Сенсационное по своей сути заявление В.Януковича о повышении пенсий до прожиточного минимума для нетрудоспособных граждан (284 грн. 69 коп.) многие наблюдатели расценили как проявление полнейшей растерянности в штабе кандидата: «Видимо, плохи дела, слабо растет рейтинг, раз Кабмин играет на чувствах безотказнейшего электорального слоя — пенсионеров». Вообще-то мне не улыбается анализировать политические реалии, да еще в период выборов, но обойти вниманием происходящее сейчас никак невозможно. Поскольку опрометчивые телодвижения кандидата от власти могут нанести серьезный урон экономике страны и вернуть нас в пору задолженностей по пенсиям и финансовой нестабильности.
...29 июля с.г. состоялось расширенное заседание правления Пенсионного фонда Украины по итогам работы в первом полугодии. А по его окончании —пресс-конференция, на которой вице-премьер Дмитрий Табачник и председатель ПФ Борис Зайчук рассказывали более чем полусотне представителей прессы об успехах правительства Януковича в социальной сфере вообще и в пенсионном деле в частности. Среди прочего речь шла о готовившемся повышении пенсий на 30 гривен, о поэтапной ликвидации диспропорций в пенсионном обеспечении военнослужащих и, как всегда, — об увеличившихся объемах выплат зарплаты через банки, которые ведут к перевыполнению плана по доходам ПФ.
Однако на вопрос, будет ли поднята пенсия до прожиточного минимума для нетрудоспособных, вице-премьер с главой Фонда ответили, что сейчас такой целью задаваться преждевременно. Вот достигнет средняя по стране зарплата 850 гривен, тогда можно будет ставить вопрос. Так как при практически равном количестве плательщиков взносов и пенсионеров, а также ставке отчислений в ПФ на уровне 34% от фонда заработной платы средняя пенсия не может превышать этих же 34 процентов от зарплаты.
(Мы здесь не можем не напомнить, кто в нашем отечестве реально финансирует куда более высокие, чем в среднем по стране, пенсионные выплаты госслужащим, судьям, прокурорам, журналистам государственных СМИ, научным работникам и проч., и проч. И за счет каких категорий пенсионеров это делается. Смею вас заверить, львиная доля нагрузки ложится не на бюджет, а на Пенсионный фонд Украины. Чем грубо нарушается закон об общеобязательном государственном пенсионном страховании, принятый 9 июля 2003 года. Но в Кабмине этого предпочитают не замечать.)
Итак, в июле необходимым и достаточным условием повышения пенсий до 284 грн. была средняя зарплата (СЗП) по стране на уровне 850 гривен. СЗП за август, по данным статистики, достигла только 650 гривен. Почему же направление социальной политики изменилось на 180 градусов — от реализма к популизму? В минувшую среду я задавала этот вопрос министру труда и социальной политики Михаилу Папиеву. Но и намека на ответ не получила. Поэтому предлагаю собственную версию: выборы. До них остается уже меньше 40 дней...
Знающие люди уверяли нас, что и рубеж в 650 грн. средней зарплаты дался статистикам с огромным трудом. Обычно при исчислении СЗП используют определенные процедуры, в частности, не принимают в расчет «нетипичные» зарплаты (скажем, 100 тыс. грн. в месяц, которые в стране официально получают, может быть, с десяток человек). Нынче такие зарплаты не отсекали, учитывали все до копеечки, но все равно больше 650 грн. не наскребли.
Теперь прикинем, чему равны 34% от 650. Получается 221 гривня с копейками. Чудес в экономике не бывает — именно такой уровень выплат может обеспечить своими финансовыми ресурсами Пенсионный фонд по состоянию на сентябрь. И не больше. Однако же это не помешало премьеру озвучить инициативу о повышении пенсий до 284 грн., которое, по разным данным, коснется от 11 до 12 млн. пенсионеров. Правительство эту инициативу дружно поддержало...
Надеюсь, «Зеркало недели» никто не воспринимает как врага пенсионеров и противника увеличения пенсий. Мы всегда ратовали и будем ратовать за уважительное отношение к старшему поколению, за обеспечение его достойной жизни, и сегодня не устаем повторять, что истинный уровень цивилизованности общества измеряется его отношением к старикам и детям. Однако никогда не закрываем глаза на несправедливость в пенсионном обеспечении и ее зеркальное отражение — популизм. Откуда бы он ни исходил — из стана власти или оппозиции. Нынче приходится с грустью признавать: как ни заманчиво одним росчерком пера повысить уровень пенсий до прожиточного минимума уже в сентябре, достаточных ресурсов у Пенсионного фонда для этого нет. А Кабинет министров во главе с г-ном Януковичем выделять достаточное финансирование на эти цели не желает.
Именно в нежелании, а не в чем-либо другом, кроется нынешняя пенсионная коллизия. И нешуточная угроза для стабильности украинской финансово-бюджетной системы в 2005-м.
Попробуем прикинуть порядок цифр. Для доплат до 284 грн. начиная с сентября с.г. требуется дополнительно изыскивать порядка 1,1 млрд. грн. в месяц. Такова официальная цифра. Из полученных от сверхплановой приватизации 2004 года средств правительство выделяет на все пенсионные цели 2,9 млрд. гривен (здесь — и ранее задекларированное выравнивание пенсионных диспропорций у военных, и повышение пенсий чернобыльцам, и другие неотложные пенсионные нужды). Сколько конкретно денег направят на приведение в действие доплатного до 284 грн. механизма — точно неизвестно, но на заседании Кабмина в минувшую среду звучала сумма в 1 млрд. гривен. Правда, ничто не мешает Минтруда сделать благородный жест и раздумать направлять в негосударственный пенсионный фонд работников бюджетной сферы от 200 до 400 млн. гривен: фонд еще в «чернильнице», механизмы администрирования денег не отработаны, опыта инвестирования нет, чего ж бежать впереди паровоза? Итого (при доброй воле Минтруда и Минфина) правительственный ресурс может «подрасти» примерно до 1,3 млрд. — чуть больше месячной потребности для доплаты.
Идем дальше. У Пенсионного фонда обязательно есть «заначка». Ну не может ее не быть у такого рачительного хозяина, как Борис Александрович Зайчук, который руководит ПФ с 1996 года и пережил во главе пенсионной системы наиболее драматичные времена невыплат пенсий. Однако сколько денег в «заначке» — даже в профильном комитете ВР не знают. Как по мне, это самая большая и строго охраняемая тайна украинских госфинансов. Органы ПФ не обслуживаются в Госказначействе, а на высшие руководящие должности в это отнюдь не военное ведомство не берут никого со стороны...
В официальных отчетах Фонда обычно публикуются две цифры — доходы и расходы, которые, естественно, совпадают. Что происходит с деньгами в промежутках между двумя отчетными датами, вкладывают ли их в госбумаги, одалживают ли сторонним структурам — поди знай. Узнать было бы тем более интересно, что, к примеру, весной в банкирской среде мы мимоходом услышали, будто ПФ готовится одалживать деньги на условиях субординированного долга Ощадбанку, нуждающемуся в увеличении уставного фонда.
И все же слухами земля полнится. По состоянию на июль-август специалисты оценивали профицит Пенсионного фонда в 4,3 млрд. грн. Сейчас эта сумма, скорее всего, поменьше — поскольку за счет фондовского «жирка» начались выплаты 30-гривневых доплат в августе, наделавшие столько шуму из-за удержания с них налогов и стоившие должности назначенному «стрелочником» зампреду ПФ Анатолию Бониславскому...
Так что с оговорками остановимся на цифре 3,5 млрд. Вкупе с правительственными деньгами и с учетом роста зарплат да традиционного увеличения поступлений в ПФ во второй половине года есть возможность профинансировать доплаты по январь включительно. В самом лучшем случае — по февраль. Дальше — больша-а-я проблема. Денег ПФ не будет хватать даже на то, чтобы рассчитаться с пенсионерами в обычном размере, без последней «добавки Януковича».
Единственная надежда — на поддержку из госбюджета. По официальным оценкам Бориса Зайчука, озвученным им после заседания Кабмина в среду, — потребуется не менее 8 млрд. бюджетных гривен.
В проекте госбюджета-05, презентация которого состоялась в четверг, таких денег и близко нет. Правда, в нем предусмотрены 5 млрд. гривен на различные пенсионные программы, но если их перенаправить на доплаты, от очень многого придется отказываться. Например, недофинансировать льготные пенсии (госслужба, ученые, судьи, народные депутаты и пр., и пр.), не выплачивать компенсации сельхозпроизводителям на фиксированном налоге, уплатившим взносы за своих работников в ПФ (тогда взносы платить перестанут и селяне будут продолжать терять свой пенсионный стаж). Есть еще один не менее «стремный» вариант — повременить с устранением диспропорций в пенсионном обеспечении военнослужащих... Если господа Янукович и Азаров готовы пожертвовать этими статьями расходов, то следовало бы об этом честно сказать народу. Так, мол, и так — по 284 грн. будет всем, а льготные пенсии на годик отменим...
Почему-то кажется, что упомянутые 5 млрд. гривен на доплаты ни в коем случае пущены не будут. Или мы ошибаемся?
Г-н Азаров обещает, что в случае нехватки денег на повышение пенсий до 284 грн. Госказначейство будет компенсировать ПФ временные кассовые разрывы. Проще говоря — систематически перенаправлять на пенсионные цели средства с различных бюджетных программ (медицина? село? правоохранительные органы? культура? неужели финансирование органов власти?).
Почему систематически? Обычно первые четыре-пять месяцев года ПФ держится за счет переходящих остатков с года минувшего, но на рубеже 2004—2005-го они, по нашим расчетам, уже будут «съедены». Значит, Казначейству придется раскошеливаться ежемесячно — предположительно до начала лета. И кассовые разрывы — ввиду всего сказанного выше — могут оказаться очень миленькими — так, миллиардик-полтора в месяц. Поэтому предлагаю впредь именовать их кассовыми пропастями.
Если бюджету надоест пенсионный «нахлебник», правительство может использовать уже однажды апробированное средство. Мы ведь не забыли о дополнительных сборах в Пенсионный фонд от покупки валюты, автомобилей, пользования мобильной связью. Сборы можно повысить, тем более что выборы к тому времени отойдут в историю и административно не удерживаемые цены вместе с тарифами будут расти в нашей стране уже не по дням, а по часам. Червонцем больше — червонцем меньше... Остается только заручиться поддержкой депутатов.
Существует и «бездепутатный» метод: введенные в сентябре доплаты до 284 грн. отменить постановлением Кабмина (в связи с отсутствием денег, угрозой инфляции, изменением международной обстановки, по просьбам сознательных пенсионеров — нужное подчеркнуть). Правда, выступая на этой неделе перед электоратом в Ривном, Виктор Федорович Янукович в сердцах заявил, что все эти разговоры о возможной отмене доплат самим же правительством, но после выборов, — чистейшей воды провокация. Не знаю, не знаю... А вдруг это — последовательность, эффективность и действенность? Умудрился же, в конце концов, нынешний Кабинет летом 2003 года настоять на увеличении минимальной зарплаты до 237 гривен с 1 декабря 2003 года, а в самый канун долгожданного дня — последовательно и эффективно взять свои обещания обратно...
Однако если мы всей страной пройдем через все рукотворные тернии, не угробив до конца 2005 года ни экономический рост, ни монетарную стабильность и умудрившись не напечатать для повседневных нужд 1000- и 1500-гривневые купюры с портретами исторических персонажей, то в декабре, т.е. через 15 месяцев, Пенсионный фонд, возможно, и сумеет выплачивать 11 млн. пенсионеров по 284 грн. в месяц без посторонней помощи. Исключительно за счет взносов, которые по-прежнему составят 34%, но уже от существенно более высоких зарплат. Как вы понимаете, до этого надо исхитриться дожить...
А что же разработчики этого фантасмагорического сценария? Порой мне кажется, будто нынешнее правительство хочет победы своего руководителя на выборах только для того, чтобы навсегда удалиться с авансцены украинской власти. Дескать, хватает денег на высокие пенсии до декабря — и ладненько. А после нас хоть потоп.
(«Потоп» — и по масштабам вряд ли меньший — готовится на еще одном стратегическом направлении. В последнее время что-то сильно улучшились дела по части НДС. За два с половиной месяца объемы просроченной задолженности по возмещению сократились, по данным Минфина, в десять раз. О чем г-н Азаров наверняка не преминет сообщить очередной миссии Международного валютного фонда.
Говорят, нашим финансистам помогло массовое «помрачение» сознания у бухгалтеров, приключившееся в середине августе, аккурат в канун Дня независимости. Приходит такой бухгалтер к родному налоговому инспектору, а документы, дающие право на возмещение НДС, как корова языком слизала. Нет-нет, налоговики никого ни о чем не просили — это то ли почта стала по три месяца доставлять письма в пределах столицы, не говоря уж об областях, то ли какой-то иной катаклизм случился. А сколько несчастных бухгалтеров просто ошиблись, поставив в графе «возмещение» прочерк!
Инспекторы их утешали: «Ничего, до ноября, когда надо будет сдавать отчет за октябрь, еще далеко. Глядишь, и ошибки в отчетах исправите, и налоговые накладные найдутся. А мы вам все суммы возместим — до копеечки, непременно!»
Если подобная экзотическая пошесть действительно имеет место, и не только в столице, советую забывчивым бухгалтерам попить три раза в день мемоплант и в момент просветления хорошенько задуматься о своем поведении. Так как в госбюджете на 2005 год суммы для погашения просроченной задолженности по налогу на добавленную стоимость не предусмотрены. И действительно — зачем? Выборы пройдут, миссия МВФ как приедет, так и уедет...)
Однако вернемся к пенсиям. Помимо явной нехватки финансирования, у предпринимаемых правительством шагов есть еще один недостаток. По части стратегии. Премьер-министр Янукович возрождает пенсионную уравниловку, против которой более десяти лет тщетно протестовали пенсионеры и которую удалось устранить лишь законом, вступившим в действие с 1 января 2004 года. Недолго музыка играла — всего восемь месяцев. С сентября 2004-го выплата 284 грн. пенсии гарантирована практически всем, без разбора: как жене военнослужащего, кочевавшей за мужем по гарнизонам и не заработавшей необходимых 20 лет трудового стажа, так и хронически не работавшей жене богатого украинца, и даже рецидивисту, солидную часть жизни проведшему в местах не столь отдаленных. Какой смысл было честно и самоотверженно трудиться 30—40—50 лет?! Этим «высокооплачиваемым» пенсионерам сентябрьская прибавка от нынешнего премьера не положена.
Итак, борьбу за восстановление в Украине престижа человека-труженика, за наиболее полный учет трудового вклада с этой недели можно начинать сызнова. Идеология пенсионного закона изуродована, реформа раздавлена предвыборным асфальтовым катком. Страна начинает платить дорогую цену за популизм политиков и дружный «одобрямс» их обслуги.
Р.S. В четверг на встрече с журналистами Сергей Тигипко, руководитель предвыборного штаба Виктора Януковича, превзошел своего патрона, заявив, что пенсии в Украине могут быть повышены еще на 50% — до 426 гривен. Поскольку резервы в нашей стране еще далеко не исчерпаны. И это чистейшая правда. Можно, к примеру, создать новое парламентское большинство и принять новые законы, как предлагает Сергей Леонидович... Можно перестать отдавать по дешевке украинским олигархам лакомые предприятия, на чем настаивают многие депутаты... Можно откорректировать свыше двух десятков пенсионных законов, ликвидировав сверхвысокие, по 5—15 тыс. грн., льготные пенсии... Можно перестать выводить из Украины деньги посредством абсолютно нецивилизованных схем страхования и перестрахования. Можно... И это будет совсем другая страна.