23 апреля администрацию Президента посетили московские гости. В течение полутора часов Президент Украины Леонид Кучма беседовал с генеральным директором АО «Группа «Мост» Владимиром Гусинским, генеральным продюсером НТВ Игорем Малашенко и менее влиятельным, но зато более известным украинским телезрителям ведущим программы «Итоги» Евгением Киселевым (которому, кстати, Леонид Данилович дал эксклюзивное интервью). Надо сказать, что эта встреча, запланированная достаточно давно, несколько раз переносилась. Правда, от этого ее актуальность и возможный КПД не уменьшились. Скорее наоборот.
ГУСИНСКИЙ Владимир Александрович - генеральный директор АО «Группа «Мост», президент «Мост-банка», президент Российского еврейского конгресса.
Родился 6 октября 1952 г. в Москве. С 1969 по 1973 годы учился в Московском институте нефтехимической и газовой промышленности им. Л.Губкина, а в 1973 был призван в армию. В 1975 году после демобилизации поступил в Государственный институт театрального искусства им.А.Луначарского на режиссерский факультет и в 1981 его окончил.
После окончания ГИТИСа работал режиссером в различных театрах Российской Федерации. Одно время был театральным режиссером в провинции (в частности, в Туле). В начале 80-х перебрался в Москву, где подрабатывал частным извозом на своей машине. Затем был главным режиссером культурной программы для иностранных участников московских Игр доброй воли. В 1986 году открыл свою первую фирму, занимавшуюся торговыми операциями. В 1988 году Гусинский создал консультационно-информационный кооператив «Инфакс». В 1989 году «Инфакс» и американская юридическая фирма «Арнольд и Поттер» создали совместное предприятие «Мост», зарегистрированное 24 мая 1989 года. В СП «Мост» «Инфаксу» принадлежала половина уставного капитала. В октябре 1989 года был создан «Мост-банк», а в 1992 году - холдинг АО «Группа Мост», в структуре которого иностранных участников уже не было. Гусинский участвовал в создании группы «Предпринимательская политическая инициатива-92» (осень 1992 года). В конце 93-го года Гусинский финансировал избирательную кампанию демократических блоков «Выбор России» и «Явлинский-Болдырев-Лукин» («Яблоко»). В 1993 году Гусинский в лице группы «Мост» стал соучредителем газеты «Сегодня» и НТВ (совместно с московскими банками «Столичный» и «Российский кредит»). В январе 1995 года Гусинский основал Российский еврейский конгресс и был избран его президентом. Партнер президента РФ Бориса Ельцина по теннису. Женат. Двое сыновей.
На встрече с Президентом Владимир Гусинский и его спутники обсуждали несколько блоков вопросов, однако с большой долей вероятности можно предположить, что в центре обсуждения находилось две темы: выход продукции НТВ на украинский рынок посредством спутникового телевидения, а также участие московских имиджмейкеров и креаторов в проведении предвыборной президентской кампании в Украине. Хотя почему только московских? Во время президентской кампании в России с профессионалами из НТВ (и по их приглашению) бок о бок трудились американцы, штаб-квартира которых находилась на одном из этажей «Президент-отеля» в Москве. Собственно, знающие люди утверждают, что именно эти американцы на 80% и сделали Ельцина президентом. Украинскому штабу, призванному отстаивать интересы Президента на депутатских и, само собой, президентских выборах, отведен не этаж, а целый особняк на Подоле. Но, видимо, размах своих внушает меньшее доверие Леониду Кучме, чем скромное, но эффективное обаяние российско-американской буржуазии.
Безусловно, прибывших на встречу с Президентом российских суперимиджмейкеров, фактически реанимировавших Бориса Ельцина, можно назвать в первую очередь бизнесменами, а не политиками. Известно, что подобные услуги в мире ценятся весьма дорого, а практика привлечения иностранных специалистов применяется достаточно широко. Нет сомнений в том, что рынок паблик рилейшнз (ПР) СНГ они считают своим и в данный момент просто приводят в исполнение ту часть плана экспансии, которая касается Украины.
И проблема даже не в том, что, возможно, облик Президента, которого предстоит полюбить гражданам Украины до 1999 года, будут создавать иностранцы (отечественные имиджмейкеры до сегодняшнего дня ничего, кроме подковровой возни и кулуарно-интрижных кружев, не продемонстрировали). Проблема в том, что этими иностранцами будут россияне. А в данной ситуации - бизнес бизнесом, но политической валютой с московскими специалистами, хочешь не хочешь, а расплачиваться придется. Хотя бы в силу того, что Игорь Малашенко, как впрочем, и два остальных гостя, являются бизнесменами, приближенными к президенту России, первым вице-премьерам Анатолию Чубайсу и Борису Немцову. В этой ситуации пока без ответа остается вопрос: идея предложить свои услуги Президенту Украины - это бизнес-маневр «Группы «Мост» или инициатива о поддержке Леонида Кучмы на предстоящих выборах исходила от российского руководства?
Если ответ на этот вопрос нам еще предстоит получить, то второй, пожалуй, выглядит риторическим: почему консультации и сближение Президента Украины с российскими специалистами ПР и масс-медиа происходят на фоне КРУшения украинских средств массовой информации, которые в большей или меньшей степени сохранили независимость от исполнительной власти? Нет сомнений в том, что импорт идеологии происходит в условиях гибели «отечественного производителя»: часть газет и телеканалов посажены на иглу государственных дотаций и обезврежены; те же, кто оставил за собой право сопротивляться, в настоящее время подвергаются нескончаемым налоговым проверкам с пристрастием. Более того, эта самая вторая часть, поставлена в такие экономические налоговые и правовые условия, при которых не может нормально развиваться, в отличие от тех же российских средств массовой информации, для которых Борис Ельцин, без исключений, обеспечил льготный режим налогообложения.
Пожалуй, пока вышеописанная ситуация будет сохраняться, украинские власть имущие будут импортировать идеи, умы и специалистов по созданию имиджа. Тех самых специалистов, которые когда-то жили в Украине, но работать смогли только в России. Например, таких, как Игорь Малашенко...