Но не всякий
Итак, разрешился вопрос, так долго волновавший политическую элиту страны. Отныне народные депутаты Украины будут делиться на две категории: на тех, кто может совмещать нелегкий парламентский труд с работой в других структурах государственного управления, и на тех, кто такого права лишен.
К первой категории относятся парламентарии, избранные до подписания Конституционного договора. На то время, как выяснили толкователи Основного Закона, в нашей стране разрешалось депутатам подрабатывать «на стороне».
Ко второй категории принадлежат те избранники, которые получили мандат уже после подписания Конституционного договора. Ибо этот документ ввел правило: депутат не может совмещать свою работу со службой в органах госвласти.
Вот такой смысл вердикта, вынесенного Конституционным судом после рассмотрения первого в его истории дела. Судьи, таким образом, воспользовались принципом: закон не имеет обратной силы.
Решение Конституционного суда окончательное, обжалованию не подлежит.
На состоявшейся пресс-конференции председатель Конституционного суда Иван Тимченко сообщил журналистам, что «это решение далось нам нелегко». Некоторые судьи голосовали «против», двое написали особое мнение.
По мнению экспертов УЦЭПИ, Конституционный Суд принял выверенное правовое решение
Действовавшая в 1994 г. Конституция предусматривала, что депутаты выполняют свои обязанности, не прекращая, как правило, свою основную деятельность.
Избирательное законодательство того же периода требовало формирования парламента на профессиональной основе, что противоречило конституционным нормам, а значит, не имело юридической силы для депутатов, избранных до принятия Конституционного договора 8 июня 1995 г.
Толкование Конституционным судом положений Конституции есть обязательным к исполнению всеми государственными органами. А это значит, что будут пересмотрены 16 уже принятых решений судами общей юрисдикции и значительная часть депутатов, лишенных мандатов, будут восстановлены в правах. Прекратятся дискуссии в парламенте и абсолютное большинство из 62 народных депутатов будут и дальше успешно совмещать свою парламентскую работу с любой другой деятельностью, сохранив за собой более «хлебные» должности исполнительной власти и запасные депутатские позиции с надежными гарантиями депутатской неприкосновенности.
Сложности возникнут у чересчур законопослушных экс-депутатов, добровольно отказавшихся от мандатов, чьи места успели занять новые и очень уважаемые люди. Скорее всего им придется смириться с постигшей их участью.
С точки зрения общегосударственных интересов, вполне допустимо совмещение депутатских мандатов с министерскими портфелями. Такая практика существует во многих парламентских республиках. Нет серьезных проблем и в противоположной ситуации. Что тоже подтверждает практика многих государств.
Обострение этого вопроса в Украине связано исключительно с политическими обстоятельствами.
Определенный период эта проблема находилась «в тлеющем» режиме, поскольку потеря даже 60-70 депутатов подрывала возможность нормальной работы Верховной Рады из-за ее «недоизбранности». Особую остроту эта ситуация приобрела после «конституционной» ночи. Произошло это потому, что депутаты-совместители были использованы руководством исполнительной власти не просто против тех или иных политических сил или в поддержку парламентских решений в интересах Президента и правительства. Упомянутая часть депутатского корпуса была сориентирована на действия против парламента как такового. Такой «управляемости» коллегам парламент простить не смог.
Кстати, это был один из серьёзных проколов команды Президента, которая в отличие от двух последних правительств так и не научилась работать с депутатским корпусом.
Сложившейся ситуацией умело воспользовалось руководство Верховной Рады, которое получило достаточно эффективные рычаги влияния на депутатов-совместителей. Ибо даже от очередности подачи материала в суд зависело очень многое. Обратим внимание лишь на один факт. Из 62 депутатов, совмещающих депутатские полномочия с другими обязанностями, лишь на 48 были поданы обращения в суд и только по 16 приняты решения.
Каковы общие итоги принятого КС решения? Безусловно, они стабилизируют парламент, все больше ориентировавшийся на предстоящие выборы, чем на рутинную законодательную деятельность. У исполнительной власти сохранятся большие возможности поддержки вносимых ими инициатив. Однако, это может не иметь никакого значения, если президентская челядь и дальше будет нецивилизованно и бездарно манипулировать этими голосами, как это происходило в последнее время.
Сохранится ряд фракций, которые могли бы быть обрезаны до безжизненности.
Ослабнут возможности руководства парламента в поисках тайных союзников и укрепится независимость некоторых правительственных мужей. В общем, парламентские бои переместятся на другие участки.
Власть имущие найдут новые поводы для междоусобиц, истощая себя и остатки жизненной силы страны.