«НЕ ОСКУДЕЕТ РУКА ДАЮЩЕГО

Поделиться
Итак, приближается 30 апреля, крайний срок, к которому госсекретарь США Мэдлин Олбрайт должна удост...

Итак, приближается 30 апреля, крайний срок, к которому госсекретарь США Мэдлин Олбрайт должна удостоверить, что украинское руководство предпринимает конкретные шаги к разрешению споров в области американских инвестиций в экономику нашей страны. Пока что нет никаких признаков того, что тупиковая ситуация с американскими инвесторами в Украине разрешится в благоприятном для нас ключе. Несмотря на то, что во время последнего визита госпожи Олбрайт в Киев украинское руководство, казалось, все сделало для заверения американской стороны в верности взятым на себя обязательствам, сумма в 225 млн. долларов, ассигнованных на помощь Украине, все-таки будет сокращена наполовину.

Однако мы не одни, которым США выдвинули жесткие условия для получения своего благословения, выраженного конкретной суммой в долларовом исчислении. Та небольшая (по сравнению с Украиной) помощь, которая предназначалась России, в мае также может быть сокращена, если президент Клинтон не предоставит Конгрессу доказательств, что новый российский закон о свободе совести, признающий только три официальных религии, применяется без дискриминации по отношению к другим вероисповеданиям.

Между тем, сегодня можно смело говорить о том, что такой подход к распределению помощи странам бывшего СССР уже в следующем году может быть коренным образом изменен. Во всяком случае, это касается администрации президента США. Она сделала первый шаг для того, чтобы преодолеть тенденцию ограничения любыми средствами помощи бывшим советским республикам, с прошлого года успешно создаваемую представителями законодательной власти.

Специальный советник президента и госсекретаря по вопросам помощи Новым независимым государствам (ННГ) Ричард Морнингстар и Дональд Прессли, исполняющий обязанности помощника руководителя Агентства международного развития по вопросам помощи европейским государствам и ННГ, наконец-то выступили в комитете Палаты представителей по международным отношениям и предприняли попытку добиться увеличения средств, выделяемых на помощь государствам нашего региона, до 925 млн. долларов в новом финансовом году. Напомним, что на этот год на все республики, входившие когда-то в СССР, бюджетом было выделено только 770 миллионов (это при том, что на те же цели одному только Израилю США ежегодно выделяют более 3 миллиардов долларов).

Особого изменения ожидает помощь России, которую администрация просит увеличить на 74 процента, доведя таким образом ее сумму до 225 млн. долларов. В основном эти средства должны пойти на расширение программы «Партнерство во имя свободы» на местном и региональном уровнях, а также на продолжение ограниченной помощи на уровне центрального правительства РФ.

При этом в отсутствии логики американских должностных лиц вряд ли можно обвинить. Морнингстар назвал нынешнюю помощь России «смехотворно низкой», заявив, что из общей суммы, выделенной для помощи ННГ в нынешнем финансовом году, на нее пойдет менее пятой части, а этого слишком мало для страны, которая имеет такое большое стратегическое значение для США.

Депутат Палаты представителей Ли Гамильтон, высокопоставленный демократ в составе Комитета по международным отношениям, поддержал администрацию и заявил, что предоставление России слишком ограниченной помощи, несмотря на то важное место, которое она занимает в структуре экономики и безопасности своего региона и всего мира, искажает внешнюю политику США. Ее сегодняшний уровень «неадекватно отражает наши внешнеполитические интересы», - заявил он.

Кроме того, по словам Морнингстара, практика ассигнований, когда Конгрессом принимаются решения о целевом использовании выделяемых средств, не позволяет направлять дополнительные средства в страны Центральной Азии на развитие нефтегазовых отраслей, способных принести выгоды как самим странам региона, так и остальному миру, и в первую очередь, конечно, США.

Морнингстар и Прессли подтвердили также стремление администрации к отмене раздела 907 Закона о поддержке свободы, который в значительной степени запрещает оказание помощи Азербайджану в связи с его политикой в отношении Нагорного Карабаха. Они видят особую опасность такого подхода для интересов США в этом регионе - со временем неспособность Соединенных Штатов оказывать Баку структурную помощь будет иметь весьма неприятные последствия. Аргументы их таковы - авторитаризм и коррупция могут в любой момент стать причиной остановки экономических реформ в этой стране, в то время как доходы от производства нефти могут иметь благотворное долговременное воздействие на ее экономическое состояние. И хотя средства, необходимые для вывода Азербайджана из нищеты, существуют, пока не видно продуманной политики, с помощью которой можно было бы реинвестировать выручку от продажи нефти в модернизацию сельского хозяйства и промышленности, то есть в дело диверсификации экономики.

Однако совершенно ясно, что благосостояние азербайджанских граждан хотя и стоит на первом месте в докладе американских дипломатов, оно все же не является главной целью Вашингтона в этой стране. Впрочем, они и не делают из этого особого секрета. Так, Морнингстар убежден, что при правильном инвестировании средств, полученных от продажи нефти, в экономику Азербайджана туда со временем вольются миллиарды долларов из карманов американских инвесторов, но на ранней стадии США не смогут сделать почти ничего для того, чтобы снизить степень риска, на который идут эти инвесторы, а этого можно было бы добиться за счет развития договорного права, реформирования нормативно-правовой базы и других аспектов открытого способа управления государством. Вот на это и нужно было бы, по его мнению, потратить американскую помощь в первую очередь.

Таким образом, администрация президента США, всегда являющаяся более прагматичной, чем ее оппоненты из Конгресса, все же пришла к выводу, что пренебрегать таким ювелирным способом оказания влияния на регионы, имеющие для американских национальных интересов ключевое значение, до бесконечности невозможно. Но для того, чтобы реализовать до конца возможности этого способа, им необходимо убедить в этом конгрессменов, особенно ту их часть, которая принадлежит к лагерю республиканцев.

Поэтому в своих выступлениях в комитете Морнингстар и Прессли приоткрыли схему, с помощью которой американская помощь воплощается в механизм влияния США.

Деньги, выделяемые Конгрессом, идут, главным образом, на реализацию программы «Партнерство во имя свободы», которая опирается на два основных фактора: во-первых, поддержку перехода к демократии нынешнего поколения путем создания прочных связей и взаимоотношений между рядовыми гражданами США и стран данного региона и, во-вторых, стимулирование экономического роста, особенно в тех районах, которые значительно удалены от столиц.

Все очень просто и незатейливо. Поскольку экономические и демократические реформы в странах, образовавшихся на месте СССР, являются делом поколений, США необходимо сохранить там свое присутствие и свое влияние на процесс общественного развития. Правительства будут приходить и уходить, однако в результате прочных связей между американцами и гражданами ННГ может появиться основа для сотрудничества и взаимного доверия между ними и США на многие годы вперед. Поэтому в рамках программы «Партнерство во имя свободы» делается упор на обмены, партнерские схемы и другие мероприятия по усилению сотрудничества, способствующие дальнейшему развитию гражданского общества и обеспечивающие долговременное влияние американцев на конкретную страну через конкретных граждан - бизнесменов, преподавателей, медиков и т.д.

Чтобы полностью понять, как действует эта схема, достаточно бегло взглянуть на планы США в этой сфере в нашем регионе на 1999 финансовый год.

Обмены и подготовка предпринимателей: США планируют дальнейшее расширение программ обменов на всех уровнях - учащимися средних школ и студентами вузов, предпринимателями, учеными, служащими местных органов власти, парламентариями.

Партнерские схемы: американцы намерены расширять партнерские отношения между американскими университетами и университетами ННГ, больницами, неправительственными организациями, научными учреждениями, коммунальными службами, предпринимательскими организациями и местными органами власти.

Здравоохранение: США намерены существенно увеличить финансирование программ в области здравоохранения, в частности по борьбе с инфекционными заболеваниями, туберкулезом, СПИДом, по обеспечению населения чистой питьевой водой, по спасению больных детей и охране здоровья матерей.

Защита окружающей среды: американцы изучают возможности по созданию ряда новых программ для решения экологических проблем в ННГ. Один из вариантов состоит в создании фонда гарантий долговых обязательств, который призван помочь местным органам власти в ННГ выпускать муниципальные и областные облигации для предприятий по очистке воды и других инвестиционных проектов в области защиты окружающей среды.

Помощь правоохранительным органам: США собираются усилить свои программы помощи правоохранительным органам России, Украины, Грузии и Армении с точки зрения подготовки специалистов и поставок оборудования для судебно-медицинских экспертиз.

Поддержка предприятий малого бизнеса: посредством программ технической помощи и расширенного кредитования американцы надеются активизировать поддержку предприятий малого бизнеса в ННГ.

Проанализировав все эти программы, легко заметить, что они охватывают практически все сферы жизни граждан наших стран. То есть, представитель практически каждой профессии, более или менее распространенной в ННГ, сможет получить возможность в той или иной степени на бытовом уровне прикоснуться к «американским ценностям» и вспоминать позже эту страну с благодарным чувством. А в этом-то и заключается оказание опосредованного влияния на конкретно взятую страну. В общем-то для каждого конкретного человека, подвергшегося такому влиянию, оно, кроме пользы, ничего не принесет. Но нужно все же помнить о «данайцах, дары приносящих...»

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме