Ф раза, брошенная Иль-
фом и Петровым в
начале века, до сих пор у нас в постсоветских странах подвергается сомнению. Так что же такое автомобиль - роскошь или средство передвижения? Символ богатства или целесообразная необходимость? Так или иначе, на символ тянет не каждый, а вот передвижение необходимо любому человеку. Обойти пешком город, такой как Киев, мыслимо разве что чудакам-спортсменам, и в обычной жизни каждый из нас пользуется транспортом. Это где-то в благополучной Европе у каждой семьи по нескольку машин. А у нас, дай Бог, чтоб одна была. Несмотря на всеобщую автомобилизацию, большинство пользуется все-таки общественным транспортом. Даже самые заядлые драйверы, нет-нет, да и прокатятся на метро или автобусе. За исключением отдельных индивидуумов, что такое общественный транспорт, знают даже новые русские. Ну, а редкие индивидуумы - это творческие натуры, в силу обстоятельств и личных качеств забывшие, как их мама в детстве возила в цирк на троллейбусе. Даже они иногда спускаются в подземку и так ей поражаются, что пробивает их на музу и слагают они душещипательные шлягеры, типа «42 минуты под землей туда-сюда», «Тебе в метро, скажи на милость». Ну, а основная часть народа, в прямом смысле, вплотную знакома с недостатками и необходимостью общественного транспорта.
Один из высокопоставленных чинов транспортной жизни столицы Виталий Рева недавно в интервью агентству УНИАН сообщил, если вдуматься, катастрофический факт: 99 процентов всего автобусного парка столицы нуждается в списании до конца этого года. Конечно, нуждается по большим меркам, по европейским. Естественно, что как ездили чадящие «Икарусы» 20-летней давности, как перебивались с соляры на воду, так и будут ездить. Вряд ли кто-то допустит полную блокаду измученного нарзаном и транспортом народа - и без того хватает проблем. Но ведь рано или поздно эти цифры превратятся в неизбежную реальность.
Нельзя сказать, что ничего не делается. Осваиваются новые львовские «гармошки», пошли в ход бескрылые «антоновские» троллейбусы (по-видимому, на базе списанных АН-24), но пока города будут догонять свою же инфраструктуру, «жареный петух», как флюгер, будет висеть над каждым городом Украины.
Цивилизация, где она? Французские утописты от транспорта недавно разработали стойкую систему так называемых «автобусов по вызову». Вы заказываете по телефону компьютерному диспетчеру время и маршрут, компьютер выбирает по программе самый оптимальный маршрут для попутных пассажиров и из этого складывается график минитаксобусов от подъезда до офиса. Система работает через спутник и практически сразу же ваш заказ в чипах головного компьютера. Гениально и просто в наш век высших технологий. Такой вызов автобуса дешев для потребителя и высокорентабелен для перевозчика.
Можно ли рассчитывать, что подобная система когда-нибудь возможна у нас? Теоретически, конечно, да. Но практически масса проблем. Среди объективных - дороговизна спутниковой навигационной системы отбрасывает возможность закупки нашими транспортниками этого чудо-прогресса в долгий ящик. Гораздо проще закупать относительно недорогие российские микроавтобусы и пускать их параллельно перегруженным маршрутам. Такое у нас уже практикуется повсеместно и, кстати, здорово помогает. Среди субъективных причин такие: где гарантия, что не будет массы ложных шуточных заказов? Да и истинно наше бизнес-настроение: зачем обременять себя сложнейшими подсчетами, рентабельностью, спутниками, если еще не все лазейки перекрыты, чтобы делать деньги из воздуха? А народ мучается в переполненных автобусах? А что такое народ? А что такое автобус? Ну кто же виноват, что у них нет служебной машины с персональным водителем? Работать надо, товарищи, и нечего опаздывать на работу по неуважительной транспортной причине. Ишь чего захотели - автобуса по вызову! Пролетарии всех стран, соединяйтесь - в автобусах и метрополитене!