Устав от бесплодных словесных увещеваний Александра Лукашенко, международное сообщество перешло к действиям. На минувшей неделе члены Европейского Союза приняли решение отказать в праве въезда в страны ЕС тридцати высокопоставленным белорусским чиновникам, которых считают причастными к фальсификации результатов недавних президентских выборов, плюс глава государства. Судя по всему, Брюссель на этом не остановится. Евросоюз рассматривает также возможность замораживания счетов некоторых наиболее одиозных белорусских функционеров. В ситуации, когда Брюссель ужесточает свою политику в отношении «последней диктатуры Европы», по меньшей мере неоднозначно выглядит намечающаяся на конец апреля рабочая встреча в Славутиче Виктора Ющенко и Александра Лукашенко: президенты должны принять участие в мероприятиях, посвященных памяти жертв аварии на Чернобыльской АЭС.
В Киеве еще не приняли окончательного решения относительно участия Виктора Ющенко в этом «чернобыльском рандеву». Здесь чувствуют, что могут сорвать банк: белорусы, выступившие инициаторами встречи, дают понять, что ради нее готовы пойти на уступки украинцам и подписать соглашение об упрощенном пересечении границы в пункте пропуска Славутич—Комарин грузов и специалистов, направляющихся на ЧАЭС, а также ратифицировать украинско-белорусский договор о госгранице. Искушение велико, поскольку Киев вот уже который год не может решить с Минском вопрос по этим принципиальным для нас документам. (Не будем забывать, что юридическое оформление границы является одним из приоритетов нашего государства.) Но и риски от этой встречи немалые: может серьезно пострадать реноме Украины и ее президента.
Дело в том, что это будет первая зарубежная поездка Александра Лукашенко после событий последнего месяца — сфальсифицированных президентских выборов, силового подавления протестов оппозиции, а также принятого Евросоюзом решения ввести персонифицированные санкции против большой группы белорусских чиновников. Очевидно, что в условиях международной изоляции высшего руководства для Лукашенко визит в страну, где произошла демократическая революция, — это не только акт моральной компенсации, но и возможность более уверенно чувствовать себя в политическом диалоге с Евросоюзом и Россией. Конечно же, официальная пропаганда будет трактовать факт встречи как признание международным сообществом легитимности нынешнего белорусского режима. Это — первое.
Второе: уже сейчас можно с уверенностью говорить, что первая зарубежная поездка Александра Лукашенко вызовет волну критики в адрес Виктора Ющенко и официального Киева со стороны Европейского Союза и международных правозащитных организаций. В беседах с «ЗН» дипломаты, представляющие страны ЕС, высказывали свое недоумение и говорили о том, что сие будет весьма неприятным сигналом для Брюсселя. Наши собеседники полагают, что применительно к Беларуси Киев должен более изощренно вести себя в вопросе организации и проведения встреч на высшем уровне.
Итак, как поступит в этой неоднозначной ситуации украинское руководство? Очевидно, что вне зависимости от принятого решения украинско-белорусские торгово-экономические отношения будут развиваться. Это показал прошедший год. Но, судя по тому, как складываются события, Киев, выбирая между репутацией и решением многолетней проблемы, остановился все же на последнем: кто бы ни возглавлял Беларусь, Украина должна заботиться о своих национальных интересах и добрых отношениях с соседней страной, полагают сторонники встречи. Впрочем, памятуя о том, что «обещать, еще не значит жениться», украинская сторона обусловила возможное рандеву рядом условий. И главное из них — Минск должен гарантировать Киеву подписание соглашения об упрощенном пересечении границы в пункте пропуска Славутич—Комарин и свой отказ от увязки ратификации договора о госгранице с признанием долга украинских субъектов хозяйственной деятельности межгосударственным.
Подобные предостережения нелишни, поскольку нельзя исключать, что Александр Лукашенко может запросто «кинуть» украинцев и, прибыв на встречу, не подписать интересующие Киев документы по «техническим» причинам. А создавать подобные неожиданности Александр Григорьевич мастер. И не только, когда дело касается белорусско-российских отношений. Например, украинско-белорусский договор о госгранице, подписанный еще в 1997 году, Минск и Киев договорились ратифицировать одновременно. Однако, в отличие от нашей Верховной Рады, белорусский парламент до сих пор этого не сделал, поскольку Минск стал увязывать ратификацию договора с т.н. украинским «долгом» Беларуси. К этому добавим, что, по имеющейся у «ЗН» информации, к тому времени, когда готовился материал, Минск не дал еще ответа на украинские предложения.
С другой стороны, похоже, что в Славутиче украинская сторона намерена обсуждать с белорусской не только проблемы, которые породила чернобыльская катастрофа. Очевидно, украинцы собираются во время рандеву президентов также обсудить и положение дел в Беларуси. И этот пункт также является одним из главных условий встречи Виктора Ющенко с Александром Лукашенко. (До последнего времени белорусские дипломатия напрочь отказывалась говорить о ситуации в своей стране с правами человека, аргументируя свою позицию тем, что «политику Александра Лукашенко поддерживают более 80% белорусских граждан».) Не исключено, что подобный подход Киева к организации визита Лукашенко поспособствует тому, что Евросоюз не будет столь критически настроен по отношению к будущей встрече.
В целом создается впечатление, что официальный Киев, в последние полтора года придерживающийся евросоюзовских оценок ситуации в Беларуси, намерен в сложившейся ситуации использовать польский опыт времен президентства Александра Квасьневского, и попытается сыграть роль посредника в отношениях Минска и Брюсселя. Но вот только справится ли Виктор Ющенко с этой ролью? Сможет ли он стать той цепочкой, которая свяжет Беларусь со странами, придерживающимися демократического пути развития? Похоже, Виктору Ющенко придется сдавать этот непростой экзамен уже в ближайшие недели.
Пока же можно говорить, что Александр Лукашенко априори заинтересован в том, чтобы не терять связь с Европейским Союзом и Соединенными Штатами и постепенно налаживать с ними политические контакты: официальный Минск не может не беспокоить усилившаяся зависимость от россиян в условиях изоляции белорусского руководства со стороны Запада. Поскольку платой за это является постепенная потеря суверенитета Беларуси. А значит — и неотвратимое ограничение власти белорусского президента. И не только посредством установления «Газпромом» контроля над «Белтрансгазом». Не будем забывать и о т.н. «проблеме 2008 года»: в России должны состояться президентские выборы, и Владимир Путин всерьез озабочен своим политическим будущим. Как вариант рассматривается создание специально «под Путина» должности президента союзного государства. Для этого только следует сломить сопротивление Александра Лукашенко и получить его согласие.