- ласковый мизантроп. Или, точнее, беспощадный филантроп. В журналисте Юрчуке есть немного от технократа, художника-сюрреалиста и поэта-песенника. Под его публикациями можно не ставить фамилию автора - Сашу трудно с кем-то спутать…
Комплексные отношения между парламентом и Президентом в последнее время строятся по принципу «приняли - наложил». Принимают депутаты, а накладывает президент. Это традиционный стиль отношений между исполнительной и законодательной властью, характерный для периодов спикерства и Мороза, и Ткаченко. Единственной свежей струей в этой теме является гадание на тему: каким будет последнее вето Президента Кучмы?
5 октября, менее чем за три недели до президентских выборов, закончилось формирование избирательного законодательства. В этот день парламент преодолел вето Леонида Кучмы на закон о внесении изменений в закон о выборах президента. Напомним, что одним из главных пунктов этого нормативного акта являлось положение о том, что все члены участковых и территориальных избирательных комиссий имеют право получить на руки образец протокола об итогах голосования сразу после его оформления. Таким образом, уже существует реальная правовая основа для создания масштабной параллельной системы подсчета голосов.
Децентрализация избирательных протоколов позволяет достаточно оперативно организовать контроль за подведением итогов избирательной кампании. Когда все члены избирательных комиссий станут обладателями документов о результатах голосования, то значительно усложнится возможность фальсификации электорального волеизъявления. Эти документы являются сердцевиной системы параллельного Центризбиркома, задуманного главой временной парламентской комиссии по вопросам соблюдения избирательного законодательства Александром Ельяшкевичем.
Планируется, что в ночь с 31 октября на 1 ноября в сессионном зале Верховной Рады будет развернут «мобильный комплекс» по контролю за ходом «опускания бюллетеней». В комплекс оперативно станет стекаться информация из региональных избирательных комиссий, например те же протоколы, переданные по факсу. Для организации такого центра потребуются минимальные технические затраты, зато эффект будет довольно внушительным. Центральная избирательная комиссия теряет право на монополию оглашения результатов голосования. Альтернативная электоральная информация, подтвержденная документально (протоколы), станет доступной для международных обозревателей, кандидатов в президенты, «шакалов пера» и всех людей доброй воли, независимо от желания ЦИК. В общем, это довольно неплохо. Напомним, что во время проведения парламентских выборов 1998 года Центризбирком так долго тянул «электоральную паузу», что многие заподозрили - ребята «химичат». Однако альтернативного источника информации не было. Теперь он (источник) будет. 12 из 15 кандидатов в президенты подписали «пакт» об участии в совместном оглашении результатов осенней кампании. Это означает, что их представители в комиссиях на местах будут сотрудничать с параллельным центром. Естественно, что Леонид Данилович отказался участвовать в этой затее и наложил вето на соответствующий законопроект. Его примеру последовали лидер НРУ Геннадий Удовенко и глава Прогрессивной социалистической партии Наталья Витренко. Правда, последняя планирует создать собственный центр подсчета, куда станет стекаться избирательная информация.
Таким образом, для многочисленных наблюдателей и заинтересованных участников электорального процесса в Киеве появятся сразу два места, где можно будет скоротать ночь выборов, - Центризбирком и Верховная Рада. Если будут зафиксированы серьезные расхождения в подсчетах, то это станет поводом для размышлений о бренной сущности бытия вообще и председателя ЦИК Михаила Рябца в частности.
Правда, следует отметить, что преодоление вето Президента на упомянутый нормативный акт - не последний этап в совершенствовании избирательного законодательства. 5 октября депутаты внесли еще ряд поправок к закону о выборах главы государства. Они направлены в основном на усиление, так сказать, технологического контроля за проведением выборов. В частности, недействительными считаются бюллетени, на которых отсутствует печать участковой избирательной комиссии, без подписи выдавшего их лица, а также если на бюллетенях сделана более чем одна пометка против фамилий кандидатов.
Правда, по словам Александра Ельяшкевича, одной из основных особенностей данного нормативного акта является то, что появляется возможность рассмотреть вопрос о снятии кандидата в президенты с регистрации уже после выборов за нарушения избирательного законодательства.
Откуда взялся этот пассаж, вполне понятно. В конце сентября парламент рекомендовал ЦИК снять Леонида Даниловича с регистрации за многочисленные нарушения закона о выборах. Кстати, в обращении ВР к украинскому народу, принятому 6 октября, предвыборные действия главы государства расцениваются как «необъявленная война с парламентом», «обливание грязью конкурентов» с помощью монополизированных исполнительной властью средств массовой информации. Правда «исторического снятия» кандидатуры Кучмы так и не произошло, но, как оказалось, вопрос остается открытым и после оглашения итогов избирательной кампании. По крайней мере, теоретическая возможность существует. Правда, Президент еще наложит вето на соответствующий закон, однако, опять-таки в теории, есть шанс, что народные избранники его (вето) преодолеют. Можно сказать, что в арсенале парламентских средств предотвращения переизбрания Леонида Даниловича на второй срок сегодня находятся:
а) система параллельного подсчета голосов, создаваемая на базе оригиналов протоколов избирательных комиссий. Главная цель системы - предотвращение фальсификации результатов президентских выборов действующей властью;
б) снятие с регистрации кандидата, допустившего нарушения электорального закона, даже после даты «Ч» (31 октября);
в) блокирование инаугурации Кучмы в ВР. Между прочим, сам Леонид Данилович рассказал о существовании данного коварного и страшного замысла депутатов.
В перспективе планируется внесение изменений в Конституцию. В частности относительно упрощения процедуры импичмента. Но опять-таки, это все пока относится к области теории.
Также к области теории относится вопрос о наложении вето Президента на очередную редакцию многострадального закона о Кабинете министров, принятую ВР 6 октября. Кабминовский закон имеет некоторое отношение к избирательной кампании, так как распределение кресел в отремонтированном Павлом Лазаренко здании по улице Грушевского является существенным элементом предвыборных торгов. Кучма уже дважды накладывал вето на «правительственный закон» и, похоже, уже на исходе срока своих полномочий сделает это и в третий раз.
Основания для такого предположения есть, ведь парламентарии, среди прочего, отклонили его предложение не ограничивать количество членов Кабмина. Очередная редакция закона предполагает, что в состав правительства может входить только 25 министров. В этом случае у главы государства остается не так много «портфельных ресурсов» для расплаты с нужными людьми. Помог ему, допустим, депутат N - получил министерское кресло. Кстати, законом закрепляется должность министра без портфеля. Если не вводить количественное ограничение, то в Кабмин можно «набить» уйму народу. Столько, сколько нужно. Как известно, просто так в избирательной кампании никто не участвует и неизбежно должен прийти час «расплаты».
Правда, возможен вариант, что судьба закона о Кабинете министров будет решаться уже после выборов, как, впрочем, и вопрос о дальнейшем существовании временных следственных комиссий ВР. 5 октября ВР не сумела преодолеть вето Президента на закон о «парламентских следователях». Леонид Данилович считает, что у них чрезвычайно большой объем полномочий. Причем ряд депутатов, ознакомившись со списком лиц, подозреваемых в незаконном открытии счетов за рубежом, полностью солидарны с Президентом. Видимо, благодаря этому обстоятельству вето главы государства не было преодолено и продолжает действовать запрет Кучмы на предоставление органами исполнительной власти информации парламентским следственным комиссиям. Причем исключение не будет сделано и комиссии, созданной для расследования обстоятельств теракта в Кривом Роге 2 октября.
Таким образом, к числу наиболее значимых в предвыборном отношении решений парламента можно отнести преодоление вето на внесение изменений в закон о выборах относительно оригиналов протоколов. Вето на закон о следственных комиссиях преодолеть не удалось, как, впрочем, и вето на закон о Кабинете министров (была лишь принята новая редакция данного нормативного акта, которой также «светит» вето). Парламентарии также не смогли сделать подарок своим коллегам - депутатам местных советов и ВР Крыма относительно восстановления их неприкосновенности. Не хватило голосов для прыжка через «вето-барьер». Каким будет последнее вето Леонида Даниловича, пока не известно. Скорее всего, он что-то наложит на закон о Кабмине.