В Украине появилось еще одно силовое ведомство — Служба внешней разведки. 14 октября Президент Леонид Кучма своим указом отпочковал от Службы безопасности департамент разведки. 12 лет в спецслужбе шли разговоры и составлялись планы о самостоятельном статусе разведки, но только за две недели до президентских выборов этот проект был реализован. Неожиданно для самих разведчиков.
Еще на заре украинской независимости, отечественные спецслужбы занимал вопрос о выделении разведки в отдельную структуру. В СБУ понимали, что наследование советским традициям и объединение ряда правоохранительных и специальных функций под одной крышей неудобно и неэффективно по многим позициям. Внешняя разведка, контрразведка, борьба с экономическими преступлениями, незаконным оборотом наркотиков, коррупцией — совершенно разные задачи. Поэтому еще в 1992 году тогдашний шеф СБУ Евгений Марчук и начальник Главного управления разведки Александр Шарков планировали преобразовать разведку в самостоятельное ведомство. Ряд факторов сыграл против этого. Отсутствие бюджетных средств держало и держит украинскую разведку на голодном пайке, не позволяя развернуть масштабную работу за рубежом. Но более важную роль играли политические соображения. В бушующем хаосе государственного аппарата СБУ представляла собой многоцелевой набор инструментов политического влияния. И ни один председатель не мог позволить себе проявить слабость и в условиях постоянных политических кризисов оторвать от себя кусок полномочий. Шарков получил статус первого заместителя председателя СБУ и широкую автономию в своих действиях. До получения независимости разведке не хватало двух важных вещей — права доклада и непосредственного выхода на президента, а также собственного хозяйственного управления. Сохранение ГУР в своем составе до последнего времени было важно для СБУ, в том числе и из меркантильных соображений. По неофициальным данным, именно ГУР выполняло и выполняет такие деликатнейшие и высокодоходные задания, как обеспечение продажи украинского оружия за рубеж. Пять процентов от этого секретного бизнеса имели огромное значение в условиях постоянного бюджетного дефицита и недофинансирования. Этот официально разрешенный хозрасчет, который к тому же не поддается аудиту, обеспечивал СБУ привилегированное положение по отношению к другим органам власти. Одно обеспечение шестисотмиллионного танкового контракта с Пакистаном помогло залатать десятки бюджетных дыр. Разведка обеспечивала и обеспечивает все операции по продаже оружия Украиной на внешних рынках. В компетентных кругах распространено мнение, что сотрудничество с «Укрспецэкспортом» и другими оружейными дилерами, уполномоченными государством, является чуть ли не основной миссией отечественных «штирлицев». Такое мнение формируется во многом потому, что функция добывания конфиденциальной информации о происках внешних врагов у разведки сильно ограничена скромным бюджетом, а также политическими рамками. Систематическая разведывательная деятельность СБУ в странах СНГ запрещена. Ставить задачи по вербовке источников в Европе и Америке — слишком рискованно.
Сразу после прихода на руководящий пост в СБУ нынешнего председателя Игоря Смешко многие лежавшие под сукном проекты реформирования спецслужбы были реанимированы. После согласования вопроса с Президентом Игорь Петрович отметил в интервью от 30 апреля сего года, что основная работа СБУ это на 80 процентов разведка и контрразведка, а остальное — правоохранительная деятельность. И что Главное управление разведки будет реорганизовано в департамент разведки, с перспективой создания Службы внешней разведки. Но сначала надо усилить направление радиоразведки, получить бюджетные средства на реорганизацию. Логично. Смешко имел в виду, что надо заново сформировать хозяйственные подразделения, усилить техническое оснащение, создать собственную учебную базу разведки. В бюджете 2004 года на это никаких сумм не предусматривалось. ГУР только переименовали в департамент разведки, и было ясно, что реформа — дело не одного дня. Ведь, казалось, какой смысл без развития инфраструктуры провозглашать независимость разведки? Таблички на дверях поменять? А откуда руководство разведки должно вызывать служебную машину — из гаража контрразведки, подразделения СБУ?
Указ Президента, к большому удивлению многих руководителей СБУ и большинства разведчиков, фактически отрапортовал об успешном завершении реформы. Кроме указа, других организационных признаков самостоятельного статуса разведки обнаружить не удалось. Начальник департамента разведки Олег Синянский одним махом получил статус одного из руководителей государства и собственное ведомство. Любопытно, что на самом деле никакого дележа имущества у СВР и СБУ пока не происходит. Просто непонятно, кому и что отходит, кто и на что претендует. Спецслужбы не получали задания подготовить цивилизованный «развод» и только приступили к выяснению отношений. Коллеги, превратившиеся в соседей, продолжают работать так, будто ничего не изменилось.
Такая процедура, естественно, вызывает много вопросов. Почему возникла необходимость резко ускорить запланированные темпы реформы спецслужб? Почему этот вопрос не прошел полного внутриведомственного согласования и не был подготовлен? Чем объясняется такая спонтанность и срочность? Неужели за две недели до выборов у Президента и главы его администрации нет более срочных и больных проблем, чем Служба внешней разведки?
Никакой официальной реакции на эти вопросы нет. Более того, руководство разведывательного ведомства получило специальную инструкцию (в дополнение к существующим): любые, даже неофициальные контакты с журналистами запрещены.
Странное дело. Нет, чтобы хоть в какой-то официальной прессе появилось бодрое интервью начальника СВР в ознаменование торжественной даты — в честь рождения независимой украинской разведки, хотя бы просто статья без подписи… Ничего. Между прочим, даже суперзасекреченные руководители легендарных российских спецслужб ГРУ и СВР интервью все-таки дают. А тут — такое нерядовое событие, а власти делают вид, мол, пустяки, дело житейское.
Многие наблюдатели склонны связывать столь внезапное создание СВР с сугубо политическими мотивами. Основной тенденцией в аппаратно-структурных и кадровых передвижениях в украинских силовых органах за последние полгода является усиление силового поля администрации Президента. И природа этого силового поля, несомненно, связана с избирательной кампанией. Судя по перечисленным факторам, именно администрация является локомотивом в появлении самостоятельной внешней разведки. Этот шаг стоит в одном ряду с другими громкими событиями последнего времени. Назначение на должность первого заместителя председателя СБУ Владимира Сацюка, действия Генеральной прокуратуры и выступления Геннадия Васильева, неофициальные и резонансные политические заявления министра внутренних дел Билоконя, отставка первого зампреда СБУ Юрия Землянского, снятие министра обороны Евгения Марчука и назначение Александра Кузьмука, странные посиделки до четырех утра лидера оппозиции Виктора Ющенко с руководством СБУ, которое стоит на страже интересов действующей власти, отравление Ющенко, которое не похоже на расстройство желудка, опала Смешко в связи с этими событиями…
Эта цепочка далеко не полная. Но факты свидетельствуют, что ключевые вопросы, связанные с действиями силовых структур, лоббируются на уровне администрации Президента. Администрация генерирует и аккумулирует влияние силовых ведомств. И каждое звено в этой цепи усиливает авторитет и позиции главы АП Виктора Медведчука. Леонид Кучма, совершенно очевидно, передал руководству администрации функции цензора и контролера. И никогда в государственных структурах влияние Медведчука не расценивалось так высоко, как в последнее время. Премьер Янукович, якобы единый кандидат от власти, вынужден проявлять хорошо сдерживаемую симпатию к Виктору Владимировичу. Другого пути нет, поскольку он полностью отстранен от влияния на силовиков. По неофициальным данным, о создании Службы внешней разведки премьер-министра уведомили уже после того, как Президент принял решение подписать указ. Так же, как и в случае с отставкой Марчука и назначением Кузьмука, премьер находится в роли зрителя, который просто следит за тонкими замыслами режиссера.
Согласно аппаратной логике, экстренное создание СВР — еще один жест для демонстрации в высших сферах недовольства Игорем Смешко. Власть надеется на победу на президентских выборах. В руководстве спецслужбы ценятся люди, которые не только безоговорочно верят в такую победу, но и делают все для ее достижения.
На прошедшей неделе в Интернете появились интересные фотографии встречи народного депутата Александра Волкова с одним российским бизнесменом, деловым партнером Бориса Березовского. Фотографии сделаны очень профессионально — из-за кустов, из-за машин, с разных направлений, с очень высоким качеством. Волков — явно не Бритни Спирс и не модель «Плэйбоя». Какие же это папарацци бегают за народными депутатами и сопровождают свои фото текстами подробных перемещений за день объекта наблюдения? Возможно, этим вопросом заинтересуется куратор политического направления работы СБУ Владимир Сацюк? Он, кстати, был близким деловым партнером и личным другом Волкова. Правда, теперь они не очень-то ладят.
Участие силовых ведомств в президентских выборах очень напоминает методы работы «правоохранительных» органов в президентской кампании 1999 года. Методы, известные по записям Николая Мельниченко. Власть уверена, что для успеха реальная сила важнее интеллекта и переменчивого общественного мнения. Когда-то так же думали Марчук, Деркач, Кравченко, другие влиятельные руководители силовых ведомств. Власть полагает, что после кассетного скандала научилась контролировать общество. Власть уверена, что она сильна как никогда, что уступать никому и ни в чем нельзя и что победу обеспечивает наступление на всех фронтах. Что ж, так думала любая власть на территории Украины за последние десять веков.