Когда за дело берутся политики…

22 сентября, 2006, 00:00 Распечатать Выпуск № 36, 22 сентября-29 сентября 2006г.
Отправить
Отправить

21 сентября проект закона о Государственном бюджете Украины на 2007 год был официально представлен в парламенте и принят 249 депутатскими голосами к рассмотрению...

21 сентября проект закона о Государственном бюджете Украины на 2007 год был официально представлен в парламенте и принят 249 депутатскими голосами к рассмотрению. В целом процедура представления прошла по накатанной схеме. За исключением того, что первый вице-премьер Николай Азаров впервые читал свой бюджетный доклад на «украинской мове» и на ней же старался отвечать на вопросы. Но запала хватило ненадолго: уже ближе к обеду, в заключительном слове, Николай Янович снова перешел на русский.

Да, выступил новый председатель бюджетного комитета ВР Владимир Макеенко. Да, депутаты громко поругали правительство, преимущественно за недостаточное финансирование отраслей и сокращение ряда социальных программ. Но были и такие, кто Кабмин громко хвалил за последовательность в проведении инновационно-инвестиционной политики и преодоление «тяжелого экономического наследия». Однако мы бы не советовали именно сейчас выискивать, кто и что именно сказал и кто кого покритиковал. Увы, нынешний бюджетный процесс еще более убедительно, чем в прошлые годы, показывает, что высказывания политиков, ввиду их чрезмерной заостренности, нельзя ни в коем случае принимать за истину в последней инстанции.

Но некоторые претензии Минфин более чем заслужил, и тут ничего не попишешь. Хотя, может, правильнее было бы адресовать их самому законодателю?

Как, спрашивается, понять, чего добивалось правительство в пункте 16 ст. 76, приостанавливающей, в частности, действие частей 5 статей 12, 13, 14 и 15 Закона Украины «О статусе ветеранов войны и гарантиях их социальной защиты»? Если верить бюджетному законопроекту, то эта приостановка касается установленного законом размера выплат ежегодной денежной помощи ко Дню Победы. (Нет-нет, сами выплаты не отменяются, более того, повышаются. Просто специфика в Украине такая: несмотря на ежегодное повышение, их размер все-таки недотягивает до тех норм, которые прописаны в базовом законе). Но если откроем текст действующей редакции Закона «О статусе ветеранов войны…» на сайте Верховной Рады, то окажется, что пятые части упомянутых выше четырех статей вообще не помечены (это просто новые абзацы), а под значком 5) речь идет о скидках — на 100% (для инвалидов войны), 75% (участников боевых действий) и 50% (участников войны) по «плате за пользование коммунальными услугами (газом, электроэнергией и другими) и сжиженным баллонным газом для бытовых нужд в пределах средних норм потребления».

Поневоле порадуешься — как же замечательно, что большинство наших ветеранов не имеют в квартирах Интернета! Не то прибавилось бы работы «скорой помощи» — на почве чьей-то небрежности при составлении законов.

А вот статья 40 бюджета, напрямую увязывающая предоставление льгот, компенсаций, гарантий (государственных социальных гарантий), социальной помощи, помощи семьям с детьми и других социальных выплат с доходом, который дает право на получение налоговой социальной льготы, — это не выдумка и не ошибка, к нашему великому сожалению. Это позиция нынешнего правительства, которое настолько уверовало в собственную непогрешимость, что присвоило себе право переписывать социальные законы. Цитируем абзац 3 ст. 40: «Порядок предоставления льгот, компенсаций, гарантий (государственных (социальных) гарантий), социальной помощи, помощи семьям с детьми и других социальных выплат и определение их размера (подчеркнуто мной.— Н.Я.) устанавливается Кабинетом министров Украины».

Трудно сказать, как долго продержится эта статья, а также ряд других неприятных в социальном плане новшеств. Будем надеяться, недолго, потому что задний ход в вопросе о помощи при рождении ребенка министром финансов был дан уже во время представления бюджета. Николай Янович (по-простецки так!) пообещал депутатам, что помощь не будет выплачиваться только семьям, чей месячный доход превышает миллион гривен.

Нельзя не увидеть, что особой прочностью позиции анктикризисной коалиции пока не отличаются. И 23 голоса сверх минимально необходимых при первом бюджетном голосовании — это не тот перевес, который может обеспечить безоблачное для Азарова течение бюджетного процесса.

Да и повседневная жизнь подкидывает что ни день, то большие сюрпризы. Еще в четверг самым большим вопросом для баланса бюджета казались цены на газ в 2007 году. В пятницу, после преодоления 340(!) голосами очередного президентского вето на закон о моратории на повышение коммунальных тарифов, наши парламентарии, возможно, прославили себя в веках, а возможно, обеспечили всей стране бодряще-холодную зиму. Это ж надо додуматься — вернуть тарифы на уровень 1 января 2006 года вплоть «до установления размера минимальной заработной платы и пенсий на уровне прожиточного минимума и до погашения задолженностей по выплате заработной платы, стипендий и денежного обеспечения». По украинским меркам, это — почти навсегда (или до решения Конституционного суда).

Единственное на сегодня достижение — это установление минимальной пенсии на уровне прожиточного минимума для пенсионеров. Но и эта мера вызвала огромный дефицит Пенсионного фонда, который не удается преодолеть вот уже почти два года. Минимальная зарплата на уровне прожиточного минимума? Если исходить из минимума для трудоспособных, то уже с 1 января 2007-го она должна составить 525 грн., а с 1 октября — 548. Правительство же обещает 400 грн. с 1 декабря с.г. и 450 грн. — с 1 декабря 2007-го. Разница между 525 и 400 в масштабах страны, по самым грубым прикидкам, — свыше 15 млрд. гривен.

Хорошая у нас страна, добрая...

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК