Привыкай, читатель! О президентских выборах мы будем писать много и часто.
Впереди много споров и прогнозов. Социологи и аналитики уже сейчас пытаются заглянуть в будущее, дотянуться не только до октября 1999, но и до президентских выборов 2004 года. По нашему же мнению, на данном этапе было бы совсем неплохо определиться с реальными претендентами на пост №1. И если с Петром Симоненко и Евгением Марчуком все более-менее ясно, то с Александром Ткаченко, Александром Морозом, а главное - Леонидом Кучмой четкой ясности нет. Примечательным является то, что в последнее время многие наблюдатели склонны считать, что Леонид Кучма изменит свое решение и не будет баллотироваться на второй срок президентства. Одни в качестве аргументов приводят отсутствие внушительного электоратного сектора, на который мог бы опереться Президент; другие уверяют, что ставка на губернаторов и местные власти меньшего калибра не оправдается и в последний момент глава государства это поймет; третьи считают, что Президент сам откажется от выборов, поскольку убедится в невозможности исправить к октябрю 1999 года экономическую ситуацию в стране; а четвертые делают свои выводы, базируясь на личном общении с Президентом, акцентируя при этом внимание «на его очень уставших глазах».
С каждым днем становится все больше людей, считающих, что Леонид Кучма сделает негласную ставку на кого-то из кандидатов. Негласную, потому что Кучма - не Ельцин. У значительной части населения производимая им реклама «товара» превратится в антирекламу. Одни предполагают, что бразды правления будут переданы нынешнему спикеру, которому, по идее, Президент скажет: «Я помогу тебе, Николаич, но ты в ответ моих не тронь». Согласно другой версии, Президент одному из кандидатов скажет: «Я не буду работать против тебя, Саныч, и это обеспечит твою победу. Но за это ты отдашь Павла и оставишь моих людей на тех-то и тех-то постах в исполнительной власти...». Жив еще и третий вариант версии президентского преемничества: «Кириллыч, ну в общем ты сам все знаешь...».
Однако, независимо от того, пойдет ли Президент на выборы сам или решит не бороться за второй срок, можно с уверенностью сказать, что Леонид Кучма, как человек достаточно амбициозный, не захочет, чтобы пять с половиной лет его правления вошли в историю Украины как «Застой-2». Что бы ни говорили циники от политики и журналистики, а Леонида Даниловича весьма интересует, что ему, отставному Президенту, будут говорить сограждане на улицах. Кстати, об этом он сам упоминал неоднократно.
За время его правления идеологи не произвели на свет единительной национальной идеи, назначенцы от экономики не стабилизировали и не направили вверх кривую уровня жизни и ВВП. Говорить о достижениях Украины на международной арене также не приходится. В последнее время мы даже перестали делать вид, что наша роль - ключевая и ощутимая. Единственным ярким мазком, который еще есть время внести в серо-буро-малиновую картину жизни страны, могут стать реальные результаты борьбы с коррупцией и организованной преступностью. Только за них еще кто-то может проголосовать, только о них кто-то сможет впоследствии вспомнить.
Похоже, Президент начал действовать в этом направлении, но действия эти оказались традиционно робкими и невыразительными. Попытка организовать референдум по вопросу снятия депутатской неприкосновенности, официально отрицаемая Банковой, несомненно имела место. Об этом свидетельствуют источники «ЗН» в регионах. Мы не будем останавливаться на правовых аспектах организации Президентом референдума. Не будем и зацикливаться на весьма странной идее подверстать под вопрос о неприкосновенности еще один - о продлении переходных положений Конституции. Не будем также говорить о том, что открытое ратование Президента за снятие депутатской брони вызвало бы в народе самую активную поддержку, и посему неясно, зачем действия в этом направлении нужно было загонять в подполье закрытых директив. Остановимся на моральном и прикладном аспектах поднятого Президентом вопроса.
Леониду Даниловичу опять не хватает полномочий. И не только переходных на новый срок, но и полномочий по борьбе с организованной преступностью и коррупцией в стране. На этот раз Президенту мешает депутатская неприкосновенность. В чужих руках, наверное, преступность всегда больше. Вернее, чужие руки всегда кажутся более грязными. Можно с пониманием отнестись к тем, кто искренне удивляется лояльному отношению Президента к тем нарушениям, которые творятся в исполнительной власти, и его пристальному вниманию к власти законодательной. Нельзя не замечать, что Президент и карательные органы, именуемые правоохранительными, в отношении исполнительной ветви власти оказываются более гуманными, нежели Совет Европы в отношении убийц и изменников родины. Упомянутая европейская организация запрещает смертную казнь, не ограничивая при этом сроков лишения свободы. В отношении исполнительной власти в Украине эти меры наказания не работают. Провинившихся, заподозренных в профнепригодности или «политической измене» отправляют в отставку или же разоряют их побочный бизнес. Вместо следствия - вызов на ковер, вместо ареста - многочисленные проверки налоговой и КРУ, вместо приговора - банкротство или отставка.
Треть уволенных за последние дни чиновников Кабмина несомненно должны были стать завсегдатаями прокуратуры, МВД и СБУ вместо того, чтобы пересесть на скамейку запасных. Но этого не произошло, как не произошло это в свое время с ушедшим по состоянию здоровья со своего поста премьер-министром. О его деяниях вспомнили спустя время, когда наработанные капиталы были развернуты против Президента.
Конечно, в данной ситуации можно спорить о том, какое право сильнее - телефонное или же право спрятаться за депутатской неприкосновенностью. Вместе с тем, объективности ради, стоит заметить, что для принятия решения с криминальными последствиями в сфере исполнительной власти главе «коммутатора телефонного права» необходимы не только политическая воля и мужество. Необходимо еще и оперативно-информационное обеспечение, за которое отвечают соответствующие министерства. А вот с этим-то как раз, как показала ситуация с Лазаренко, не густо. О масштабах деятельности знают все, а найти доказательства если и удается, то лишь по деяниям периода юридической неопытности, приходящегося на 1994-1995 годы. Ну что ж, Аль Капоне тоже арестовывали за неуплату налогов... В отношении швейцарско-украинского дела всем известно, какими величайшими силами и потугами собиралась скудная информация, предоставленная на рассмотрение Верховной Рады. Точно так же дело обстоит и в отношении иных бизнесменов от политики: знают все, а представить доказательства в каждом случае - это большая проблема.
Есть также еще один момент, осложняющий работу следователей, если бы даже можно было представить, что они работают в условиях полного отсутствия ангажирования на ту или иную ветвь власти. Поле деятельности, на котором различно политически сориентированные бизнесмены выращивают деревья с золотыми червонцами, настолько мало, что корни взлелеянных ими плодоносящих растений обязательно переплетаются между собой. И обрубить их, не задев чужие интересы, просто невозможно. Иными словами, от разрушения бизнес-структур Павла Лазаренко несомненно пострадают нынешние лоббисты этих структур - руководители партии, чьи глава и коммерческий директор представлены в парламенте. Разрушение газового бизнеса депутатов, сориентированных на Президента, выйдет экономическим боком другому кандидату на этот пост, чьи финансовые резервы, в силу личной порядочности, не позволяют опираться только на свои силы. Ведение огня по экс-помощнику Президента, а ныне народному депутату обязательно заденет еще одного претендента на президентский пост, на время премьерства которого и пришелся экономический взлет упомянутого помощника. Все завязано и переплетено.
Но, как говорится, было бы желание - придет к тебе и знание, в том числе - знание доказанное. А если таковые аргументы будут в наличии и при этом наложатся на стремление навести в стране порядок и оставить после себя значимый след, то ни депутатская неприкосновенность, ни просьбы окружения не собьют Президента с правильного пути.
Пока же говорить о движении в этом направлении не приходится. И не только потому, что никто из министров не сел на скамью подсудимых. Это только в застой существовала мудрость, согласно которой торговому работнику нужно давать столько же лет, сколько он проработал в этой сфере. Индексацию ответственности представителей исполнительной власти, находившихся определенное время у руля, распределяющего бюджетные средства, газовые потоки, экспортные квоты и лицензии, еще никто не вывел. Но отсутствие наказания за проступки одних абсолютно не означает, что не могут быть наказаны за иные проступки другие. Перед законом все равны - министры, депутаты и, кстати, Президент. Населению безразлично, кто ответит за разворовывание страны перед законом первым. Именно поэтому обострившиеся в последнее время проблемы депутатской неприкосновенности не являются только лишь надуманным предвыборным трюком.
Ни для кого не секрет, что если не две трети, то половина депутатского корпуса боролась за мандаты народных избранников только ради этой самой неприкосновенности. Если бы эта неприкосновенность уменьшилась до цивилизованных размеров, то состав Верховной Рады значительно бы изменился. Конечно же, Верховная Рада не превратилась бы в качественно иной орган, поскольку деньги на выборах работали бы те же и на те же лоббистские цели. Вот только крупных бизнесменов в депутатских креслах сменило бы юное поколение оплаченных лоббистов, отличающееся от своих хозяев только тем, что у них было бы больше времени для истинного вникания в вопросы законотворчества. Совмещение же политической деятельности с вершением газовых, нефтяных, футбольных, банковских, спиртовых и прочих проектов весьма существенно отражается на качестве продукта, вырабатываемого Верховной Радой. И это немудрено, ведь подобно тому, как Верховный Совет УССР заполоняли доярки и рабочие, нынешний законодательный орган населяют не юристы и экономисты, а лесники, работники торговли, сантехники, писатели, археологи, представители искусств. Некомпетентность, проявляемая многими из них, несмотря на участие в работах ВР нескольких созывов, скроется за депутатской неприкосновенностью точно так же, как и побочная коммерческая деятельность, на самом деле являющаяся для значительной части депутатов основной работой.
Урезание депутатской неприкосновенности помогло бы не только изменить будущий состав ВР, но и навести относительный порядок в рядах нынешних народных избранников. Однако накануне президентских выборов, ощущая реальную угрозу прихода в Украине к власти единомышленника Александра Лукашенко, никто не сможет исключить, что карательный аппарат заработает более эффективно, чем он это делает при Леониде Кучме. И тогда в условиях отсутствия правового государства в стране начнется настоящая охота на ведьм и сведение политических счетов методом уголовного преследования.
Некоторые эксперты считают, что снятие депутатской неприкосновенности может дать подобные результаты и во время правления Леонида Кучмы. Возможно, это и так. Однако существует другое мнение, которое, мне, например, кажется более правильным: Президент настолько увяз в собственных обязательствах, связях и ситуациях, что у него не хватит сил даже в случае отмены депутатской неприкосновенности развернуть широкомасштабную кампанию против засевших в здании под стеклянным куполом потенциальных клиентов прокуратуры. Возможно, точечные и прицельные выстрелы, снайперский огонь по оппонентам, огонь, который может «ранить», но в силу цейтнота уже не сможет «убить».
Похоже, все останутся при своих непробиваемых щитах. И непробиваемых не по причине правовой невозможности. Все крупные возьмут свои взятки, а те, кто помельче, будут довольствоваться вистами. Не исключено, что предвыборная война компроматов превратится в элементарный блеф, и героев несостоявшихся детективных историй со сцены уберет только время, подобно тому, как это произошло с пионерами капитализации Украины Анатолием Лобовым, Ибрагимом Маркуловым, Эдуардом Лашутиным, Борисом Берштейном...
Для части ныне действующих бизнесменов от политики с уходом Леонида Кучмы удачливый период их жизни завершится. Часть будет востребована следующим президентом, приди он в 1999 или 2004 году. Но политический отбор ни при каких обстоятельствах не сможет заменить естественный, необходимым условием для которого является ответственность перед законом всех ветвей власти. Если не этот, то следующий президент будет поставлен перед необходимостью довести до конца вопрос о снятии депутатской неприкосновенности в ныне действующих масштабах. Это необходимо сделать для чистоты породы, для улучшения интеллектуального уровня законодательного органа, в конце концов для того, чтобы снять один из тормозов, мешающий продвижению Украины к цивилизованному обществу. Рано или поздно это случится. Но будет ли отменено телефонное право? Ждите ответа... Ждите ответа...