами. Точку может поставить Виктор Ющенко, подписав указ о новом руководителе НТКУ и тем самым определив работу канала в период избирательной кампании. Как пообещал глава секретариата президента Рыбачук, конкурс на замещение этой вакантной должности будет не конкурсом на лояльность к власти, а конкурсом концепций дальнейшего развития канала.

С самого начала оранжевая власть не могла четко определиться, что дальше делать с ее собственным информационным ресурсом — государственным телевидением. Одним из избирательных обещаний Ющенко было создание системы общественного вещания, но до этого во время переписывания бюджета в начале года руки не дошли. Поэтому у президента было «железное алиби», и он заявил, что общественного телевидения нет, поскольку денег на реформу нет в бюджете.

Далее становилось очевидным, что власть еще очень далека от осознания того, как реформировать государственный канал. С одной стороны, было понятно, что оставить «как есть» уже нельзя, а реально его реформировать, то есть не просто изменить картинку, а сделать реально независимым, — еще нельзя. Приближение парламентских выборов не было фактором, способствующим радикальной эволюции канала от государственного к общественному.

Тогда президент назначил руководителями канала людей, с которыми связывал надежды на выведение УТ из кризиса. Таким главным антикризисным менеджером стал Тарас Стецькив, который привел с собой на канал команду молодых руководителей во главе с Андреем Шевченко. Новый менеджмент не скрывал, что главной задачей видит создание на базе НТКУ системы общественного вещания.

Хозяйство, полученное Стецькивом, было, мягко говоря, не в наилучшем состоянии. НТКУ до сих пор представляет собой гигантский механизм, который до сих пор выдает в конечном варианте минимальный результат. Огромный (как для телекомпании) штат работников, чрезвычайно отягощенный бюрократическими моментами технологический процесс, устаревшие как в технологическом, так и в содержательном смысле программы и шесть (!) часов, не учтенных в программной сетке, — вот то, с чем довелось столкнуться.

Эти часы эфира отдавали различным коммерческим структурам для «джинсы» — заказных сюжетов и целых рекламных программ. Собственно, этим грешит большинство украинских каналов, но объемы поражают именно на государственном телевидении. Это был один из главных способов заработка на канале, и такая практика, кстати, продолжается до сих пор. Разумеется, большинство средств, попадавших на канал по этой схеме, находилось «в тени». Правда, Андрей Шевченко говорит, что пока остался лишь один такой не учтенный час, и обещает, что со времени запуска новой сетки вещания, с 19 сентября, в конце «джинсовых» сюжетов будут ставить пометку «проморепортаж». Понятно также, что такая политика на очищение эфира совершенно не нравится тем, кто уже в течение многих лет работает по испытанным и эффективным для кошелька схемам.

Еще одна проблема — как легально зарабатывать деньги, ведь все заработанное от рекламы, аренды, трансляций и тому подобное, шло не на канал, а в бюджет. А уже из госказны средства снова направлялись на канал, но через посредника — Госкоминформации г-на Чижа. Фактически И.Чиж остается распорядителем средств, и его приоритеты явным образом не совпадают с приоритетами руководства канала. Пока что это единственная проблема, близкая к решению. Парламент одобрил во втором чтении проект изменений в Закон «О телевидении и радиовещании», который определяет НТКУ как государственное предприятие, дающее право на ведение компанией хозяйственной деятельности. Иначе говоря, в качестве госпредприятия НТКУ будет зарабатывать деньги и само решать, на что их распределять.

Это даст возможность закупить необходимую новейшую технику и наконец установить адекватную оплату работникам. Ведь это нонсенс: ставить задачи привлечь к работе на первом канале первых «звезд» отечественного ТВ — и оставлять зарплату на уровне государственных служащих.

В последние месяцы новое руководство работало над программой так называемой оптимизации производственного процесса и реорганизации телекомпании. По словам вице-президента НТКУ Олега Кузана, проверка работы компании и ее анализ засвидетельствовали, что большинство работников — вовсе не журналисты, а те, кто, так сказать, «обеспечивают процесс», что немало функций на канале фактически дублируют разные отделы, а некоторые заявленные программы годами не выходят в эфир, но все эти люди продолжают получать зарплату. Фактически НТКУ представляет собой достаточно консервативную государственную структуру образца 80-х годов, у которой на сегодня отсутствуют шансы эффективно работать и конкурировать с коммерческими каналами, работающими по совершенно иным схемам и принципам. Новые менеджеры пришли к выводу: без радикальных изменений, конечным результатом которых должно было стать создание общественного вещания, канал и в дальнейшем будет находиться в состоянии перманентного кризиса.

Через восемь месяцев работы на должности президента НТКУ Тарас Стецькив ушел в отставку, в заключение громко стукнув дверью и заявив, что за это время так и не получил политической поддержки для реформирования государственного телеканала в общественный.

Время для отставки было удачным для Стецькива, поскольку он смог удержать свой депутатский мандат, но совершенно не удачным для его команды. По времени эта отставка совпала с публичным объявлением планов менеджеров канала провести его реорганизацию, которой предусматривался ряд довольно неприятных вещей, например увольнение сотен работников. И, естественно, это не могло не вызывать неудовольствия у самих работавших и профсоюзов, которым сообщили о таких планах заранее, за три месяца.

Отставка Стецькива серьезно заострила конфликт, который уже давно назревал в коллективе телекомпании. В период «безвластия» профсоюзы перешли к активным действиям, провозгласив декларацию, в которой раскритиковали действия и план реформирования от новых руководителей, а потом на собрании выразили этим руководителям недоверие, обвинив их в срыве госзаказа и в кризисе на канале. На последнем собрании, состоявшемся в прошлую среду, избрали кандидата, который будет претендовать на должность президента НТКУ от имени творческого коллектива. Из шести кандидатов, представивших свои программы, им стал Евгений Каленский, работавший вице-президентом компании до февраля нынешнего года и занимавшейся преимущественно коммерческой деятельностью и спортивными программами.

Руководители канала на последнее собрание не пришли, заявив, что профсоюз репрезентует точку зрения не всего коллектива, насчитывающего около 2000 человек, а профсоюзного актива. Такова короткая хронология конфликта.

Единственное, с чем соглашаются обе стороны, — признание того, что реформировать канал нужно. Иначе перманентная тенденция снижения рейтинга Первого канала приведет к тому, что структура с огромными возможностями превратится (если уже не превратилась) в абсолютно маргинальный канал с рейтингом 1% или 2%. И это телеканал, покрытие которого достигает 98% территории страны.

Профсоюзные лидеры говорят, что предлагали Стецькиву свой план реформ еще в феврале, но так и не дождались хотя бы его обсуждения. Теперь они вынуждены апеллировать к президенту страны и планируют встречу с ним, чтобы изложить свое видение ситуации. Шансов для примирения с командой Шевченко, заявила «ЗН» председатель комитета нового профсоюза НТКУ Марьяна Ангелова, уже нет.

Один из главных козырей профсоюзов таков: канал теряет своих зрителей, и это видно по тому, как изменился состав аудитории новых новостей от УТ. Сразу после запуска их рейтинг снизился. Зритель, привыкший в течение многих лет смотреть официоз, не воспринял новости в совершенно ином стиле, и начался отток постоянной аудитории канала, преимущественно людей из сельской местности и пенсионеров.

Сейчас наблюдается постепенный рост рейтинга, иногда «Вісті» даже входят в тройку новостийных лидеров после «Подробностей» и ТСН. Особенно заметны результаты после запуска с понедельника новой верстки. В первый же день — понедельник — рейтинг новостей вырос до давно невиданной цифры 5%. И это серьезный аргумент в пользу позиции реформаторов. Но аудитория новостей государственного канала действительно изменилась.

Немало людей в коллективе НТКУ не воспринимают новые подходы к подаче новостей, дескать, у государственного канала свои особенности и он обязан обслуживать государство, то есть подавать официоз, который, разумеется, не будет звучать на частном канале. Такой позиции придерживается немало людей в секретариате президента, и иногда это становилось предметом споров между пресс-секретарем президента Ириной Геращенко и первым вице-президентом НТКУ Шевченко.

По словам Ангеловой, профсоюз тоже за реформирование НТКУ, но он должен сохранить обычное для зрителя «лицо», выполнять государственный заказ, а реформирование должно быть постепенным и с соблюдением социальных гарантий работников. Главный вопрос профсоюзов — зачем увольнять людей, а затем закупать программы, если их можно делать работающим коллективом? Собственно, в этой ситуации профсоюзы выполняют естественную для них функцию и не задаются вопросом, способен ли сделать качественный и современный продукт коллектив, привыкший работать в совершенно других условиях и по иным стандартам и значительная часть которого просто не способна конкурировать с частными каналами.

Андрей Шевченко с ответом на этот вопрос определился и настроен довольно радикально. Он говорит, что до сих пор на канале никого не уволили, но без сокращения не обойтись. Он утверждает, что не будет идти на компромисс с профсоюзами; по его словам, удерживать такой загруженный и неэффективный механизм нечестно по отношению к зрителю, который, в конце концов, и платит за государственный канал. Оптимальным вариантом он считает реорганизацию канала уже с Нового года (обычно 31 декабря все работники пишут заявления об увольнении, а 1 января заявления о принятии на работу пишут далеко не все).

На прошлой неделе недовольство высказал уже коллектив УТР — государственной телерадиокомпании «Всемирная служба «Украинское телевидение и радиовещание». Профсоюз и совет трудового коллектива распространил заявление, в котором предъявлен «протест против попыток бывшего президента НТКУ Стецькива присоединить УТР к НТКУ». По сути, ныне УТР находится под контролем Госкоминформации Ивана Чижа. Команда Стецькива давно высказывалась за присоединение украинского вещателя на зарубеж к НТКУ. Как оказалось, этот процесс уже пошел — президент подписал такое поручение, и оно сейчас на рассмотрении Кабмина. Именно это и вызвало протест УТР и его руководства, давно и тесно работающего с Иваном Чижом и не совсем разделяющего план реформ от Стецькива.

Это заявление весьма радикально, чего стоит фраза о том, что присоединение УТР к НТКУ будет означать уничтожение УТР, «что выгодно исключительно дестабилизирующим реакционным силам в стране, которые ставят перед собой цель уничтожить конституционный строй…». Также заявлено: для того, чтобы не допустить присоединение к НТКУ, коллектив УТР готов перейти к радикальным методам.

Андрей Шевченко в свою очередь называет очень позитивным моментом то, что процесс присоединения уже пошел.

Кстати, это один из четырех главных пунктов концепции, которую представила его команда на этой неделе и которая уже зарегистрирована в секретариате президента. Конечным результатом этой программы реформирования НТКУ является система общественного вещания в виде четырех каналов:

1. Первый канал, созданный на базе НТКУ, предлагается позиционировать в качестве семейного канала. Главный содержательный продукт — мощный новостийный блок, ток-шоу, популярные фильмы и сериалы. Более того, задачей в перспективе на 2007 год является создание системы собственного производства сериалов и фильмов. Такой канал может получить на рынке часть аудитории в 15—20%, планирует Шевченко.

2. Второй канал предлагается создать на базе областных государственных телерадиокомпаний. Главным его продуктом должны будут стать публицистические программы на образовательную и культурную тематику, а также программы для регионов, производимые, в частности, и самими региональными отделениями. Это важная функция общественного вещания, но понятно, что такой канал не может претендовать на значительную часть рынка (прогнозируется часть аудитории в 3—5%).

3.Третий канал — украинская версия Euronews. За день до своей отставки Стецькиву все же удалось реализовать свой амбициозный план и купить 1% акций этого канала, что позволяет использовать его «картинку» и транслировать на территории Украины.

4. И последний канал в блоке общественного вещания УТР — вещание на заграницу.

Обеспечивать работу всех четырех каналов может одна группа менеджмента и соответствующих служб, что позволит существенно сэкономить на администрировании и перераспределить средства непосредственно на производственный процесс. Вероятно, этот план Ющенко будет рассматривать сразу после возвращения из США, ведь из-за сложных условий в коллективе НТКУ медлить с назначением — означает только заострить проблему.

Как известно, глава секретариата президента Олег Рыбачук пообещал, что именно программы будут определяющими во время рассмотрения кандидатов на должность руководителя НТКУ. Говорят, такой подход в окружении президента понравился не всем, но после публичного заявления отойти от него будет довольно сложно.

На самом деле дилемма для президента не в личностях, а в подходах, хотя следует признать, что на скамье запасных телевизионных менеджеров у Ющенко также не много людей. Среди главных кандидатов называют: Андрея Шевченко, Олега Кузана — это команда Стецькива; Александра Ткаченко, заявлявшего о желании заниматься созданием общественного вещания еще в начале нынешнего года, но в соответствии со своей концепцией; давнего друга Ющенко и главного редактора «України молодої» Михаила Дорошенко; руководителя информационного отдела «Тониса» Дмитрия Тузова и председателя правления этого же канала Виталия Докаленко; топ-менеджера «Эры» Тараса Аврахова. У последнего было едва ли не больше всего шансов, но указ о его назначении так и не был подписан.

А между тем выбор нового руководителя НТКУ будет не столько выбором конкретного менеджера, сколько выбором пути, определяющего судьбу НТКУ. В сущности, президент должен прежде всего определиться: делать ставку на использование канала как информационного ресурса власти в период избирательной кампании или же принять программу реформирования и получить тот козырь, что он остается верен своим обещаниям и стремится обеспечить Украине демократическое информационное пространство.

В глазах власти у каждого из этих вариантов есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, в период войны компроматов, в которую вступила страна перед выборами, каждый информационный ресурс важен. Политический кризис, стартовавший с отставкой Александра Зинченко, так и не предоставил возможности окружению президента окончательно перераспределить информационное пространство страны в свою пользу, и вряд ли в этой ситуации это окружение будет готово утратить контроль и над государственным вещанием.

С другой стороны, в случае неприятия программы реформ Ющенко получит очередную порцию критики и лишится реноме приверженца свободных принципов в развитии медиа как в Украине, так и за ее пределами. Ведь для Европы и США государственное вещание — это пережиток, государство контролирует только вещание на заграницу.

Если принципы политической предвыборной целесообразности снова возобладают в решении Ющенко относительно развития НТКУ и назначения его руководителя, это будет не решением проблемы, а только ее временной отсрочкой. Ведь нельзя назвать иначе, чем ПРОБЛЕМОЙ заявленный на «первой кнопке» канал, стабильно болтающийся во второй десятке рейтинга зрительских симпатий и к тому же проедающий немалые бюджетные деньги.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме