ПАРЛАМЕНТ РАЗОШЕЛСЯ

Поделиться
Что можно увидеть, если взглянуть с двух сторон «Люблю говорить слова, не совсем подходящие» В.Ходасевич Законодательная власть созрела для каникул...

Что можно увидеть, если взглянуть с двух сторон

«Люблю говорить слова, не совсем подходящие»

В.Ходасевич

Законодательная власть созрела для каникул. Созрела она, впрочем, уж давненько, но на каникулы отправилась только сейчас - по окончании седьмой сессии, казавшейся (от обилия парламентских баталий и событий) бесконечной. «Мы славно поработали и славно отдохнем», - могли бы сказать депутаты. Но поскольку депутаты всегда говорят правду, пекутся о народе и отстаивают государственные интересы (причем все это - одновременно)… Да, так вот насчет «славно поработали» - это не есть правда и депутаты такого не говорят. А насчет «славно отдохнем» - тоже не говорят, но на многих лицах написано.

Сторонние наблюдатели (вроде вашего автора) испытывают по поводу начала парламентских каникул двойственное чувство. С одной стороны, как-то нечего делать по утрам. Привыкли ведь - «мажешь утром бутерброд, сразу мысль»: а что они еще нам устроят (завалят, пролоббируют, примут и отменят)? В общем, как говаривал Остап: «Киса, без вас не так смешно жить».

С другой стороны, парламент в предчувствии близкого конца (сессии) напринимал и наустраивал столько, что как раз месяца полтора-два необходимо среднему уму, чтобы осознать… И отдохнуть.

Здесь мы не ставим себе целью подводить итоги столь долгой и разнообразной (а также - совместной) работы всего парламента, парочки правительств и одного Президента. Вниманию читателя будет предложено всего-то: один вопрос, одно общее рассуждение и один прогноз. Начнем с вопроса. Итак -

Где бюджет?

Если внезапно спросить такое у депутатов, можно наблюдать следующую гамму чувств и мыслей: недоумение (о чем это?), недоумение (ах, вы о бюджете…), недоумение (а в чем, собственно, дело?). Потом обычно наступает стадия тягостного раздумья и следует предположение: а) бюджет Украины на 1997 год где-то в секретариате ВР; б) он же - на подписи у Александра Мороза; в) бюджет - на подписи у Президента.

Большинство опрошенных депутатов склоняется к варианту в). При этом никто из опрошенных не видел, как выглядит то, что подписано (или не подписано) в качестве бюджета.

По последним проверенным данным автора, бюджет уже четвертый день лежит на подписи у Президента - очевидно, не так-то просто подсчитать все статьи, которые противоречат Конституции. «Интересно, - говорит один из лидеров фракции Руха Александр Лавринович, - как гарант Конституции может подписать документ, в котором много раз нарушается Основной Закон: как в том, что касается вступления в силу бюджета задним числом, так и в части перераспределения доходов между центральным и местными бюджетами?».

Между тем есть основания полагать, что не все формулировки статей и не все цифры окончательного или «подписного» документа напоминают те, за которые с утра до вечера голосовал парламентский зал. К тому же, в последний день сессии депутаты расщедрились на 100 млн. гривен расходов на поддержание видимости жизни Криворожского ГОКа. Нет, ничего особо страшного не произошло - дефицит не изменился, главные показатели остались в целости и сохранности. Просто в «подписном» варианте искажена статья 5 бюджета: вопреки голосованию, там оказалось, что налоговые поступления, предназначенные для финансирования местных бюджетов, собираются в бюджеты областные.

А уж какие суммы перебрасывались туда-сюда в пределах баланса - это уже тонкости. Например, такая тонкость, как внезапно увеличившиеся расходы на содержание Государственной налоговой администрации (плюс

60 млн. грн.). В прошедший четверг группа депутатов направила Президенту послание (с приложением стенограммы бюджетного заседания), в котором недвусмысленно сказано, что фальсификация имеет место быть. Указано также, что это - неблагородное дело рук аппарата ВР при посильном участии председателя бюджетного комитета и главы ГНА Николая Азарова. Ай-ай-ай, как же они подставили спикера Александра Мороза - он-то бюджет уже подписал…

А между тем в Запорожье и Одессе уже начинаются локальные «бюджетные войны» между городом и областью - за право распоряжаться собранными налогами. Естественно, прежде чем распоряжаться, следует выяснить - какие налоги, с кого и как собирать. Поскольку, помянув цифры нереального бюджета, мы уже ступили на прямой путь формализма, мы с этого пути не сойдем. И, не сходя с пути, отметим, что бюджет составлен не на трех и не на двух, и даже не на одном «новом налоговом законе». Он составлен на нуле: вступление в силу нового НДС отложено до 1 октября (причем к закону уже есть масса более чем спорных поправок). Что же касается налога на прибыль предприятий, то и он не без урода. Имеется в виду статья 22, трактующая льготы для совместных предприятий. Так ВР и этот вопрос оставила без решения: «до получения от правительства аргументированного обоснования» сохранения упомянутых льгот.

Теперь о сборщиках налогов. Налоговая служба у нас реформируется. И это правильно, господа, - с ней давно уже пора что-то делать. В проекте реформирования налоговой службы (представленном ВР единым во всех лицах Николаем Азаровым) есть два момента, привлекших внимание автора. Ввиду общего экономического неблагополучия и во имя сохранения отдельных предприятий предлагается дать конкретному налоговому инспектору право предоставлять конкретному предприятию отсрочку по уплате налогов. Раз. Ввиду криминализации уклонения от уплаты налогов - создать в налоговой полиции специальные оперативно-следственные подразделения, чтобы не только выявлять нарушителей, но и доводить их до цугундера силами налоговых служб. Это - два.

По отдельности все вроде логично и обоснованно. Но если сложить «раз» и «два» в одну картинку, выйдут неплохие качели (от слова «качать»). Качели между правом миловать - широко и с размахом, и правом карать - тоже с размахом. На замечание депутата Евгения Жовтяка - мол, получается, что у налоговой службы с правами особенно хорошо, а вот с ответственностью - не очень, г-н Азаров ответил: «Никогда налоговая администрация не будет устранять и заниматься всякими политическими делами». Но поскольку «разделить на практике физических и юридических лиц практически невозможно», следует ввести уголовную ответственность физлица-руководителя за неуплату налогов его юрлицом-предприятием.

Проекту закона о реформировании налоговой службы предстоит второе чтение осенью. Так что до осени советуем физ- и юрлицам «разделиться» самостоятельно - во избежание…

После таких проектов ГНА создается отчетливое впечатление, что со сбором налогов у нас будет все лучше и лучше. Но априори недостаточно для покрытия всех расходов. Да, читатель, вы правильно заметили, что мы плавно переходим к общему рассуждению на тему внешнего финансирования. В частности, внешнего финансирования дефицита госбюджета. 21 июля ожидается очередной визит в Украину миссии МВФ во главе с Адальбертом Кноблем. Вероятно, к осени пожнем стенд-бай. Но есть и другие источники - например, Всемирный банк, который уже согласился финансировать дефицит-97 в размере 110 млн. долларов.

Зачем мы им нужны?

Не так давно посещали министра экономики Юрия Еханурова представители Всемирного банка. На предмет финансирования разнообразных украинских проектов - как структурных, так и инвестиционных. К структурным проектам можно отнести реформу финансового (банковского) сектора, госаппарата, а также предполагающуюся (когда?) реформу пенсионной системы. Инвестиционные проекты более многочисленны - это и всяческая электроэнергетика, энергосберегающие технологии, угольный сектор и вообще реструктуризация конкретных предприятий. Ну еще можно вспомнить третий транш 300-миллионного кредита на загадочную структурную перестройку села.

Поскольку парламентарии левой-левой-левой ориентации периодически исполняют с трибуны и с места «страшилки» по поводу внешних кредиторов, внесем все-таки некоторую ясность. Всемирный банк, как и всякий банк, наряду с благотворительностью занимается еще и коммерческой деятельностью. Причем имеет рейтинг три А, то есть наивысший. И вот это солидное учреждение ведет с Украиной (кстати, все договоры подписываются ВБ и Украиной, а не правительствами Украины - из соображений частого исчезновения последних) переговоры о предоставлении ВБ предэкспортных гарантий. Такие гарантии банк предоставляет иностранным поставщикам - в качестве страховки от некоммерческих (политических, например) рисков. Переговоры идут непросто, поскольку от украинских властей требуется пообещать мораторий на изменения экспортно-импортного режима в обозримом будущем. Но это к слову.

Итак, Украина заинтересована (теоретически) в увеличении экспорта. А зачем такая операция по предоставлению гарантий нужна ВБ? Нет ли тут какого ужасного умысла? Есть тут простой расчет: выдавая кредитные ресурсы, банк обязан резервировать определенные суммы - это мы знаем. Так вот нормы резервирования в случае, если деньги банка идут на гарантии, намного ниже, чем если бы они шли на кредиты. Таким образом ВБ получает банальную возможность не отвлекать из оборота «лишних» средств на резервирование. Предполагается, что инвесторы могут купить гарантий миллионов на 120 долларов, так что все-таки какая-то дополнительная копеечка в обороте банка останется.

Теперь, что касается собственно кредитов ВБ. Обычно банк - в том, что касается структурных займов, - идет в тандеме с МВФ. Грубо говоря, балансируют они вместе, и если для поддержания платежного благополучия страны-заемщика недостаточно денег МВФ, банк обычно «добавляет» недостающее. Инвестиционные проекты ВБ финансирует практически независимо от того, как на страну смотрит МВФ. Ну в крайнем (белорусском) случае инвестиционные займы сокращаются до 10-15 млн. долл. Негласным лозунгом банка является простое соображение: страна-заемщик должна существовать. И двигаться - в любом рыночном направлении, хоть на миллиметр, но двигаться. Для этого, в частности, и предоставляются структурные займы: сроком до 20 лет по ставке LIBOR + 0,5%. В случае с Украиной картину несколько портит отказ МВФ открыть программу расширенного финансирования. Дело в том, что ожидаемый стенд-бай плох своей краткосрочностью - соответственно сокращается и объем структурных кредитов ВБ. Но тем не менее, они остаются достаточно выгодными.

А вот теперь - о реальных (а не параноидальных) опасностях таких займов. Прежде всего, ВБ является кредитором первой руки, что означает: займы подлежат первоочередному погашению и не подлежат реструктуризации. Так что «перебирать» не следует. Теоретически Украина может набрать около 2 миллиардов кредитов ВБ в течение трех лет. Но. За кредитный ресурс, зарезервированный для страны-заемщика, она платит 0,25% объема кредита. Чем больше хочешь, тем больше платишь. Такой расклад побудил Польшу и Чехию вообще отказаться от займов ВБ - им просто столько не нужно, у них инвестиций достаточно.

Впрочем, в Украине другие проблемы. Тем более, что ВБ имеет обыкновение поддерживать те сектора экономики, где государство действует неэффективно, и не вмешиваться в конкурентный частный сектор. Можно себе представить, какой простор для деятельности ВБ в Украине…

Один прогноз

И простор этот в ближайшее время сохранится. Несмотря на потрясающее обещание советника Президента Анатолия Гальчинского за десять дней (с 14 по 24 июля) все резко изменить с помощью соответствующих указов. Несмотря на программы правительств, обещающие, что вот-вот страна вырвется из кризиса, просто рванет вперед. Страна-то, может, и рванет, а вот кризис пока что останется…

Дело в том, что указами можно вмешиваться в неотрегулированные области экономического законодательства. А парламент, уходя от нас на каникулы, отрегулировал все, что мог, - то есть вполне достаточно, чтобы не оставить Президенту широкого поля для маневра. Оставшаяся на хозяйстве исполнительная власть может, конечно, предпринять ряд интересных локальных решений: создать пару-тройку промфингрупп, провести переговоры по поводу газовой трубы, повысить какие-нибудь тарифы. Но «десять дней, которые потрясут» экономику Украины, настигнут нас скорее всего осенью, когда подрастут урожай, долги, дефицит и аппетит.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме