СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ? ЗДЕСЬ Я ВАМ НЕ ГАРАНТ!

09 апреля, 2004, 00:00 Распечатать Выпуск № 14, 9 апреля-16 апреля 2004г.
Отправить
Отправить

Видать, не суждено все-таки Леониду Даниловичу войти в отечественную историю Президентом-реформатором...

Видать, не суждено все-таки Леониду Даниловичу войти в отечественную историю Президентом-реформатором. Не складывается у него не только с конституционными преобразованиями, но и с военной реформой. Запланированное на прошедшей неделе принятие закона о реформировании Вооруженных сил Украины не состоялось. Депутаты согласились с предложением главы оборонного комитета ВР повременить с армейской реформой.

Начатое в темпе кавалерийского наскока сокращение Вооруженных сил Украины наткнулось на два серьезных препятствия. Возникновение которых, впрочем, было вполне прогнозируемым. Первым является нехватка в государственной казне денег, необходимых для армейской перестройки. Вторым — отсутствие законодательства, регулирующего сей непростой процесс. А процесс, тем временем, уже пошел. Месяца три назад «ЗН» писало о полученных военным руководством страны разнарядках о численности подлежащих увольнению в запас военнослужащих и сроках сокращения личного состава.

Предписания, разосланные во все армейские управления, были составлены в строгом соответствии с цифрами, содержавшимися в указе Президента, который он издал еще летом прошлого года. С него-то, собственно говоря, вся эта история и началась. 12 сентября гарант подписал новый указ, которым утвердил решение Совета национальной безопасности и обороны Украины, предусматривающее такие объемы бюджетного финансирования потребностей обороны, которые бы учитывали грядущее реформирование Вооруженных сил страны. Речь шла о 6,4 миллиарда гривен. В подготовленном и поданном на рассмотрение в парламент Кабинетом министров законопроекте о государственном бюджете Украины на 2004 год требования президентского указа учтены не были. В статье расходов на армейские нужды уже утвержденного бюджета значится сумма, меньшая почти на миллиард.

Убедившись в том, что глава государства решительно настроен к 2005 году довести численность армии до двухсот тысяч человек, парламентский комитет по вопросам национальной безопасности и обороны предложил Леониду Кучме подготовленный им совместно с Министерством обороны законопроект «Об общей структуре и численности Вооруженных сил Украины в связи с их реформированием». Здесь следует тем, кто забыл, напомнить, что численность Вооруженных сил Украины, согласно Конституции, определяет парламент. И депутаты из оборонного комитета практически пошли навстречу главе государства, страхуя его от нарушения того, гарантом чего он, собственно говоря, является. Кроме целей и приоритетных направлений реформирования, в проекте предусматривалось также финансовое и материальное обеспечение этого процесса, а главное, дополнительные гарантии социальной защиты сокращаемых военнослужащих и их семей. В разделе о численности ВС были полностью сохранены пожелания Президента. Но с пометкой на полях «Подлежит уточнению в зависимости от объемов бюджетного финансирования». Предполагалось, что, доработав документ в соответствии с собственным видением проблемы, Президент внесет его в Верховную Раду от своего имени.

Но Президенту эта идея почему-то не понравилась. «Какие гарантии? Какая социальная защита?» — ужаснулся, надо полагать, он. По крайней мере, такой вывод напрашивается из письма главе комитета по вопросам обороны и национальной безопасности Георгию Крючкову, присланного в ответ на депутатскую инициативу руководителем президентской администрации Виктором Медведчуком. В нем признается важность этого законопроекта «на современном этапе военной реформы», сообщается о том, что основные положения документа рассмотрены и в целом одобрены на заседании СНБОУ, а правительству поручено его доработать. Но… «Предварительные расчеты свидетельствуют, — говорится в письме, — что реализация законопроекта требует значительных финансовых затрат. А это, с учетом ограниченных объемов финансирования Министерства обороны, определенных в госбюджете на 2004 год, может поставить под угрозу возможность его выполнения в предложенной редакции».

По логике вещей, за подобным откровением должно следовать признание неправоты Президента в отношении его заведомо невыполнимых намерений сократить армейские ряды. Либо делаться соответствующий вывод об игнорировании руководством Кабмина и Министерства финансов, в частности, поручения главы государства учесть при разработке бюджета планируемые на военную реформу средства. Но законам логики деятельность Президента и его администрации подчиняется не часто. А потому от них поступает предложение разделить положения законопроекта на два отдельных законодательных акта: нормы, касающиеся целей, направлений, общей структуры и численности Вооруженных сил, включить в законопроект, который бы вносился в парламент от имени Президента, а все остальное, то есть «социалка», пусть идет отдельным законопроектом, который может разработать Кабмин.

Руководству парламентского комитета стоило немалых усилий сохранить целостность законопроекта. Но уже тогда стало ясно, что Президенту абсолютно неинтересно возиться с разработкой и законодательным закреплением социальных гарантий для увольняемых военнослужащих. Одобренный правительством законопроект отправляется на Банковую, где целый месяц валяется без движения. Лишь после существенного сокращения той части, в которой говорится о социальной защите, он вновь возвращается Кабмину. Тот текст, что был получен парламентом от правительства, вызвал у депутатов огромное недоумение. Было не только изменено название законопроекта — его скромно нарекли «О реформировании вооруженных сил Украины», в то время как все реформирование сводится, по сути, к переходу от четырех видов войск к трем (объединяются военно-воздушные силы и противовоздушная оборона). До минимума был сведен раздел, описывающий все те же социальные гарантии. Но проект таки был утвержден в первом чтении. По словам Георгия Крючкова, это было сделано с учетом того, что процесс сокращения идет уже полным ходом, а также с надеждой на то, что ко второму чтению документ удастся существенно преобразить.

И если посмотреть на сравнительную таблицу, отражающую все внесенные ко второму чтению в законопроект поправки и изменения, то надежды эти были оправданы. Во-первых, теперь законопроект называется «Об изменении структуры и численности Вооруженных сил Украины в связи с их реформированием и государственные гарантии социальной защиты увольняющихся военнослужащих и членов их семей». Во-вторых, в нем предусмотрена выплата денежной помощи попадающим под сокращение армейцам, оговорен принцип начисления пенсий, предоставляется право бессрочного пользования медицинскими учреждениями Министерства обороны, гарантируется предоставление жилья либо долгосрочных кредитов на его приобретение и строительство с погашением их за счет государственного бюджета и многое другое.

При всем при этом, как удалось выяснить, далеко не многие народные избранники считают достаточным и такой объем социальных гарантий. Но главное, даже если в законе для сокращаемых военнослужащих предусмотреть обеспечение их персональными автомобилями, дачами в Крыму и пожизненным бесплатным диетическим питанием, это едва ли будет воплощено в жизнь все из-за той же нехватки средств в бюджете. А вернее, будет обеспечено с еще меньшей вероятностью. Именно стремление ставить перед собой реальные цели побудило главу парламентского оборонного комитета в начале марта еще раз обратиться к Президенту с призывом лично повлиять на ситуацию. Ключевой проблемой Георгий Крючков назвал увеличение на 553 миллиона гривен бюджетных ассигнований на реформирование, а, по сути, сокращение Вооруженных сил Украины: «По этому вопросу необходимо решение высшего политического руководства и правительства страны. Оптимистические заявления членов правительства о высоких темпах экономического роста дают для этого основания».

Глава комитета предложил Президенту накануне рассмотрения законопроекта во втором чтении обсудить вопрос о финансировании армейской перестройки на заседании СНБОУ и определиться: либо реформирование Вооруженных сил будет сопровождаться в нынешнем году необходимым для этого финансированием (соответствующий законопроект об увеличении оборонных расходов на 553 миллиона гривен, по мнению Крючкова, в парламент должен внести Кабинет министров), либо сроки намеченного сокращения необходимо пересмотреть. И во время второго чтения, кстати, депутаты собирались обговорить продолжение этих сроков до 2006 года и даже до 2008-го.

На это раз ответ от имени главы государства готовил не Медведчук, поглощенный реализацией иной, более актуальной реформы, а его первый заместитель Юрий Загородний. Заседание СНБОУ, явствует из письма, по вопросу финансирования военной реформы в президентской администрации считают преждевременным. А что касается недостающих в бюджете средств, то и наличествующая сумма (дальше не пугайтесь!) «обеспечивает, в основном, возможность начать реализацию мероприятий, предусмотренных законопроектом «О реформировании Вооруженных сил Украины». Говоря человеческим языком, нужно не бояться начинать сокращение, а по ходу пьесы, как сказано в письме, в случае необходимости, можно внести соответствующие изменения в закон о госбюджете. Но если заведомо известно, сколько денег потребуется на нужды реформируемой армии, как можно ввязываться в бой, наперед зная, что боеприпасов не хватит?

Но самое интересное, что в ходе подготовки законопроекта ко второму чтению юридический отдел Верховной Рады вынес заключение о необходимости специального представления Президента Украины по поводу численности Вооруженных сил. И хотя, как уже было сказано, определять численность армии по Конституции должен парламент, согласно закону о Вооруженных силах Украины он это делает по представлению главы государства. Конечно, если следовать букве закона, то вопрос о том, является ли отсутствие такого представления поводом для отмены рассмотрения законопроекта, — дискуссионный. В конце концов за Основным Законом приоритет в определении правовых норм. Однако, если все-таки учитывать еще и дух закона, то, наверное, можно согласиться с Георгием Крючковым, который посчитал необходимым перенести рассмотрение законопроекта ввиду отсутствия веского слова гаранта, что и было сделано в минувшую пятницу.

По словам Георгия Корнеевича, он неоднократно обращался к Президенту с просьбой внести представление. Но, как заявил депутату глава президентской администрации, Президент не собирается этого делать. И ничего, что именно глава государства является Верховным главнокомандующим, именно он был инициатором военной реформы и именно о нем шла речь в письме Юрия Загороднего, адресованного главе парламентского комитета: Президент Украины держит под личным контролем затронутые вами вопросы, обращая особое внимание на необходимость своевременного принятия Закона Украины «О реформировании Вооруженных сил Украины». Отсутствие данного законодательного акта и перенесение сроков проведения мероприятий по реформированию еще больше усложнит имеющуюся ситуацию».

Но почему-то на такую малость, как соблюдение правовой формальности в виде представления в парламент, не способен. Не потому ли, что боится взять на себя ответственность за явно непопулярное решение и навлечь на себя гнев полумиллиона человек — подлежащих сокращению военнослужащих вместе с их семьями? Исходя из личных электоральных интересов, это действительно было не разумно.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК