МОЛЧАНИЕ ВЛАСТИ

Поделиться
В спертом воздухе при всем старании не отдышишься Козьма Прутков В начале было слово, молчание наступило потом...

В спертом воздухе при всем старании не отдышишься

Козьма Прутков

В начале было слово, молчание наступило потом. В начале этой недели Виктор Пинзеник, вице-премьер по вопросам экономической реформы, в письменной форме заявил о своем намерении покинуть сей высокий правительственный пост. В середине недели премьер-министр Павел Лазаренко подписал представление на отставку Виктора Пинзеника. Предполагается, что - самое раннее - к моменту выхода этого номера, то есть в субботу, Президент Кучма примет окончательное решение о том, кого и куда посылать, кого и куда назначать.

Все вышеописанное (и многое из того, о чем будет сказано дальше) происходило при полном молчании сторон. Молчал премьер, разъяснений позиции которого по поводу экономической ситуации в стране тщетно ожидали в Верховной Раде. Президент констатировал, что бюджетный процесс вышел из-под контроля, и тоже замолчал, собираясь с мыслями (перед обращением к народу?). И уж совсем по-партизански молчал сам «виновник торжества» - Виктор Пинзеник. Есть такое ощущение, что события (если не в Украине в целом, то на ее «верху») развились до некоей критической точки, за которой - либо стремительное ухудшение ситуации, либо очень и очень медленное ее улучшение. Такие у нас с вами перспективы, господа.

Саркофаг

Поскольку предметом наших многочисленных писаний является не политика, а экономика, мы и тут не отступим от традиции и поговорим о ней, многострадальной. Чтобы представить, о чем идет речь, просим читателя без лишних эмоций вообразить себе Чернобыльскую АЭС. Что мы видим на этой загадочной картинке? Сверху - полосатая труба, под ней - цементный кожух саркофага (весь в микро- и макротрещинах), а уж под саркофагом происходит нечто. Происходит самое главное. Причем, что конкретно - не знает никто, хотя все идет строго по законам физики. У нас в Украине тоже все идет по законам экономики - менее известным, но от этого не менее реальным. К чему это я? А вот к чему.

Под саркофагом официальных речей, законодательного лоббирования и исполнительного управления происходит самое главное: каким-то образом получаются прибыли. В результате существует то неустойчивое, меняющееся и постоянно грозящее взорваться «нечто», которое для удобства понимания мы и будем называть реальной экономикой. Все остальное - только датчики, «выдающие» более или менее официальные цифры: столько-то произведено, столько-то импортировано-экспортировано, баланс такой-то.

На наш неискушенный взгляд, главная сложность для власти (которая существует и функционирует официально) - это то, что предмет ее забот, стараний и управления официально не назван. Поясню.

Официально не существует адекватного определения - что собой представляет наша экономика и как она на самом деле функционирует. Управлять или реформировать что-либо при таком раскладе - все равно что менять показания датчиков на саркофаге и делать при этом вид, что регулируешь сам идущий в нем процесс…

К сожалению, до тех пор, пока действительное положение вещей будет скрываться за не поддающимися расшифровке эвфемизмами вроде «переходный период», «кризис», «защита производителя», «обеднение потребителя», у властей не будет возможности (мы сейчас не говорим о желании) выполнять свое прямое управленческое дело. А будет то, что сейчас: разведенные в разные плоскости официальная власть (законы, указы, постановления) и реальная экономика (оборачивающиеся деньги и товары) будут пересекаться по одной-единственной прямой - по прямой получения прибыли. (В бюджетной сфере - получения прибыли на госденьгах, а потом, возможно, распределения ее остатков среди нуждающегося населения. Чтобы меньше нуждалось). Так что из-под официального контроля вышел (а был?) не только бюджетный процесс. Просто на примере бюджетного процесса яснее становится общая ситуация, поскольку - в отличие от других - он находится в сфере «относительной прозрачности».

Итак, кризис возник (в самых что ни на есть общих чертах) потому, что не работала система принятия официальных решений, адекватная реальным намерениям. Не работала именно система, поскольку отдельные попытки «притянуть небеса к земле» отдельными людьми все-таки предпринимались. Назовем эти попытки реформами, а людей, их предпринимающих, - реформаторами. То есть теми, кто не очень-то вписывается в существующий порядок осуществления власти, поскольку видит необходимость порядок этот изменить. За такие намерения никто этих реформаторов не любит, а некоторые их так даже и не боятся. Так что пребывание, например, Виктора Пинзеника «во власти» обусловлено тем простым соображением, что вне ее ничего реформировать просто невозможно. А его предполагающийся уход - тем, что стало невозможно заниматься реформами и «изнутри» власти. Впрочем, когда Виктор Пинзеник все-таки решит нарушить данный им обет молчания, он, вероятно, сам объяснит, почему мы, по меткому и печальному определению Михаила Жванецкого, «все время топчемся на правильном пути». А может, и не объяснит, предоставив каждому желающему строить догадки на свой лад.

Мы же отвлечемся на частности. Такие, как налоговая реформа, реформа системы платежей, инвестиционный климат и благосостояние мелкого собственника.

Что гадать нам - удалось, не удалось

А начнем мы с финансовой стабилизации (о которой многие подозревают, что ее на самом деле нет). Подозрениями такими мучаются, в частности, те, кто любит ставить в упрек финансовой стабилизации то, что она произошла только в области финансов, а не в тяжелой промышленности или производстве скоропортящихся изделий. тем не менее, «финансовая стабилизация в области финансов» остается последним достижением реформ и, похоже, последним их бастионом.

Дальше-то ничего не произошло. Видимо, увлекательный дележ власти (нынешней и будущей) и перебрасывание ответственности (будущей, но иллюзорной) как-то помешали произойти.

Мы столько писали о налоговых идеях, платежных новациях и об их печальной парламентско-правительственной судьбе, что наших сил осталось ровно для констатации: предложенный способ выхода из экономически-криминального жития отвергнут. Нового, другого способа никто, естественно, предложить не в состоянии. Как, смею предположить, никто не в состоянии сверстать госбюджет: реальный - он выйдет страшненьким, а если нереальный, страшненькими будут последствия его принятия. А пока, в ожидании развязки, власти «ужесточают контроль», что в переводе на повседневный язык означает: заставляют расплачиваться за собственные долги всех, кто им попадется. Причем попадаются в основном мелкие и средние. Предприниматели, естественно. Или очень крупные, но иностранные - размером с «Моторолу».

Но «Моторола» и без нас проживет, а прочим - мелким и средним - впору подписывать такое себе соглашение об избежании двойного налогообложения: если они за свой (наличный) счет вынуждены содержать огромные толпы проверяющих и взыскивающих, то, может, пусть не содержат их еще и за безналичный (налоговый) счет? Вот ересь-то дикая. А что поделаешь, если на каждом шагу стоят кадры, которые решают все. Мелкий частный собственник - гордость нации и опора державы - расслоился - нет его. Ни в качестве, ни в количестве.

Иностранные инвесторы, которые поприличней, смотрят на нашу с вами страну, как на сказку. Страшную. То есть смотреть-то смотрят, но близко подходить боятся.

Между тем, наличие (появление, развитие) в стране множества «частников» и иностранных граждан, желающих вложить в нее деньги, - не что иное, как одновременно и причина, и следствие реформ. Такие вот индикаторы.

Обо всем сказанном читатель, без сомнения, осведомлен. Но ведь жили же как-то до сих пор. Между прочим, не в последнюю очередь потому, что далеко не все конъюнктурные, потенциально коррупционные и просто глупые решения проходили сквозь правительственное (и парламентское) «сито». В этом, между прочим, еще одна функция реформаторов во власти: тормозить, насколько возможно, принятие таких решений. И узнать, насколько им это удавалось, можно одним неприятным путем: убрать «тормоза» и посмотреть, что получится.

Не стоит, впрочем, переоценивать роль личности в истории или роль Пинзеника в экономике, как не стоит и приуменьшать. Она состоит всего лишь в том, что если отставка вице-премьера по вопросам экономической реформы состоится, неизбежно состоится и смена экономического курса. В какой степени, покажет время. А в каком направлении - подскажет опыт. Он ведь уже есть: в первый раз Виктор Пинзеник ушел по собственному желанию с началом эпохи фиксированного курса…

P.S. Заявление Виктора Пинзеника об отставке с поста вице-премьера дает повод для размышлений «и тем, кто его подал, и тем, кто его не подал», заявил Президент Украины Леонид Кучма.

«Ведь реформы практически остановлены, бюджета нет, законов под бюджет тоже нет»? - сказал Президент в интервью журналистам в пятницу во время посещения 169-го окружного учебного центра «Десна» в Черниговской области.

Л.Кучма подтвердил, что, в соответствии с Конституцией Украины, заявление В.Пинзеника об отставке он передал премьер-министру.

При этом Президент подчеркнул, что «В.Пинзеник имеет особые причины для заявления об отставке».

До 1 октября правительство обязуется погасить долги

Премьер-министр Украины Павел Лазаренко и лидер Федерации профсоюзов Украины Александр Стоян подписали в пятницу итоговый протокол, согласно которому до 1 октября 1997 года правительство обязуется погасить задолженность по заработной плате работникам бюджетной сферы и социальным выплатам.

Сумма задолженности, закрепленная в протоколе, составляет 2 млрд. грн.

Достигнута также договоренность о 100-процентной выплате текущей зарплаты работникам бюджетной сферы, начиная с февраля 1997 года.

Как напомнил П.Лазаренко во время встречи с лидерами профсоюзов, в проекте госбюджета-97 на погашение задолженности по зарплате за 1996 год запланирована сумма в размере 2 млрд. грн. и 1 млрд. грн. - на погашение задолженности по социальным выплатам и пенсиям.

В интервью журналистам в четверг в Киеве по окончании процедуры подписания итогового протокола П.Лазаренко подчеркнул, что правительство не может приступить к погашению задолженности за 1996 год в связи с тем, что до сих пор не утвержден бюджет-97.

По словам П.Лазаренко, «сегодня и в правительстве, и в профсоюзах есть понимание» о необходимости «продвигать налоговые законы» в Верховной Раде.

Лидер ФПУ в интервью журналистам расценил подписание протокола как «очень важное» событие, подчеркнув при этом, что оно предполагает «ответственность и со стороны правительства, и со стороны профсоюзов».

Социально-экономическая ситуация угрожает национальной безопасности

Проблемы обострения социально-экономической ситуации в Украине и роль социального партнерства в преодолении кризисных явлений в стране обсуждались в пятницу в Киеве за «круглым столом» при участии президента Украинского союза промышленников и предпринимателей Анатолия Кинаха и лидеров 25 профсоюзов Украины.

Выступая перед лидерами профсоюзов, А.Кинах отметил, что «социально-экономическая ситуация в стране уже угрожает экономической и национальной безопасности государства».

Наблюдается, по его словам, «достаточно хаотичная борьба с последствиями без попыток углубиться в реальный процесс экономики». «Власти выдвигают набор деклараций без финансовых и организационных механизмов их реализации», - добавил А.Кинах.

Он сообщил, что за последние два месяца темпы падения производства увеличились еще на 6,8%, реальная зарплата по Украине снизилась на 20%.

По мнению президента УСПП, поиск путей выхода из кризиса необходимо вести «совместно в рамках социального партнерства». При этом он подчеркнул, что «реального социального партнерства в стране нет».

В ходе «круглого стола» обсуждался вопрос использования профсоюзов в политических акциях, в том числе и в предвыборной борьбе. Участники «круглого стола» выразили протест против передачи средств социального страхования от профсоюзов в госбюджет.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме