Надежды на то, что бои за Кашмир окажутся локальным событием в упорном индо-пакистанском противостоянии, оказались тщетными. Все больше сомнений вызывают заявления сторон о том, что до полномасштабной войны между ними дело не дойдет, а отношениями между Дели и Исламабадом в который раз вынуждено заниматься международное сообщество.
Позиции сторон по вопросу урегулирования все так же остаются диаметрально противоположными. Если Пакистан выступает за участие третьих стран в умиротворении, то Индия наотрез от этого отказывается. Индийский премьер Атал Бихари Ваджпаи не желает даже рассматривать возможность подключения международного сообщества к решению конфликта в Кашмире, который, по его словам, должен быть урегулирован исключительно индийскими и пакистанскими лидерами. В то же время он отвергает и возможность проведения в настоящее время мирных переговоров с Пакистаном по этому вопросу. Основания - отсутствие для таких переговоров необходимых условий. Ваджпаи заявляет, что Пакистан продолжает оккупировать часть индийской территории в секторе Каргил на линии фактического контроля (границы) в Кашмире, и главной задачей своей страны индийский премьер считает применение дипломатических и военных усилий с целью добиться вывода или вытеснения оттуда пакистанских войск.
Правительство Индии настроено решительно и отказывается идти на компромиссы с Пакистаном, отвергая возможность подписания мирных документов, подобных Ташкентской декларации, в соответствии с которой Дели согласился вывести свои войска с пакистанских территорий, занятых в ходе войны 1965 года.
Позиция же Пакистана в корне отличается от индийской. В частности, пакистанский премьер Наваз Шариф уверен, что нельзя исключать новых пакистано-индийских военных конфликтов, если Дели не выступит с инициативами по решению кашмирской проблемы в духе резолюций ООН. Он считает, что Индия и Пакистан должны сконцентрироваться на решении главных проблем, которые ведут к напряженности в Кашмире, а не ограничиваться обсуждением «отдельного» вопроса о ситуации в Каргиле. Тем самым Шариф пытается обойти положение в этом секторе на границе в Кашмире, где в начале мая пакистанские войска фактически совершили прямое военное вторжение на индийскую территорию.
Не признавая осуществления Пакистаном агрессии против Индии, глава исламабадской администрации в то же время обвиняет Дели в «отсутствии гибкости» при решении проблем в отношениях с Исламабадом, что является, по его словам, причиной нынешней конфликтной ситуации в Кашмире.
Шариф соглашается с индийским руководством в том, что кашмирская проблема должна решаться путем пакистано-индийских переговоров. Однако если на двустороннем уровне не найдено решение проблемы, то он не видит вреда в привлечении посреднической помощи другой страны.
Тем не менее, уже первая попытка Пакистана привлечь к разрешению своего спора с Индией международных посредников оказалась для него неудачной. Похоже, Исламабад ожидал несколько другого содержания заявления, принятого лидерами «большой восьмерки» на недавней встрече в Кельне. В документе между тем выражается глубокая озабоченность военной конфронтацией в Кашмире, «последовавшей за проникновением на чужую территорию вооруженных лиц, незаконно перешедших линию контроля». Военные действия, направленные на изменение статус-кво, названы безответственными, а сторонам предложено начать работу по их незамедлительному прекращению и возобновлению диалога в духе Лахорской декларации.
Фактическое осуждение участниками саммита «восьмерки» в Кельне пакистанской агрессии стало серьезным дипломатическим поражением Пакистана и может стать толчком к началу кампании за международную изоляцию страны.
Пока международная общественность предпринимает свои вялые посреднические действия, ситуация в Кашмире вызывает все большую озабоченность Дели. Индийский министр внутренних дел Лал Кришна Адвани уже назвал индо-пакистанский конфликт «ограниченной войной», которая будет продолжаться до восстановления статус-кво на линии действительного контроля.
На границе продолжается концентрация сухопутных и артиллерийских частей индийских войск, имеющих приказ не допустить прорыва пакистанских формирований к стратегически важному леднику Сиачин в Гималаях. К месту боев переброшены еще два корпуса вооруженных сил Индии, которые до сих пор выполняли задачи по нейтрализации пропакистанских вооруженных группировок в штате Джамму и Кашмир.
Готовятся к боевым действиям с военным флотом Пакистана в Аравийском море и военно-морские силы Индии. Индийцы не исключают того, что продолжающиеся боевые действия в Кашмире пакистанцы попытаются перенести на море. Поэтому Дели принимает активные меры по повышению боеготовности флота республики. Главнокомандующий ВМС адмирал Сушил Кумар в своем выступлении на главной индийской военно-морской базе в Бомбее заявил, что вверенные ему войска могут наносить по Пакистану удары и успешно продолжать морские операции даже в условиях применения ядерного оружия.
По словам Кумара, в течение недели завершится подготовка к выходу в море авианосца «Вират», который возглавит оперативное соединение ВМС для патрулирования территориальных вод у западного побережья Индии. По решению главного военно-морского штаба в зону Аравийского моря будут переброшены боевые корабли из состава восточной эскадры индийских ВМС, базирующейся в портах Бенгальского залива.
Решительные намерения Дели продемонстрировало и заявление Ваджпаи о том, что руководство страны может рассмотреть вариант нанесения ударов по пакистанской части Кашмира, что, по его мнению, может окончательно решить проблему с прохождением линии фактического контроля в этом регионе.
Не желая идти на попятную, вынужден активизировать свои военные приготовления и Исламабад. Председатель объединенного комитета начальников штабов вооруженных сил страны генерал Первез Мушарраф сообщил на совещании высшего командного состава, что Пакистан готов к любым неожиданностям из-за нынешнего военного конфликта с Индией. Он призвал армию быть начеку ввиду «постоянных нарушений» Индией линии фактического контроля в Кашмире и опасной концентрации ее войск в ряде северных приграничных секторов.
На многих стратегически важных объектах Пакистана происходит развертывание армейских подразделений и средств противовоздушной обороны. По сообщениям местной печати, зенитные артиллерийские батареи уже установлены во многих гражданских аэропортах, боевые расчеты орудий несут круглосуточное дежурство. Особенно усилена охрана международного аэропорта столицы страны и расположенной рядом с ним военно-воздушной базы Чаклала. Сообщается также, что зенитные комплексы развернуты вблизи важнейших государственных учреждений и промышленных предприятий.
В таких условиях для начала полномасштабных военных действий может оказаться достаточно единственной провокации. Если же вспомнить, что обе страны имеют в своих запасах ядерные боеголовки, легко догадаться, к чему все это может привести.
Согласно оценкам большинства западных спецслужб, очень маловероятно, что Исламабад или Дели решатся пустить в ход ядерное оружие, однако вероятность несанкционированного его применения или несчастных случаев, связанных с ним, довольно высока. Ядерная инфраструктура Индии и Пакистана довольно примитивна. В этих государствах отсутствует сложная система командования и контроль над ядерным оружием, присущие традиционным ядерным державам, а также не соблюдаются необходимые требования безопасности в том, что касается его хранения и обращения с ним.
И еще один новый аспект. Традиционно Индия рассчитывала на международную поддержку своей позиции по кашмирскому вопросу со стороны СССР, а затем России. Однако в последнее время Дели начал искать для себя нового партнера и союзника в совершенно неожиданном направлении. После своего визита на прошлой неделе в Пекин министр иностранных дел Индии Джасвант Сингх заявил, что Индия и Китай готовы приступить к стратегическому диалогу для расширения двустороннего партнерства в различных областях. В ходе переговоров стороны решили создать специальный механизм для ведения индийско-китайского диалога по вопросам взаимной безопасности. Главе индийского МИДа особенно импонировала конструктивная позиция Китая в подходе к решению индо-китайской пограничной проблемы. Если Дели удастся прорвать барьер недоверия со своим северо-восточным соседом, Индия может выбить у Пакистана серьезный козырь в виде его военно-технического сотрудничества с Пекином.
Наконец, последнее. Входя в десятку наиболее населенных стран мира, Индия и Пакистан в то же время не могут похвастаться таким показателем как доход на душу населения. Он составляет соответственно всего 620 и 460 долларов США.
При этом вооруженный конфликт с Пакистаном обходится Индии ежедневно в сумму, равную примерно 4 млн. долларов. По оценкам экспертов, общие расходы Дели на военную кампанию в Кашмире приближаются к отметке в полмиллиарда долларов.
Судя по всему, планы индийского правительства свести дефицит бюджета к 5,1% от валового внутреннего продукта в следующем финансовом году останутся невыполненными. Это грозит падением темпов промышленного производства, всплеском инфляции и снижением объема капиталовложений.
Однако еще больший урон противостояние в Кашмире нанесет экономике Пакистана, и без того испытывающей острую нехватку свободных финансовых средств. По мнению экспертов, в случае продолжения конфликта Индия в целом справится с дополнительными финансово-экономическими трудностями. Исламабад же, совокупный внешний и внутренний долг которого превышает 50 млрд. долларов, рискует истощить все свои ресурсы.
Индусы заявляют, что для них война в Кашмире - не более, чем порез на пальце. Из Пакистана же она может выжать последние капли крови.