Окончание. Начало в №39
Продолжая исследование темы неисповедимости путей нашей масс-культуры и ее подводных российско-американских течений, мы постепенно подобрались к сокровенно-сакраментальным ее основам. Достаточно одного, хотя и пристального взгляда, дабы понять, что уже в фундаменте того, что на территории СНГ принято называть шоу-бизнесом, заложена установка, которая при абсолютной несовместимости с самой идеей индустрии развлечений, удивительным и парадоксальным образом приводит к результатам, полностью отвечающим самым оптимистическим чаяниям и мечтам современных экономистов. Речь в данном случае идет о сугубо маркетинговых понятиях, таких, например, как сектор рынка и ценообразование.
Здесь надо заметить, что уже с момента своего первого появления на свет шоу-бизнес при внешней своей похожести на высокоэффективную «машинку по зарабатыванию денег», тут же четко и ясно отмежевался от всего того, что кроется во второй части его названия. Практически ни одно из понятий традиционной экономики в этой сфере в полной мере не действует. Но самое главное отличие от других сфер бизнеса состояло в смене «типового потребителя» - вместо неуловимого в нашей стране и хорошо известного на Западе гражданина из среднего класса основной «жертвой» мира развлечений с середины 50-х становится лицо в возрасте от 12 до 30. И эта тенденция существовала довольно долго. Примерно вплоть до начала 80-х, когда на сцене мировой истории вдруг неожиданно появились так называемые «яппи». Достаточно рано начав самостоятельно «делать деньги», и порой немалые, многие молодые люди Запада, вдруг неожиданно для самих себя осознали настоящую ценность денежных знаков, и тем самым весьма серьезно спутали к тому моменту уже доведенную до совершенства систему их красочного изъятия из рук несмышленых подростков. Приняв это в общем-то как должное, индустрия развлечений отреагировала мгновенно, возродя к жизни солидные «развлечения для взрослых и богатых» и произвела тем самым на свет Божий «второй фронт» на до этого казалось бы едином рынке.
Завершение данного процесса к середине 80-х как раз и застало народонаселение бывшего СССР, активно занятое переустройством собственного быта, как политического, так и экономического. В суматохе первых суровых годов перехода к рыночной экономике, мы все как-то вдруг забыли красочные лозунги о счастливом и безоблачном детстве, и как один вдруг вспомнили истории, что все будущие миллионеры начинали свой трудовой путь с детских годов и сами зарабатывали себе и на хлеб, и на учебу, а ежели еще оставалось, то и на развлечение. Таким образом, уже к началу 90-х мы получили высоко сознательную молодежь, которая волей-неволей озадачивала себя вопросами о хлебе насущном, а также способах его получения. Конечно же, до «беловоротничковых» яппи с их уровнем заработков нашим молодым труженикам зачастую еще весьма далеко, но в понимании того, чего же стоит каждая отдельно взятая конкретно заработанная гривня, думаю, мы их уже успели перегнать. Тем самым, не успев «посетить сей мир в его минуты роковые», радужные заблуждения относительно «средств на личные нужды», с легкостью получаемые по первому требованию из рук родителей, с еще большей легкостью растрачиваемые, были тут же развеяны в клочья «суровой правдой жизни».
Естественным следствием тому явилось чудесное рождение феномена отечественной шоу-индустрии. Чудом, в данном случае, можно считать тот факт, что по всем признакам на свет Божий вместо несмышленного и жизнерадостного здоровенького ребеночка появился уже преклонных годов индивид, наделенный целым букетом сопутствующих солидному возрасту заболеваний. Перепрыгнув через основополагающую стадию «отъятия денежных знаков у малолетних путем их непрерывного развлечения», отечественный товаропроизводитель тут же принялся радовать уже упомянутый отсутствующий средний класс «тех кому за...», а также не менее мифическую, но по неискоренимому мнению центровых фигур нашей «фабрики снов», очевидно, еще более многочисленную прослойку подпольных миллионеров, многие из которых к тому же мечтают стать спонсорами. Конечно же, нельзя отрицать, что у «взрослой» культуры отечественного разлива острой нехватки в слушателях и зрителях не ощущается. Как раз массовости на сегодняшний день ценой неимоверных усилий и бесконечных финансовых потерь достичь все-таки удалось. Ключом к такому успеху стал «системный» подход, более известный в народе как «не мытьем, так катаньем», «если нет того, что нравится, будем любить то, что есть», а также «если долго кричать «Пожар! Пожар», может, где чего и загорится». Но пока здесь титаническим трудом создавалась публика, а затем для нее искусство, в далекой и прекрасной Америке, а несколько ранее и в Европе, бурная волна увлечения молодежи «деланием денег и карьеры» постепенно пошла на спад, уступив место традиционным, свойственным возрасту увлечениям и устремлениям. Вновь гостеприимно распахнулись родительские кошельки, и сердце, которое не камень, снова и снова не устает давать своим возлюбленным чадам «десяточку на пластиночку», тем самым поощряя как развитие милой нашему сердцу технокультуры, так и всей великой системы шоу-бизнеса.
Но мир, как и прежде, не терпит пустоты, а потому, ежели где чего и поскольку убавится, то там того и постольку прибавится, а следовательно, в наших краях мы еще некоторое время вместо «Prodigy» будем встречать Хулио Иглесиаса и Машу Распутину, искренне стараясь думать, что нам этого, собственно и хочется.