Ровно в полдень 31 декабря 1999 года Панамский канал станет собственностью Панамы. Этого дня маленькое центральноамериканское государство, основным богатством которого является географическое положение, с нетерпением ждет уже 21 год. Договор Торрихоса - Картера, устанавливающий окончание срока аренды канала США и регламентирующий условия передачи его Панаме, был подписан в 1977 году.
Панама связывает с передачей канала, ликвидацией специального режима окружающей его зоны и выводом американского военного контингента обретение полной национальной независимости. В США же по мере приближения установленного срока все громче начинают звучать голоса противников передачи канала. Пожалуй, самый громкий из них принадлежит ультраправому сенатору Джесси Хелмсу.
Он считает, что в результате ликвидации военных баз США на Панамском перешейке американским интересам в этом регионе будет нанесен непоправимый ущерб. Поддерживающие его американские политики и военные заявляют, что оборонные возможности США находятся на очень низком уровне и лишиться военных баз в зоне канала было бы «непростительной ошибкой». Опасения высказываются и в связи с тем, что большинство морских портов, расположенных в непосредственной близости к каналу, управляются транснациональной компанией «Хатчисон порт», имеющей тесные связи с «коммунистическим Китаем».
Единственное, что успокаивает Хелмса,- это близкое завершение переговоров о создании международного центра по борьбе с распространением наркотиков на военно-воздушной базе «Ховард», расположенной в зоне канала. Этот центр при помощи радаров будет следить за возможными путями доставки наркотиков в США и позволит оставить в Панаме 1800 американских военных из 5000, которые до конца 1999 года будут обязаны вернуться домой.
Министр иностранных дел Панамы Рикардо Альберте Ариас высказал предположение, что мнение Хелмса является его личной точкой зрения, а не официальной позицией правительства США.
Канал, перейдя в собственность Панамы, получит статус государственного предприятия. Управлять им будет совет из девяти членов во главе с министром по делам канала. Бюджет канала будет независим от госбюджета Панамы.
Он остается вне политики, вне чьих-либо интересов. Персоналу канала будет запрещено участвовать в забастовках и любых других действиях, способных помешать его функционированию.
Панамцы считают, что с уходом американцев канал будет работать так же четко, как и раньше. Подготовлены собственные специалисты, которые будут заниматься его управлением и обслуживанием. Хотя есть и проблемы, решение которых будет непростым. Канал стареет, и почти 50 процентов его инженерных сооружений нуждается в ремонте.
Массовый исход американских военных приведет к потере работы для многих панамцев, так или иначе связанных с существованием иностранных военных баз. Из-за быстрого развития авиации и железных дорог падает значение канала в системе международных транспортных перевозок, а следовательно, будут падать приносимые им доходы. Сегодня канал уже не кажется тем сказочным источником доходов, каким он представлялся в прошлом. Но цель близка, и Панамский канал скоро действительно станет панамским.