В действе под названием «укрощение аграрного лобби» премьер дважды появлялся на сцене с ружьем и ни разу не выстрелил. Первый раз это произошло весной, когда правительство поинтересовалось распределением шестиста миллионов гривен государственных дотаций, которые аграрное лобби запросило в счет потерь будущего урожая. Как писало «Зеркало недели» (№26(451), 12-25.07.03), правительство запросило целевое распределение требуемой помощи; история закончилась тем, что дотация так и не была выделена. Но в июле, после продовольственного ажиотажа, аграрное лобби получило дотацию, и не 600, а 760 млн. гривен.
А 23 июля маленький дождь из большой тучи пролился на Рыжука и Кириленко — влиятельных членов аграрного лобби. Премьер ограничился грозным предупреждением в адрес аграрного блока. Не исключено, что сдержанность в действиях Януковича была вызвана неспособностью добиться указов об увольнениях. Рыжук — близкий к Литвину человек, а фамилия непотопляемого еще со времен Лазаренко Кириленко стала синонимом «священной коровы». В случае новых проблем в аграрном секторе Кириленко и Рыжук, по словам премьера, могут-таки быть уволены. Однако (и это несомненный минус для премьера) с 23 июля Янукович несет личную ответственность за действия Кириленко и Рыжука; то есть зависит от действий аграрного лобби. Во-первых, премьер признал, что в июне в стране наблюдался продовольственный кризис. Хотя факты свидетельствуют, что на момент повышения потребительского спроса (и соответственно скачка цен) в государственных запасниках зерна было ровно в два раза больше, чем необходимо, чтобы безболезненно дойти до следующего урожая. Во-вторых, премьер признал вину министра и вице-премьера, но продлил их пребывание в правительстве – теперь уже под свою ответственность.
И в марте, и в июне премьер так и не совершил реальных действий по обузданию аграрного лобби. И речь даже не о формальных отставках. Суть эффективных действий должна была состоять в ликвидации системы государственных дотаций сельскому хозяйству либо в коренном изменении процедур и целей их предоставления. Аграрное лобби не сосредоточено в отдельных министерствах или кабинетах. Это сотни людей, связанных между собой системой финансовой поддержки государства. Если из этой системы удалить один элемент, он тут же восстановится — на место уволенного министра назначат нового. Янукович сохранил действующую систему финансовой помощи государства сельскому хозяйству, и аграрное лобби по-прежнему сильно. Нынешнее заявление премьера о личной ответственности Кириленко и Рыжука может вызвать мощную ответную реакцию. Не исключено, что осенью страну ожидает новый кризис во время посевной озимых.
Даже если решение Кабмина по поводу губернаторов было согласовано с Президентом, не исключено, что Президент решит сохранить кого-то из глав обладминистраций. Разговоры о возможной отставке днепропетровского губернатора Николая Швеца ходят как минимум три года. Однако недовольство им Президента общеизвестно, равно как и личное недовольство главы администрации Президента Теофилом Бауэром. То есть вполне возможно, что Януковичу «спустили сверху» список губернаторов, чье время истекло. А это говорит о том, что замахнувшийся премьер смог ударить лишь по тем фигурам, на которые ему было указано.
Существенные недостатки обнаружены в работе двух министров-трудовиков — Валерия Хорошковского и Алексея Костусева. Добавляя к ним Николая Швеца, Янукович демонстрирует агрессию по отношению к «Трудовой Украине» как политической силе. Именно так это и было воспринято. В результате снижается вероятность того, что в дальнейшем «Трудовая Украина» будет активно выступать за сохранение нынешнего правительства.
При внешней агрессивности, действия Януковича являются скорее защитой, нежели атакой. Янукович как потенциальный кандидат на пост Президента пребывает в сложнейшем положении: из премьерского кресла труднее всего перебраться на пост главы государства. Избирательную кампанию очень сложно провести без обозначения виноватых в низком уровне жизни. У премьера есть только три вектора критики за плохую социальную ситуацию в стране. Первый вектор — это парламент. Но если Янукович развернет критику в адрес депутатов, правительству не удастся провести через парламент ни один сколько-нибудь существенный закон. Второй вектор — Президент, что фактически исключено. Третий — члены правительства. С одной стороны, Януковичу, как вероятному кандидату на пост Президента, для успешной кампании нужен успех экономической политики, а значит, команда по осуществлению реформ. С другой стороны, для него велико искушение рассматривать правительство как предвыборный штаб. И премьер критикует тех членов Кабмина, которые по его представлению могут быть участниками штаба другого кандидата. Тем самым возможность создать в Кабмине единую команду резко уменьшается. Не будем забывать и о том, что нынешнее правительство — плод парламентской квазикоалиции. Каждый выпад премьера против министров, представляющих это парламентское образование, осложняет отношения с фракциями. Первым таким действием было увольнение министра экологии от НДП. Но Пинчук – не Пустовойтенко; кроме того, напряженность с трудовиками увеличивает совокупное недовольство участников большинства, где в засаде давно затаились эсдеки.
Итак, промежуточный финиш в разбирательстве с аграрным вопросом принес Януковичу два результата. Премьер выиграл электорально, когда после продуктового ажиотажа СМИ сообщили о массовых увольнениях в самых разных органах власти. Однако для политической элиты стало ясно, что Янукович ограничен в возможности осуществлять принятые им решения и, похоже, пребывает в строго отведенных ему рамках, которые пока существенно уже рамок премьерской должности.