ПРОТОКОЛ

27 февраля, 1998, 00:00 Распечатать Выпуск № 9, 27 февраля-6 марта 1998г.
Отправить
Отправить

- Да я за гараж родину продал! - Занесите факт продажи Родины в протокол. Э.Рязанов, «Гараж» Драки в дверях не было...

- Да я за гараж родину продал!

- Занесите факт продажи Родины в протокол.

Э.Рязанов, «Гараж»

Драки в дверях не было. Российские бизнесмены, стремящиеся попасть на переговоры с украинским руководством, не отталкивали друг друга локтями, пытаясь занять места за столом. Число их, надо сказать, изрядно поредело и от заявленного отличалось вполне серьезно. Среди первичных причин, просеявших делегацию российских бизнесменов, стало совещание накануне прилета в Киев, которое провел вице-премьер российского правительства Яков Уринсон. Говорят, сам председательствующий был весьма настороженно настроен в отношении взаимовыгодного сотрудничества с Украиной. Однако в скепсисе не имел себе равных Владимир Гусинский, поставивший под сомнение целесообразность приезда в Украину. Как стало известно, его аргументы были приблизительно следующими: «Леонид Кучма ничего не сделал для российского капитала в Украине. Он уже раз обманул и политиков, и бизнесменов, и не стоит считать, что он не сделает этого сейчас. Поэтому не стоит ехать в Киев для того, чтобы Кучма использовал поддержку российских бизнесменов в качестве предвыборной рекламы.»

Те, кто меньше думал о политике, а больше о бизнесе, все же посетили Киев. В их число, кстати, вошел и Яков Уринсон, который, надо полагать, несмотря на спровоцированный Борисом Березовским скандал все же имеет шансы удержаться на своем посту. В противном случае непонятно, почему президент России именно ему доверил курировать длительные бизнес-переговоры с Украиной.

Визит группы российских предпринимателей в Киев к продаже Родины не привел. Вообще, чем дальше, тем больше создается впечатление, что россиян в Украине может заинтересовать только земля, а ко всему, что на ней находится, они относятся как минимум с осторожностью, а также с недоверием, скептицизмом и прочими смешанными чувствами.

Дело даже не в том, что в Киев не приехал практически никто из первой десятки российских бизнесменов. Первая десятка, как известно, не любит коллективной работы, а любит индивидуальную.

В процессе личного общения было услышано практически все, о чем было известно и ранее, разве что были конкретизированы суммы, которые в будущем, может быть, предполагается куда-то вложить.

НЕФТЬ

Руководство финансово-промышленной группы «Нефтехимпром» (Россия) изучает возможность участия в приватизации АО «ЛИНОС» (Лисичанский НПЗ) и концерна «Ориана» и в ближайшее время примет соответствующее решение.

Президент группы Максим Васильев назвал эти предприятия «интересными и перспективными» для руководства «Нефтехимпрома».

М.Васильев видит «достаточно красивые и многообещающие перспективы» для увеличения товарооборота между Украиной и Россией, а также взаимного инвестирования.

Комментируя возможность предоставления отдельных льгот для российских бизнесменов в ходе приватизации украинских предприятий, М.Васильев отметил, что российские бизнесмены готовы принять участие в приватизации украинских предприятий даже при отсутствии таких льгот.

Однако уже на встрече с президентом глава координационного комитета Минтопэнерго РФ Анатолий Тернавский заметил, что изменение условий приватизации и повышение цены на пакет акций Лисичанского нефтеперерабатывающего завода на $130 млн. и Херсонского НПЗ на $100 млн. «ставит в тупиковую ситуацию» участие российских компаний в приватизации этих предприятий.

По его словам, поставка этим предприятиям ежегодно 12-16 млн. тонн российской нефти принесет украинскому бюджету дополнительно около $500 млн. налоговых поступлений.

Л.Кучма, в свою очередь, заметил, что он «в первый раз» слышит о каких-то проблемах, связанных с приватизацией этих НПЗ. По словам Президента, украинская сторона заинтересована в том, чтобы «Россия пришла нашим партнером на эти заводы».

Вообще с нефтью ситуация сложная - единственная созданная в свое время похожая на ФПН «Укртатнафта» приказала долго жить, и Кременчугский НПЗ остался при своих пиковых интересах.

ЛУКОЙЛ уже в открытую зовут на Лисичанский НПЗ, а ему не нравится цена. ЮКСИ почти не виден.

Заводы тем временем стоят.

АЛЮМИНИЙ

Тут лучше, потому что проще, потому что интересный завод один. Российская компания «Группа «Сибирский алюминий» готова инвестировать в развитие алюминиевого комплекса Украины до $200 млн. в течение ближайших лет.

Как заявил президент группы и генеральный директор АО «Саянский алюминиевый завод» (СаАЗ, Хакасия) Олег Дерипаска, инвестиции планируется осуществлять в рамках сотрудничества между Саянским алюминиевым заводом - головным предприятием группы и Николаевским глиноземным заводом (НГЗ). Подписанный структурами в ноябре 1997 года меморандум предусматривает, в частности, готовность СаАЗа содействовать модернизации производственных мощностей НГЗ с целью увеличения объема выпуска глинозема до 1,5 млн. тонн в год, а также реконструкции Днепро-Бугского морского порта.

В перспективе реализация этого соглашения даст НГЗ возможность импортировать сырье, то есть бокситы. Инвестиции «Группы «Сибирский алюминий» позволят создать совместную базу по добыче бокситов в Гвинее.

О.Дерипаска заявил, что рассчитывает на государственную поддержку этого проекта двух заводов, что могло бы положительно сказаться на процессе приватизации НГЗ. Кроме того, такая поддержка обеспечит СаАЗу и другим российским заводам независимость от внешних поставщиков сырья, а Украине даст возможность увеличить производство алюминия, оздоровить положение в отрасли и гарантирует на ближайшие годы рынок сбыта сырья в России и Таджикистане. Так, с 1998 года планируется ежегодно поставлять более 1 млн. тонн украинского глинозема в Россию и Таджикистан.

Саянский алюминиевый завод, напомним, является одним из крупнейших производителей первичного алюминия в России - в 1997 году он произвел более 326 тыс. тонн металла. Помимо него, в «Группу «Сибирский алюминий» входят, в частности, СП «Саянал», холдинговая компания «Ростар» и ряд других структур.

ГАЗ

Наиболее покрытая мраком тема как в связи с давно ожидавшимся созданием компании «Нефтегаз Украины», так и в связи с тем, что тема покрыта мраком давно.

Неделя ознаменовалась, среди прочего, словесной перепалкой Рэма Вяхирева с Украиной вообще и премьером Латвии в частности.

Премьер Латвии перед поездкой в Киев заявил, что Латвия и Украина «оказались в схожей ситуации». Премьер Латвии привел высказывания украинских политиков о том, что российский «Газпром» - единственный поставщик природного газа в Украину - уже не может полностью обеспечить потребности страны в газе.

Со своей стороны латвийское руководство считает, что «Газпром» как единственный поставщик природного газа в страны Балтии, «не может быть полностью надежным».

Р.Вяхирев обиделся и отчитал латвийского премьера как школьника. Он сообщил, что задолжавшая «Газпрому» около $1,2 млрд. Украина «не может ни заплатить, ни гарантировать оплату» за необходимые ей в этом году объемы российского газа. До сих пор в качестве единственной гарантии со стороны Киева может рассматриваться только транзит через территорию Украины, за который «Газпром» отдает 32 млрд куб. м газа в год, подчеркнул он.

«Газпром» может обеспечить сегодня Украину газом в объемах, превышающих суммарные его поставки из России и Туркмении в прошлые годы, но на условиях заключения договоров.

Но даже при их отсутствии Украина, по словам Р.Вяхирева, умудряется на постоянной основе самовольно перебирать газ из транзитной трубы в очень больших объемах, ставя под угрозу экспортные поставки и техническую безопасность газопроводов. Так, при среднем плане ежедневных поставок 235 млн. кубометров в сутки Украина забирает 295 млн. «Такого себе не позволяют потребители всей России даже в самые холодные дни», - подчеркнул Р.Вяхирев.

Что касается Латвии, то, по словам руководителя «Газпрома», руководство этой страны - покупателя российского топлива уже не первый год оглядывается на западных поставщиков под влиянием распространенной в стране фобии попасть в экономическую зависимость от России.

Как сказал Р.Вяхирев, премьер Латвии Гунтарс Крастс, размышляя о якобы «ненадежности российских поставок газа», либо «плохо выучил уроки и не владеет информацией, либо допускает искажение реальной ситуации».

САХАР

В Украине идет подготовка документа, регламентирующего экспорт в Россию в текущем году сахара в рамках квоты в 600 тыс. тонн, не облагаемой таможенной пошлиной, сообщил начальник управления двустороннего экономического сотрудничества с РФ Министерства внешнеэкономических связей и торговли Александр Самодуров.

Документ определит механизм выдачи лицензий на экспорт сахара в пределах квоты в соответствии с контрактами, которые подпишут украинские экспортеры и субъекты внешнеэкономической деятельности РФ.

Российские импортеры будут определены по результатам конкурса, который предусмотрен в соответствии с постановлением правительства РФ от 19.02.98 № 231 «О ввозе на территорию Российской Федерации в 1998 году сахара белого из Украины без взимания таможенной пошлины».

В то же время, РФ «затянула» выполнение решения о ввозе без пошлины украинского сахара, считает А.Самодуров. Межправительственный протокол о поставке сахара был подписан еще в конце 1997 года.

По словам начальника управления МВЭСторга, украинская сахарная отрасль «фактически потеряла первый квартал», так как на проведение в России тендера необходимо время.

В первом квартале Украина может беспошлинно экспортировать 100 тыс. тонн сахара (по 200 тыс. тонн во втором и третьем кварталах и еще 100 тыс. тонн - в четвертом). В то же время, в соответствии с украино-российскими договоренностями, если квартальная квота не будет выполнена, то оставшаяся часть автоматически переносится на следующий квартал.

В прошлом году Украина произвела около 2 млн. тонн сахара белого (2,7 млн. тонн - в сезоне 1996 года), внутренняя потребность составляет 1,5 млн. тонн. Ввозная пошлина в размере 25% была введена РФ 15.05.97.

Между тем, поставки сахара в Россию могут оказаться под личным контролем Л.Кучмы. Во всяком случае, по словам председателя совета Союза сахаропроизводителей России Владимира Логинова, Л.Кучма заверил российских сахаропроизводителей, что возьмет под личный контроль поставки в Россию белого сахара в рамках квоты без уплаты таможенной пошлины (600 тыс. тонн - ИФ-У) с тем, чтобы это был именно свекловичный сахар и именно украинского производства, в полном соответствии с заключенными договоренностями.

Опасения российской стороны, пояснил глава Союза сахаропроизводителей, основывались на том, что в 1997 году Украина произвела около 2 млн. тонн сахара при внутренней потребности в нем 1,7-1,8 млн тонн. Это не исключает вероятности того, что в Россию может поступить сахар, произведенный за пределами Украины.

Кроме того, по словам В.Логинова, «у некоторых недобросовестных участников рынка появится стремление ввезти в РФ не свекловичный сахар, а сахар, изготовленный из сырца».

В то же время В.Логинов отметил, что Союз сахаропроизводителей готов по просьбе Минсельхозпрода РФ принять участие в проверке ввозимого сахара, вплоть до направления своих специалистов в Украину с тем, чтобы они присутствовали при отгрузке.

АВТОМОБИЛИ

Кременчугский «АвтоКрАЗ», один из ведущих производителей крупнотоннажных автомобилей на рынке СНГ, изучает возможность организации сборочного производства своих автомобилей в Российской Федерации.

Как сообщили в руководстве завода, в качестве потенциальных российских партнеров рассматриваются Дзержинский авторемонтный завод (г.Дзержинск, Нижегородская обл.) и АО «Ярославский моторный завод» - основной поставщик моторов для автомобилей «КрАЗ».

Согласно предварительным расчетам, доля украинских комплектующих в производстве, которое планируется организовать на мощностях Дзержинского авторемонтного завода, составит до 40%. Ориентировочная мощность производства - около 1 тыс. автомобилей в год. Технические и финансовые вопросы находятся в стадии проработки.

В марте «АвтоКрАЗ» намерен приступить к реализации контракта с российской ОАО «Федеральная контрактная корпорация (ФКК) «Росконтракт» на поставку в Россию в течение года 3850 автомобилей грузоподъемностью от 13 до 18 тонн различных модификаций.

Стоимость контракта, который планируется подписать до конца недели, не разглашается. Средняя стоимость «КрАЗовского» автомобиля составит около $26 тыс.

С другой стороны, Луцкий автомобильный завод» («ЛУАЗ») и «АвтоВАЗ» (г.Тольятти, РФ) рассматривают возможность создания совместного сборочного производства российских автомобилей в Украине.

Как сообщил генеральный директор ОАО «ЛУАЗ» Владимир Гунчик, в ходе предварительных переговоров, прошедших на днях в Киеве, обсуждались перспективы сотрудничества.

По словам В.Гунчика, российский автопроизводитель заинтересован в увеличении экспорта украинских комплектующих, которые сегодня в среднем на 30% дешевле аналогичной отечественной продукции (в 1992 году их доля в общем объеме коммерческих поставок на «АвтоВАЗе» составляла 28%, в настоящее время - 4%. - ИФ-У).

Вместе с тем, сообщил собеседник агентства, «АвтоВАЗ» заинтересован в том, чтобы его продукция продавалась в Украине, минуя реэкспорт. Так, в 1997 году, по словам В.Гунчика, основная масса «ВАЗовских» автомобилей поступала на украинский рынок по реэкспортным каналам, в частности из Венгрии. Средняя коммерческая стоимость ввозимых российских авто, в зависимости от модификации, находится в пределах 15-17 тыс. грн. При этом «заинтересованный продавать на нашем рынке до 40 тыс. автомобилей в год российский завод мог бы продавать их по цене до 14 тыс. грн. (около $7 тыс. - ИФ-У), заметил В.Гунчик.

Технические и финансовые аспекты возможного сотрудничества, сообщил он, планируется обсудить в ходе следующего раунда переговоров в марте.

БОМБАРДИРОВЩИКИ

Да неужели! Так и хочется сказать, услышав новость о том, что Москва и Киев вновь вернулись к рассмотрению вопроса о возможности приобретения Россией группировки стратегических бомбардировщиков, находящихся на территории Украины.

По сведениям источников агентства «Интерфакс», рассматривается возможность приобретения восьми стратегических ракетоносцев Ту-160 и десяти - Ту-95МС. «Эти самолеты находятся в неплохом состоянии и после проведения необходимых работ могут быть поставлены на вооружение», - сообщили источники «Интерфакса», ссылаясь на военных экспертов.

Источники, однако, не сообщили, каков может быть размер компенсации Украине за передачу РФ 18 бомбардировщиков, а также в какой форме она будет произведена (погашение части задолженности Киева за российские энергоносители, поставками запчастей для украинских ВВС и т.д.).

В случае передачи России стратегических ракетоносцев Москва также приобретет у Украины крылатые ракеты, которые способны нести эти самолеты.

Предполагается, что передача бомбардировщиков будет оформлена правительственным постановлением, отметили источники «ИФ».

Сегодня на украинских военных аэродромах в Прилуках и Узине дислоцируется группировка стратегических бомбардировщиков в составе 19 самолетов Ту-160 и 21 - Ту-95МС. Они достались Украине после распада СССР. По оценке российских военных экспертов более 60% этих самолетов не боеготовы.

Источники в Киеве признают, что у Украины нет возможности обслуживать или переоборудовать ТУ-160 и ТУ-95, поскольку необходимая техническая документация находится на российских предприятиях. По их данным, только на содержание этих бомбардировщиков на базах без топлива и тренировочных полетов ежегодно расходуется 700 тыс. долларов.

* * *

Вот практически и все. Чернозем россиянам не предлагали, да они его и не просили.

Российские представители в ходе бесед неоднократно ссылались на программу экономического сотрудничества в том плане, что правительства должны обеспечить условия, а потом сами предприниматели всем займутся.

Среди комментариев программы обратило на себя внимание мнение председателя Верховной Рады Александра Мороза, который отметил, что Договор об экономическом сотрудничестве между Россией и Украиной на период до 2007 года «должен быть отслежен по каждой составляющей».

Он сказал, что «не вызывает никаких возражений» необходимость согласования тарифной, акцизной и ценовой политики. «Так работает весь мир», - заверил он.

Однако, отметил А.Мороз, необходимо очень взвешенно подходить к отношениям собственности, особенно если речь идет об объектах, имеющих стратегическое значение и гарантирующих экономическую независимость государства. По словам главы парламента, приватизацию таких объектов необходимо проводить «в первую очередь в интересах граждан Украины, не допуская туда нерезидентов».

В частности, отметил он, приватизация объектов нефтеперерабатывающей отрасли может привести к «смене всей ценовой политики по всей цепочке». В этом случае, сказал А.Мороз, «возникает вопрос - кто делает политику, так как тот, кто формирует ценовую политику в этой сфере, делает политику вообще». «Это должно быть учтено теми, кто будет подписывать документ», - сказал А.Мороз.

А в целом, как представляется, все вопросы, связанные с приватизацией, ФПГ, прочим сотрудничеством, надо бы обсудить после выборов. Тогда народ подуспокоится, и не услышим мы как восторгов, переходящих в экстаз, так и истеричных воплей с разбрызгиванием предвыборной слюны.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК