Среднестатистический мужчина в течение всей своей осмысленной (то есть возвышенной ежедневным ритуалом бритья) жизни сбривает 8,2 метра надоедливой растительности, совершая более 700 микроскребков и удаляя более 15 тысяч щетинок в течение каждой отдельной процедуры. Для того, чтобы получить подобную впечатляющую статистику, ученым американской корпорации «Gillette» пришлось потратить 15 лет и 750 миллионов долларов. Правда, подобную расточительность ученым позволили не столько ради удовлетворения их собственного непомерного любопытства, сколько ради создания абсолютного научно-технического шедевра - нового лезвия фирмы «Gillette».
Такое лезвие действительно было создано и даже спущено в бурные воды маркетинговой стихии. Называется это чудо «Mach3» и содержит в себе технологические таинства, защищенные 35 патентами. Его три свободно подвешенные режущие кромки по совокупной толщине на 10% тоньше совокупной толщины двух кромок своего предшественника - «SensorExcel». К тому же они инкрустированы алмазоподобными углеродами, получаемыми в полупроводниковой промышленности и закрепленными на металлической поверхности при помощи ниобия, который обычно применяется в магнитах на сверхпроводниках. Все эти «навороты» привели не только к тому, что стоимость одного лезвия достигла 1,6 доллара (что на 35% дороже лезвия «SensorExcel»), но и к повышению эффективности процедуры бритья на 40%.
Дотошные «жилетоведы» тут же подсчитали, что благодаря этому каждый бреющийся мужчина сможет экономить на каждом процессе бритья как минимум одну минуту, а в пересчете на 40 миллионов ежедневно бреющихся американцев экономия составит уже 7 миллионов рабочих дней за год (если, конечно, сэкономленную минуту американцы вложат именно в этот способ времяпрепровождения). Если кто-то до сих пор и сомневался, что выпуск нового лезвия для бритья является делом государственной важности, то церемония презентации нового товара фирмы «Gillette», которая состоялась в конце апреля в Нью-Йорке и своей помпезностью затмила даже запуск нового космического детища НАСА, заставила подобных скептиков изменить свои убеждения.
Впрочем, речь в основном идет не об убеждениях, а о готовности бреющегося люда оценить по достоинству новый товар. Уникальность нового лезвия заключается не только в технологических новшествах, но и в принципиально отличном от традиционного подхода к маркетинговой кампании. Обычно усовершенствованный вариант товара запускается фирмой либо в ответ на возникновение спроса, либо в ответ на вызов, брошенный конкурентом. В данном же случае ничего подобного не наблюдается. Лезвиями фирмы «Gillette» без того пользуются 71% населения Северной Америки и Западной Европы, а на рынках Латинской Америки доля «Gillette» (по стоимости) составляет аж 91%. Даже в Индии 69% всего рынка занято именно этими лезвиями. «Gillette» с удовольствием обрила бы и китайцев, но те, благодаря предусмотрительной природе, пока прекрасно обходятся без подобного товара и даже еще не приступили к выпуску китайских лезвий фирмы «Gillette».
Такая более чем благополучная бизнес-ситуация сложилась лишь после тщательно продуманного запуска лезвия «SensorExcel», который был произведен 8 лет тому назад. Благодаря этой акции рыночная капитализация компании подскочила с 3 миллиардов долларов в 1986 году до 66 миллиардов в нынешнем, в результате чего «Gillette» вошла в первую тридцатку крупнейших американских компаний.
Только за 1997 год компании удалось реализовать товара на сумму в 10 миллиардов долларов. Но самое примечательное заключается в том, что 2,2% этой суммы «Gillette» тратит на финансирование научно-исследовательских работ, что как минимум в два раза превышает средний показатель для компаний-производителей. Кроме того, большая часть этих денег расходуется не на модернизацию самого товара, а на усовершенствование оборудования, его производящего. В результате этого «Gillette» удается даже перевыполнять свои амбициозные планы по ежегодному сокращению производственных затрат на 4%.
Подобную оригинальность поведения «Gillette» позволила себе с легкой руки Аль Зейена, нынешнего председателя компании. Великий стратег и прирожденный администратор, он прославился своей уникальной способностью находить общий язык как с уолл-стритовской тусовкой, так и с сотрудниками своей собственной компании. Однако в этом году 68-летний председатель собрался на пенсию, а его кресло должен занять 60-летний г-н Хоули. Хотя последний и считается бесценным производственником, все же он вряд ли сможет полностью заменить г-на Зейена.
Г-н Хоули сам признает полное расхождение их стилей руководства: «Аль является прежде всего архитектором, и только потом - строителем; он сначала разрабатывает новую концепцию, и только потом начинает думать, как ее реализовать. Я же занимаюсь прежде всего созданием и внедрением. Я могу служить только катализатором процесса создания чего-то нового из того, что у нас уже есть».
Впрочем, если г-ну Хоули удастся просто удержать на плаву все то, что оставит ему г-н Зейен, компания и так будет обречена на успех. Уже сейчас продукцией фирмы «Gillette» пользуется 1 миллиард 200 миллионов человек по всему земному шару (против 800 миллионов в 1990 году). Конечно, при этом не следует забывать, что «Gillette» - это не только ценный мех, то есть, простите, лезвия для бритья, но и батарейки «Duracell», зубные щетки «Oral-B», ручки «Parker» и «Waterman».