На сей раз саммит СНГ спасло от очередного провала стечение геополитических обстоятельств, в большинстве своем непосредственного отношения к Содружеству не имеющих. Особую патетическую ноту высочайшей встрече придали события в Югославии. Однако, при всей экспрессивности сказанных по поводу войны в Европе слов, ни Россия, ни Украина, ни СНГ как структура не смогли использовать эту возможность для подтверждения собственной значимости в мире. Посему гневные и убежденные выступления в защиту Югославии или в поддержку НАТО приобрели в Москве несколько карикатурный оттенок. Собственно, на сегодня трудно было предположить, что Содружество в принципе способно выступить единым фронтом в поддержку той или иной стороны, так как еще до саммита было очевидно, что каждая страна СНГ имеет собственные интересы и цели, и каждая уже привыкла не согласовывать их с партнерами по СНГ (читай - Россией). Наиболее очевидным результатом потери РФ своего внешнеполитического влияния стал ответ Запада на обнародованное накануне саммита предложение Бориса Ельцина об экстренном созыве министров иностранных дел «большой восьмерки» для мирного решения проблемы Косово. То, с какой поспешностью и без особых раздумий «большая семерка» отмахнулась от предложения, воочию продемонстрировало роль и место, которые в мире «больших» отводятся «восьмой» России. После этого стало окончательно понятно, что члены СНГ подпишут в Москве подобающие случаю общие заявления, смысл которых будет сводиться одновременно к осуждению сепаратизма, геноцида и военной агрессии, и станут суверенно определяться со своей позицией по поводу военных действий НАТО в Югославии. Тем более что некоторым странам вообще нет нужды торопиться: Запад их не подгоняет, НАТО с ними не граничит да и президентские выборы для многих стран СНГ не являются сегодня актуальной темой.
Вопрос о президентских выборах в Украине живо обсуждался в кулуарах официальной встречи. Белорусская делегация, отмечавшая в день саммита государственный праздник - Вторую Годовщину Создания Союза с Россией, убежденно доказывала, что белорусский путь - лучшая внешнеполитическая дорога для любой бывшей республики СССР. Поскольку чужой опыт в данном случае не вдохновляет, то о любимом белорусами украинском кандидате Александре Ткаченко, у которого, кстати, в эти дни - тоже праздник в виде первого полноправного участия Украины в заседании МПА, упоминали мало, чтобы, не дай Бог, не обидеть украинских коллег. Тем более что у них и без того обид и проблем в Москве хватало.
По конфиденциальной информации из заслуживающих доверия источников, во второй половине дня в четверг (сразу же после переговоров с президентом Борисом Ельциным) Президент Леонид Кучма обсудил государственные проблемы Украины и свои личные планы на политическое будущее в неофициальной дружеской беседе с бывшим российским премьером Виктором Черномырдиным. Сам факт беседы двух политиков, которые претендуют на президентские роли в будущем, многим в Москве не понравился...
А в это время премьер-министр Евгений Примаков, по словам тех же источников, очень огорчил украинскую делегацию, не найдя свободной минуты для традиционной встречи с украинским премьером Валерием Пустовойтенко. Г-н Примаков счел целесообразным решать украино-российские проблемы не в суматохе саммита, а в спокойной рабочей обстановке во время планируемого на следующую неделю визита в Киев. Этот штрих в буднях саммита СНГ для Украины является знаковым: тем самым ей дали понять, что Россия более не нуждается в срочном, за несколько часов до заседания глав государств, согласовании позиций с Украиной, что ранее было традицией и проявлялось в безусловной поддержке или озвучивании украинской делегацией некоторых российских идей. С другой стороны, вероятно, следует ожидать, что предстоящий визит г-на Примакова в Киев станет демонстрацией небывало жесткой российской позиции, в частности, в отношении украинских долгов. Московские наблюдатели предполагают, что причиной столь демонстративного шага российского премьера могла бы послужить все же сохраняющаяся неопределенность в отношениях между Украиной и вплотную подошедшего к ее границам НАТО. Да и с деньгами в России неважно, поэтому будут скрести по сусекам. Будет больно...
В то же время можно предположить, что российские и украинские политики в Киеве получат возможность компенсировать несколько смазанный эффект от их миротворческой деятельности в Югославии. Дело в том, что во время саммита Борис Ельцин объявил о том, что «дал распоряжение» организовать во время визита Евгения Примакова в Киев, 8-9 апреля, приезд в столицу Украины лидеров Молдовы и Приднестровья - Лучинского и Смирнова. Президент России подчеркнул, что во время этого визита «должно быть наконец подписано соглашение об урегулировании конфликта между Кишиневом и Тирасполем».
Кстати, на фоне действий НАТО в Югославии и связанного с этим выхода кораблей Черноморского флота в Босфор весьма значимо выглядел на московской сцене появившийся в день саммита новый персонаж - делегация Верховной Рады Крыма во главе с Леонидом Грачем. Крымские гости, по их словам, намеревались обсудить с московским мэром Юрием Лужковым разнообразные темы регионального сотрудничества. Однако российские аналитики не без подозрения отметили, что эти переговоры под шумок саммита могут закончиться очень неожиданными результатами, ибо чрезвычайно сильный дар убеждения, присущий г-ну Лужкову, позволил ему на днях целиком и полностью убедить в истинности и правоте своих великодержавных планов даже президента Азербайджана Гейдара Алиева. А уж Леонид Грач, обладающий не меньшими амбициями, но несколько более скромным опытом аппаратных игр и закулисных интриг, по мнению российских наблюдателей, теоретически может не устоять перед призывом российского мера спасать родину от возможной натовской агрессии посредством воссоединения «исконно русских» в Крыму с исконно русскими в России. С другой стороны, предполагаемое благоразумие председателя крымской Верховной Рады зиждется на его весьма серьезных личных планах об участии в украинских президентских выборах 2004 года. Если, конечно, г-н Грач заявил об этом в свое время серьезно.
Так или иначе, но множество проходящих под крышей саммита сепаратных переговоров и закулисных договоренностей вкупе с ритуальными официальными документами и намерениями членов СНГ, в которые они сами, как кажется, не очень верят, доказали, что Содружество окончательно превратилось в своеобразный клуб по интересам. Если кто-либо надеялся на радикальные изменения в СНГ (без знаковых оценок), то они были возможны только с приходом к руководству Исполнительным секретариатом СНГ Бориса Березовского - хотя бы потому, что г-н Березовский, как утверждают сегодня некоторые президенты, проголосовавшие за его избрание, нуждался в сохранении СНГ для создания собственных масштабных финансовых схем и влияния на российскую властную верхушку. После отставки
г-на олигарха (и после того, как президенты стран СНГ это «проглотили») Содружество уж точно не станет надгосударственной структурой, чего так сильно опасались украинские национал-демократы и патриоты.
Показательно, что избрание нового исполнительного секретаря произошло за закрытыми дверями, тихо и буднично. Из всех кандидатур, реально рассматривавшихся как перспективные для назначения на эту должность, никто не мог сравниться по известности и силе влияния с г-ном Березовским. Попутно заметим, что Украина представляла свои кандидатуры, а российская сторона еще месяц тому назад не высказывала против этого принципиальных возражений. Информированные источники в украинском посольстве в Москве утверждают, что за последнее время были предварительно рассмотрены несколько украинских кандидатур, в числе которых - бывший министр внешнеэкономических связей и торговли Сергей Осыка, народный депутат Дмитрий Табачник и даже лидер Социал-демократического союза Евгений Марчук. Согласно информации данного источника, Киев не без оснований полагал, что «свой» опытный политик на данном посту может реально прибавить внешнеполитические баллы Украине, однако относительно единой кандидатуры в коридорах украинской власти полного согласия достигнуто не было. Интересы каждого из названных выше известных в Украине политиков представляли и лоббировали на уровне СНГ различные политические и бизнес-группы, что внесло некоторую неясность в позицию Украины вообще.
Вопрос был закрыт просто - Россия обратила внимание украинских властей на то, что Украина до сих пор не подписала (и пока не собирается) Устав СНГ, и, не являясь полноправным членом этой организации, не должна бы претендовать на руководящую должность в ней. В ответ украинская сторона сняла свои кандидатуры, не акцентируя на этом внимание, а главной рабочей схемой назначения «куратора СНГ» стало избрание известного только узкому кругу лиц российского «политика второго плана», который, в отличие от Бориса Березовского, уж точно не станет пытаться нарушить привычный порядок вещей и денег в Содружестве.
По этой причине не следует ожидать и реформаторских подвигов г-на Юрия Ярова (до недавнего времени представителя Бориса Ельцина в Совете Федерации), которому, как известно, поручено закончить начатое еще г-ном Березовским реформирование СНГ. Возможно, именно поэтому поздравляя Юрия Ярова с назначением, министр российского правительства по делам СНГ Пастухов, пожимая руку новому назначенцу, сказал: «Наконец-то вы надели на себя это ярмо». Но надо полагать, в свой день рождения Яров не огорчился и не обиделся на сказанное. Его тоже ждут великие дела. Впрочем, сделанное бывшим исполнительным секретарем большими делами назвать нельзя - до сих пор не согласованы даже общие принципы преобразований в структуре СНГ. То, что и.о. исполнительного секретаря Иван Коротченя анонсировал сокращение численности штата органов СНГ примерно в пять раз - до 500 человек, само по себе реформой не является. А экономическая база обновленного Содружества остается желаемой, но пока еще сложнопредставимой перспективой. Причиной тому - и изначальная разница в уровнях экономического развития разных стран-членов СНГ, и череда недавних финансовых и экономических кризисов в государствах Содружества, и несогласованность законодательной базы. По словам источников в МИДе РФ, на сегодня основой преобразований в СНГ является давно предлагаемая Украиной схема укрепления двусторонних экономических отношений в рамках Содружества. Однако те же источники утверждают, что после финансового кризиса в России товарооборот между нашими странами уменьшился примерно вдвое. А сотрудники экономической миссии при украинском посольстве говорят также об ухудшении номенклатуры товарооборота, о так и не преодоленных торговых барьерах со стороны России для украинских товаров, о ряде нерешенных проблем, связанных с погашением государственного долга Украины Российской Федерации поставками товаров, которые обходятся украинским производителям вдвое-втрое дороже их задекларированной стоимости. Решение указанных проблем - не дело одного саммита или одного дня (наша практика и экономические реалии свидетельствуют, что это - дело даже не одного года).
Посему саммит, хотя и обратил на себя внимание возможной (но так и не случившейся) скандальностью рассматриваемых международных проблем, но в судьбе СНГ не изменил ничего. Впервые основное заседание при участии глав государств проводилось вчера (в пятницу) в строго закрытом режиме. Впервые встреча на высшем уровне была запланирована на 45 минут - ровно на столько, насколько, по мнению организаторов, обычно хватает сил, энергии и сконцентрированного внимания некоторым из уже не молодых и не вполне здоровых президентов СНГ. Однако, будем справедливыми и заметим, что этих сорока пяти минут лидерам государств хватило не только для того, чтобы зафиксировать различные политические взгляды, но и для того, чтобы скрепить одиннадцатью подписями протокол о создании зоны свободной торговли размером во все Содружество. Предполагается, что межторговые льготы будут вводиться в два этапа - сначала будет обрезан НДС, затем иные торговые препятствия будут устранены. В протоколе значится, что новая зона начнет работать с 1 января 2000 года. Еще одно бумажное решение или реальное благое намерение?