«Причиной обращения к Вам послужила статья, опубликованная в Вашем известном еженедельнике, № 8, суббота, 27 февраля этого года, под заглавием «Сербский Иерусалим», которую подписал Максим Череда. Великий Гете сказал: «Незнание опасно, особенно когда оно активное».
Хотел бы рассказать о некоторых основных фактах, а также попытаться исправить многочисленные тенденциозные ошибки, грубые исторические неистины (например, оккупация собственной территории и т.п.) и манипуляции, допущенные в упомянутом тексте, по отношению к истории и актуальной ситуации в Косово и Метохии».
История Косово и Метохии (Космет) драматична, и не зная ее, нельзя понять современное развитие.
Исторические, этнографические, культурные, духовные, другие факты ясно свидетельствуют о том, что территория Космета была центром культуры и государства сербского народа еще со времен прихода славян на Балканы в VI веке.
Название Косово впервые упоминается в XII веке как региона, заселенного славянами-сербами. В Космете с ранних средних веков проживает гомогенное сербское население. Эта область находится под властью Византии вплоть до окончательного включения в рамки сербского государства династии Неманичей в конце XII и в начале XIII веков - Космет в этническом отношении сербская земля. Это подтверждается на основе исторических документов (хартии сербских владельцев), в частности на основе их антропонимийских (анализ личных имен), а также и топономастических исследований. Старые топонимы Косово и Метохия происходят от сербского слова «кос», что в буквальном смысле означает «поле птицы кос», и «метох», что значит «церковное имение».
Эта территория имеет огромное значение для сербской истории и культурно-цивилизационного идентитета Сербии - она была центром сербского государства и для сербов имеет такое же значение, как Иерусалим для евреев или Киев для украинцев.
Не существует исторических данных, которые бы свидетельствовали о том, что албанцы населяли эту территорию в средние века.
Космет - это Старая Сербия. Это колыбель сербской государственности, духовной и культурной жизни сербского народа, а Призрен был столицей многих сербских королей и царей. Уже 13 веков он - неотъемлемая часть Сербии. Космет никогда не был частью другого государства, если не считать два периода оккупации - турецкой в XIV-XIX вв. и во время Второй мировой войны, когда нацисты Муссолини присоединили Космет к Великой Албании. Во все остальные времена Космет был частью Сербии и никогда - в составе другой страны или суверенной территории.
В средние века албанцы были кочевыми группами скотоводов, преимущественно римско-католического вероисповедания, и составляли незначительный процент, около 2% от общего населения западной части области.
Во время Оттоманской империи турки переселяли исламизированных албанцев с гор на равнины Космета, чтобы таким способом ослабить сербское присутствие и численность. Еще с тех дней и до теперь, сербы были вынуждены бежать на север, даже в Вену.
Во время царя Душана в середине XIV века сербское государство было самым мощным политическим и культурным фактором на Балканах.
Печ веками был резиденцией религиозного главы сербов, и по сей день тут, в Печской патриархии, центр Сербской православной церкви. В Космете существует около 1.300 памятников сербской культуры (среди которых около 200 церквей и монастырей), традиции духовности, преимущественно из раннего средневековья, что представляет самую высокую концентрацию культурно-исторических памятников в Европе. Существует множество других неопровержимых фактов, которые доказывают сербский идентитет в Космете, начиная с самых старых времен - многочисленные археологические находки, топонимы и др., когда следов албанской культуры там нет вообще.
Положение в Космете существенно не изменилось и во время турецкого нашествия в 80-е и 90-е гг. XIV века. Этнические отношения остаются прежними, а сербский характер области не ставится под вопрос. Изучения подлинной турецкой переписи (дефтеров) из XV века показывают, что албанцы в Старой Сербии жили в отдельности, а не в компактных поселениях, и что сегодняшняя государственная граница на северном секторе в основном совпадает с тогдашней этнической межой между сербами и албанцами. Сербы именно в области Космета достигли высокого уровня цивилизации, и на этих достижениях основывается их европейская особенность.
Постоянное нападение турок и поражение в битве на Косово в 1389 году и сегодня является главным историческим событием и основой мифологического сознания о прошлом, символизируя героическую, свободолюбивую и трагическую судьбу всего сербского народа.
Освободительное движение сербов еще до конца XVI века вытекает из постоянного сопротивления народа и его отказа принять турецко-исламскую власть.
В конце XVII века сербы в массовом порядке присоединились к борьбе христианской Европы против Оттоманской империи и сделали свой вклад в успехи христианских армий. Пользуясь сильной помощью сербских повстанцев, австрийская армия в войне против Турции в 1689 году пробилась в сам центр Старой Сербии (на территорию современного Космета).
Когда повстанцы потерпели поражение, сербы не могли ждать мести турок и албанцев. Массы сербского народа во главе с их духовным вождем, патриархом Арсением III Чарноевичем, отступили перед турками. В сербской истории 1690 год назван «Великим переселением», ибо в то время переселилось около 200 тысяч сербов.
Идея о необходимости осуществить для албанского народа свое право на самоопределение не нова. Она впервые появилась в виде требования создания специального албанского вилайета (области) во времена Оттоманской империи (Призренская лига создана в 1878-м с экстремистской происламской программой). Поэтому албанцы были главным оружием Турции в деле подавления свободы и национальных движений христианских народов на Балканах, которые боролись за воссоздание своего национального государства. Это причина того, что «косовская проблема» продолжительный период сотрясает сербское государство.
Согласно старой народной памяти, а также всем аутентичным историческим документам, всем международным конвенциям и правовым нормам, Космет всегда был центральной точкой сербского национального, государственного и духовного идентитета. Он является неоспоримой составной частью государства Сербии и СР Югославии. Более того, во все века в Космете только власть Сербии, а поэтому и Югославии, была легальной и законной, а во всех других случаях речь шла об оккупации и узурпации.
То, что сегодня на основании Конституции Республики Сербии Космет имеет статус автономного края, или что тут, кроме сербов и черногорцев как коренного населения, проживают и представители различных национальных меньшинств, среди которых самыми многочисленными являются представители албанского национального меньшинства, не имеет никакого значения для суверенитета над этой территорией. Все же отдельные политические группы албанского национального меньшинства упорно добиваются отделения Космета от Сербии и с этой целью все более открыто прибегают к обструкции законных властей, насилию и терроризму. Они также стремятся всеми средствами получить международную поддержку своих целей. Она им необходима прежде всего для создания «Республики Косово» как переходного решения, а потом - «Великой Албании», которая является их настоящей целью и которая бы, кроме значительной части СР Югославии (и Сербии, и Черногории), включала части Македонии и Греции.
Это вкратце суть т.н. косовской проблемы, которая во многих иностранных анализах, чаще всего как часть различных калькуляций в духе политики сфер влияния, звучит как потенциальный «очаг кризиса», «региональная угроза безопасности» и т.п. По своей политической сути «косовская проблема» - это сепаратизм лидеров и политических группировок национального меньшинства, что полностью противоречит международным нормам.
Исследования в области археологии, этнологии, лингвистики и других дисциплин показывают, что нет оснований для утверждений о том, что албанцы заселили территорию современного автономного края Космет до сербов. Между тем, пытаясь «объяснить», что сегодняшнее численное большинство албанцев уходит корнями в самое глубокое прошлое, албанская националистическая историография без какого-либо серьезного научного обоснования запускает тезис о том, что «сербы в Косово застали албанцев» (предположительные потомки иллирцев и дарданцев), из чего делают вывод, что им принадлежит «историческое право» на эту территорию. Такую фальсификацию особенно поощряли различные имперские историографии во второй половине прошлого века (например, Вены и Берлина), которые национальную мифологию албанцев использовали для раскола общего южнославянского государства (позже Югославии). По свидетельству самых ранних турецких источников, османские завоеватели на территории современного Космета застали почти исключительно сербское население, а значительные поселения албанцев на этих территориях зафиксированы намного позже, как поощрение и награда албанцам за то, что быстро приняли ислам и стали лояльными и привилегированными османскими подданными. Вообще, область Космета никогда в истории не была частью какого-либо албанского государства, включая Республику Албанию, которая получила международное признание только в 1913 году.
Успешные освободительные войны Сербии, как и расчеты иностранных сил, интересам которых освобождение Сербии и создание сильного южнославянского государства не отвечало, поощряли появление иредентистского движения албанцев, которое во время двух мировых войн было связано и служило силам, потерпевшим поражение. Так возникла одна из самых важных характеристик албанского сепаратизма - постоянное желание извлекать пользу из международных кризисов, стремиться к дестабилизации в регионе и предлагать союзничество различным, как правило гегемонистским и империалистическим планам. Эту свою стратегию албанский сепаратизм сохранил и сейчас.
Албанский сепаратизм - политический фактор с глубокими историческими корнями, а его современные размеры и формы - продукт многочисленных локальных, региональных и глобальных обстоятельств. Константой всех этих событий является насильственная албанизация Космета: или заселением исламизированных албанцев из Албании, изгнанием коренного сербского населения, или ассимиляцией, переходные формы которой наука хорошо исследовала и описала. Основная идея современных албанских сепаратистов, как и всех его предшественников, - такая численная экспансия и высокий прирост населения в выгодный политический момент станут решающими факторами в пользу отделения Космета и присоединения к Албании несмотря на то, что албанцы здесь когда-то были маргинальной этнической группой и на этой территории никогда не имели государственного суверенитета. Поэтому можно сказать, что насильственная албанизация Космета составляет константу и матицу великоалбанской политики, а сепаратизм - это ее политическое проявление, которое менялось в зависимости от исторических обстоятельств и специфики политического момента.
Международные обстоятельства могут дать сепаратистским планам достаточную критическую массу для осуществления их цели - отделения от Сербии и Югославии и создания «Великой Албании», особенно когда пропагандистская конструкция о якобы существующей угрозе для албанского национального меньшинства в Югославии находит определенное позитивное эхо за рубежом.
В вопросе Космета Сербия и Югославия защищают свой суверенитет, интегритет, равноправие граждан и национальных общин. Это, безусловно, европейские и универсальные ценности. Поэтому какие-либо меры и даже санкции против Югославии и Сербии в этой ситуации означают прямую поддержку сил, которые грубо нападают на эти ценности. А это - поклонники сецессионизма и терроризма, столкновений и передела международных границ, чего не может позволить ни одна ответственная власть. Югославия ожидает, что все правительства, парламенты, международные форумы, известные деятели и средства массовой информации поймут настоящие цели и увидят тех представителей, которые по-настоящему желают решить проблемы Космета, и, вместо односторонних опасных подходов и контр-продуктивных мер недвусмысленно осудят сепаратизм и терроризм и искренне направят свои усилия и влияние в направлении универсальных принципов в международных отношениях и поддержки прямого, безусловного диалога. Это, естественно, в интересах безопасности и стабильности в регионе и в Европе.
Напряженность и столкновения возникают в настоящее время в Космете прежде всего потому, что албанское меньшинство под давлением сепаратистских политических организаций и с поддержкой извне бойкотируют все общественные институции, в рамках которых они должны осуществлять свои права и свободы. В Космете проявляется крайний и агрессивный албанский национализм, сопровождаемый демографическим взрывом и попытками только логикой больших чисел осуществить право на реализацию сепаратистской цели - выхода территории Космета из состава государственной территории Сербии и присоединения ее в дальнейшем к Албании. При этом забывается, что с этой территории под давлением албанского террора выехало более 200 000 сербов, а на их место только с 1945 года до сегодняшнего дня с благословения тогдашних югославских властей поселились от 350 000 до 400 000 людей, бежавших из Албании. Таким образом, долгое время насильственно менялась этническая структура населения в Космете, создавались условия для того, чтобы албанцы выступили на международной политической сцене с требованием предоставить им отдельное государство.
Мы готовы продолжить переговоры повсюду, где можно прийти к политическому решению. Это для нас абсолютный приоритет. Мы - за мирное решение, за широкую автономию в рамках Сербии и Югославии, за равноправие всех национальных общин. Но также мы уверены в том, что нет такого места и таких переговоров, где мы можем отдать Космет, разрешить раздел или создание третьей республики. Если бы мы на это согласились, мы бы отреклись от самих себя. Мы бы предали своих граждан, и сербов, и албанцев, и всех остальных граждан, которые проживают в Космете, кто хочет там остаться и жить в мире и равноправии.
С уважением,
Миливое Лончаревич,
первый советник Посольства
СР Югославии в Киеве