Признаемся откровенно: такой прыти от «четверочников» мы не ожидали. За два прошедших месяца после московской встречи президентов России, Казахстана, Беларуси и Украины Группа высокого уровня (ГВУ) по созданию единого экономического пространства (ЕЭП) собиралась уже три раза и даже успела «нарисовать» какой-то проект концепции формирования этого не очень благозвучного ЕЭПа.
За два месяца также вполне четко прояснилось, что вкладывает в понятие «единого экономического пространства» каждая из сторон, кто что и кого собирается строить и какими методами намерен это делать.
Также стало совершенно очевидным, что позиция Украины во многом не совпадает с позициями остальных участников «квартета».
На последнем заседании Группы высокого уровня, прошедшей на прошлой неделе в Москве, украинской делегации пришлось жестко отстаивать как минимум две собственные основные позиции. Во-первых, Украина не собирается тормозить свое вступление во Всемирную торговую организацию и переходить на переговорах с ВТО на российские условия. Во-вторых, будущее соглашение о формировании ЕЭП, по мнению украинской стороны, должно четко устанавливать этапность процесса, и осуществление следующих этапов должно базироваться на успешной и полной практической реализации предыдущих. В качестве же «первоочередной главной цели формирования ЕЭП» Киев предлагает создать работающую зону свободной торговли без изъятий и ограничений. «Украина исходит из того, что формирование такого пространства не должно противоречить ее курсу на европейскую и евроатлантическую интеграцию и препятствовать скорейшему вступлению страны во Всемирную торговую организацию», — говорится в недавнем заявлении главы пресс-службы украинского МИД Маркияна Лубкивского. Накануне же заседания ГВУ в Москве, когда внешнеполитическое и экономическое ведомства страны готовили генеральные директивы для украинской делегации, министр экономики и по вопросам европейской интеграции Валерий Хорошковский высказался вполне определенно: «Красной чертой, которую нельзя переходить при переговорах по единому экономическому пространству, является суверенитет Украины, право самостоятельно определять собственную политику».
Россияне же (с безропотно примкнувшими к ним казахами и белорусами), как известно, хотят строить все и сразу, «запускать четыре работы одновременно», то есть пытаться сразу создавать экономический союз. Недавно, говоря о перспективах ЕЭП, вице-премьер РФ Виктор Христенко заявил, что в случае, если стороны останутся лишь на уровне зоны свободной торговли, это будет пессимистичным вариантом, и при последовательном развитии создаваемой структуры ни к какой цели прийти в итоге не удастся.
Позиция же Украины вполне понятна: бессмысленные упражнения по клонированию ЕврАзЭС ей совсем не нужны, ведь клонировать можно только что-то живое и здоровое, а большинство интеграционных объединений на постсоветском пространстве в настоящее время либо находятся в анабиозе, либо уже тихо почили в бозе. И потом, как можно замахиваться сразу на экономический союз с Россией, если наши соседи элементарно не выполняют многие предыдущие договоренности и подписанные соглашения, не доводят до конца ни одно начатое интеграционное дело? Кроме того, весьма настораживают и совершенно прозрачные намеки россиян на то, что в случае официального согласия Украины строить ЕЭП в том виде, в котором его видят остальные участники «четверки», Россия готова «пожертвовать» Киргизией и Таджикистаном и бросить на произвол судьбы ЕврАзЭС. Но хорошо известно, что единожды предавший может предать вновь. Где гарантия, что и нас на каком-то этапе не «кинут» ради каких-то очередных высоких российских целей? Так что для начала россиянам необходимо как минимум восстановить доверие к себе. Создайте действительно работающую зону свободной торговли, докажите на деле свою готовность не только прислушиваться к мнению партнеров и идти на компромиссы, но и платить реальную цену за реализацию своих грандиозных интеграционных идей.
Например, не праздный вопрос: готовы ли россияне, в случае согласия Украины без оглядки предаться «еэпоинтеграции», обсуждать единый подход к ценообразованию на энергоносители? Внятных и твердых обещаний на сей счет украинская сторона пока не слышала. Напротив, нам пока намекают, что хорошо было бы согласовать тарифы на транспортировку энергоносителей. Оно и понятно, ведь, как отмечают эксперты, для того чтобы добиться эффективности ЕЭП, россияне будут пытаться минимизировать непроизводственные издержки, в том числе и транспортные.
Все очень просто: разницу между ценой реализации газа западнее Украины и себестоимостью его добычи можно сделать больше за счет снижения транспортного тарифа. То есть, скорее всего, РФ будет стремиться «подровнять» его в рамках ЕЭП до уровня внутрироссийского. По самым общим прикидкам, Украина в этом случае может потерять более двух миллиардов долларов. Кто и как нам возместит прямые убытки?
Даже если россияне вдруг и согласятся продавать нам энергоносители по своим внутренним ценам, то это будет плата, за которой снова-таки последует наша горькая расплата. Выставленной Россией ценой за дешевый газ может стать украинский отказ (причем юридически закрепленный — например, в новых Основах внешней политики) от всех нынешних внешнеполитических приоритетов Украины. Либо изменение структуры собственности нашей экономики: минимизация доли украинской госсобственности в ключевых отраслях в пользу РФ.
Но в действительности дешевый газ — это только хорошая приманка. Вряд ли россияне, даже ради великих политических целей, пойдут на значительные убытки не только для бюджетов страны и «Газпрома», но и многих сфер российского бизнеса. Даже сегодня с нынешними ценами на энергоносители украинские производители успешно конкурируют со своими российскими коллегами на российском же рынке.
Многолетний опыт «добрососедства» показывает: Россия старается вынудить всех делать то, что выгодно только ей. Еще одним ярчайшим доказательством этого утверждения служат мощные усилия российской стороны уговорить или заставить остальных партнеров по «четверке» отказаться от мысли самостоятельно вступить во Всемирную торговую организацию и полностью подчиниться российской позиции. В этой ситуации для Украины вступление в ВТО из экономической проблемы превратилось уже в геополитическую. Ведь в случае передачи России права говорить с Женевой от имени Украины Киев тем самым продемонстрирует также и Брюсселю, и Вашингтону, и всему остальному миру, что отныне все «украинские» вопросы нужно решать только в Москве.
Россияне перевели дискуссию в острую фазу и настойчиво требуют от Киева сказать «да» или «нет». При этом, как свидетельствуют участники переговоров, россияне ведут себя так, как будто Украина стоит на коленях и находится на грани выживания. Причем дыхание в ней еще теплится исключительно благодаря российскому рынку. При этом никто почему-то не удосуживается взглянуть хотя бы на несколько красноречивых цифр: за период с 1994 г. по 2002 г. доля украинского экспорта в Россию снизилась с 50% до 17,8%, в то время как в страны ЕС выросла за тот же период с 7% до 19,2%.
«Тертые» отечественные переговорщики подметили одну любопытную закономерность: после двух-трех месяцев участия в переговорах с россиянами даже слывшие ранее «пророссийскими» украинские политики становятся «свідомими патріотами». Поскольку россияне даже не утруждают себя заботами о том, чтобы завернуть свою «конфетку» в привлекательную «обертку». Бесплодный опыт запихивания Украины в ЕврАзЭс прошел для них даром и не научил воздержанию хотя бы от таких дефиниций, как «наднациональные структуры», «общая валюта» и пр., действующих подобно «красной тряпке» на значительную часть как украинского политикума, так и украинского общества.
В последнее время, отмечают отечественные эксперты, россияне вернулись к худшим образчикам своих методов работы начала 90-х гг. Так же, как в свое время было с Ялтинским коммюнике (по которому Украина едва не лишилась всего Черноморского флота), российская сторона снова старается подсунуть украинцам какой-нибудь документ собственного написания в самый последний момент без подготовки и предварительного изучения его украинскими экспертами. Так было год назад в Одессе с трехсторонним заявлением президентов России, Украины и Молдовы по «расширению участия» двух последних в ЕврАзЭС. Так было два месяца назад в Москве, когда нашему Президенту вдруг предложили поучаствовать в создании ЕЭП.
А по сравнению со свежайшими тактическими «находками» Кремля «безгалстучно-загалстучная дипломатия» Бориса Ельцина кажется просто детской и наивной.
Как известно, в последнее время Москва жестко давила на Киев с тем, чтобы тот отозвал уже подписанные со странами—членами ВТО протоколы о доступе на рынки товаров и услуг. Такие действия, по сути, были бы равносильны отказу Украины от вступления в эту организацию в тот момент, когда даже, например, представители Еврокомиссии признают, что она может сделать это в ближайшем будущем. Понятно, что Киев на подобный безумный шаг не пошел, более того, «дозрел» до подписания протокола с Европейским Союзом. Прекрасно понимая, что после этого этапного в отношениях Украины с ЕС и ВТО события многим надеждам кремлевских мечтателей не суждено будет сбыться, россияне буквально накануне визита украинской делегации в Брюссель в середине прошлого месяца позвонили в Киев на Банковую и «просветили» некоторых тамошних обитателей по поводу «ужасной невыгодности» для Украины готового к подписанию документа. (Хотя, к слову, один из главных российских переговорщиков — замминистра экономического развития РФ Максим Медведков — как-то во время консультаций признался своим украинским коллегам, что если бы он имел возможность подписать такой протокол, то он бы скорее застрелился, чем отозвал его назад.)
Насколько известно «ЗН», президентский звонок застал украинскую делегацию, когда самолет, направлявшийся в Брюссель, был уже в воздухе. И поскольку, к сожалению, не все ее высокопоставленные члены на тот момент успели ознакомиться с готовым к подписанию документом, то его судьба также на какой-то момент повисла между небом и землей. Но, слава богу, на борту все же нашелся человек, не только хорошо знакомый с сутью документа, но и сумевший и успевший четко пояснить главе государства необходимость его подписания до того, как связь с Президентом прервалась…
Через несколько дней В.Христенко выразил сожаление, что украинская сторона якобы не выполняет некоторых договоренностей по вопросу вступления в ВТО, в частности, заключив ряд соглашений с Европейским Союзом без консультаций со странами «четверки».
Вы думаете, после этого у российской стороны опустились руки? Напротив. Теперь ей захотелось детально ознакомиться с содержанием подписанных Украиной протоколов с членами ВТО. Опять же, позвонив напрямую в некоторые кабинеты на Банковой, россияне попросили, чтобы украинская делегация, готовившаяся через пару дней лететь в Москву на заседание ГВУ, «прихватила» с собой интересующие наших русских друзей протоколы. Ну откуда Леониду Даниловичу, не являющемуся экспертом в вопросах ВТО и озабоченному подготовкой референдума и предстоявшим Афинским саммитом, было знать, что этого нельзя было делать? Вот он и распорядился, чтобы «прихватили».
На самом же деле в Москве наверняка уже давно имели возможность ознакомиться с украинскими протоколами (российская разведка у нас работает хорошо). И интересовала россиян опять-таки политическая сторона этой «операции»: во-первых, продемонстрировать миру податливость Украины и ее готовность во всем советоваться со «старшим братом», а во-вторых, окончательно подорвать доверие к нашей стране и максимально осложнить, если не прервать вообще, дальнейший путь Украины к членству в ВТО. (Хочется надеяться, что людям, сначала пытавшимся убедить Президента, а затем активно воплотить в жизнь российское пожелание о передаче протоколов в Москву, известно о наличии в Уголовном кодексе Украины статьи за разглашение государственной тайны).
Успокоим наших читателей: и на этот раз все вроде бы обошлось. Как стало известно «ЗН», Министерство экономики и по делам европейской интеграции Украины обратилось в секретариат ВТО с официальным запросом, и ответ этой организации помог украинской стороне достойно выйти из сложившейся ситуации.
О том, каков же был ответ ВТО и какую позицию затем отстаивала украинская делегация на переговорах в Москве, «ЗН» попросило рассказать их участника — госсекретаря экономического ведомства Украины Валерия ПЯТНИЦКОГО:
— Одним из вопросов, настойчиво выносимым на повестку дня нашими партнерами, является вступление в ВТО. Во время консультаций и переговоров они настоятельно нас просили передать им протоколы, которые мы уже подписали с рядом членов ВТО. Особенно их интересовал протокол с Европейским Союзом. Наши партнеры совершенно четко отдают себе отчет в том, что именно этот документ — наиболее всеобъемлющий, базовый и что заложенные в него параметры близки к тем, с которыми Украина будет вступать в ВТО.
Нам говорят: мы же должны знать, на каких параметрах будем создавать единое экономическое пространство, что будет дальше, что вы подписываете. На что мы отвечаем: но, господа, вы-то еще ничего не подписали (как известно, Россия избрала иную стратегию вступления в ВТО и пока вообще не подписывает протоколы с ее членами. — Т.С.). И то, что вы нам предлагаете в качестве вашей переговорной позиции, является пока что вашей мечтой.
Ведь сегодня есть действующий тариф, и есть тот, который вы предлагаете ВТО, который еще только обсуждается и о котором, естественно, еще не договорились. И разница между ними иногда весьма значительна. Мы тоже можем помечтать, что, например, представим в ВТО 25% при том, что у нас сегодня, скажем, 5%, и это там кто-то воспримет. Но организация не сегодня родилась, государства в ней представлены серьезные, и анализ показывает, что в конечном итоге все страны сходятся на уровне, хотя бы близком к действующим тарифам. Поэтому до тех пор, пока наши партнеры мечтают, а мы подписываем протоколы, сравнивать реальное с виртуальным крайне сложно.
В этой ситуации понятно, что у нас появился совершенно резонный вопрос: насколько будет корректным, если мы предоставим свои реальные переговорные позиции, еще не завершив процесс переговоров?
Ведь вступление в ВТО состоит из множества шагов, и любой протокол с отдельно взятой страной является промежуточным этапом. И все эти протоколы могут быть совершенно разными. Только в конце процесса мы сводим все воедино и получаем всеобъемлющий протокол, который и ложится в основу окончательного соглашения. А когда мы ведем переговоры с каждой страной отдельно, то каждая из них не знает, о чем мы договорились с другими. Нам легче вести переговоры и что-то подписывать, не разглашая своих позиций. Это как в преферансе: трудно играть, когда партнер знает все твои карты.
Например, если у нас совпадают запросы нескольких стран на один и тот же товар и кто-то у нас просит больше того, чем мы уже с кем-то договорились, то нам легко изобразить движение навстречу этим пожеланиям и проявить твердость уже по другим позициям. Это своеобразная игра и обычный ход переговоров. Поэтому мы вынуждены были искать объяснение, почему не даем свои протоколы.
Руководители четырех государств выразили свое мнение по поводу необходимости создания единого экономического пространства, что предполагает определенную степень открытости, предсказуемости и т. п. Но пока получается несимметричная открытость с нашей стороны, так как нам наши партнеры предлагают виртуальность плюс ослабление наших переговорных позиций. Поэтому мы начали искать вариант вежливого отказа и обратились, в частности, в секретариат ВТО с запросом, а какова же его практика. И получили короткий и четкий дипломатичный ответ: секретариат ВТО до окончания переговоров все промежуточные протоколы содержит в режиме конфиденциальности, и в ближайшее время пересмотр правил доступа к базе данных всех результатов переговоров не предусмотрен.
Понятно, что все наши соглашения хранятся в режиме конфиденциальности не только потому, что ее нарушение может повредить нам, а потому, что результаты переговоров являются достоянием, по крайней мере, двух сторон. Например, Украины и Европейского Союза. Ведь ЕС в то же время ведет переговоры с Россией, Казахстаном, Белоруссией. И обнародование Украиной в одностороннем порядке наших результатов в определенной мере будет влиять и на их позицию. А потом может возникнуть такая ситуация, что мы вдруг захотим что-то изменить в нашей двусторонней договоренности с ЕС. Но если до этого мы обнародуем результаты переговоров, то наши европейские партнеры вполне резонно могут ответить: господа, если бы сохранялся режим конфиденциальности, то это можно было бы сделать, но когда это стало достоянием публичного рассмотрения и вы ослабили нашу переговорную позицию, почему мы должны идти вам навстречу?
Так что в достаточно чувствительной для нас ситуации мы получили от ВТО вполне четкий ответ. И на последнем заседании Группы высокого уровня 16 апреля с соответствующими пояснениями абсолютно четко заявили: в совершенно детальном формате, в котором подписываются эти протоколы, мы эту информацию предоставлять не будем. Но будем искать формулы информационного обмена и консультаций.
Казахи и белорусы занимают совершенно зависимую позицию и говорят, что они идут в ВТО на условиях, в основу которых положены базовые российские. А россияне очень настойчиво предлагают принять их и нам. В такой ситуации мы снова сказали «нет», мы на таких условиях идти не готовы, у нас своя экономика, своя сложившаяся структура экспорта-импорта, свои тенденции развития.
В создании каких-то зон свободной торговли и таможенных союзов надо стартовать все-таки с каких-то исходных точек. Наша позиция совершенно четкая: давайте сначала приведем все к единому знаменателю. Всемирная торговая организация — это своеобразный знак качества, соответствие каким-то базовым принципам. Сначала нам всем нужно стать членами ВТО, а тогда уже можно начинать интегрироваться, но не в ущерб третьим странам, не в ущерб своим отношениям с ними, а в дополнение к ним. А до членства в ВТО мы можем так или иначе развивать наши отношения, сложившиеся в рамках СНГ, ведь уже есть подписанные документы, например соглашение о зоне свободной торговли СНГ. И когда россияне говорят: «Так оно же не работает!», у нас резонный вопрос: «А почему же вы его не ратифицировали?»
В принципе, россияне потенциально готовы даже отложить вступление в ВТО, чтобы сначала мы создали единое экономическое пространство, приняли единые тарифы, единые условия на рынке услуг, единые правила конкуренции, дошли даже вплоть до единой валюты, и только после этого мы, такие сильные, гордые и независимые, пойдем все дружно в ВТО и навяжем всему остальному миру нашу волю. Создается такое впечатление, что собираются строить систему, основанную совсем на иных, чем в ВТО, правилах.
Россия снова хочет создать нечто огромное, самодостаточное, производящее у себя абсолютно все. Но при этом, считают они, нам нужно отгородиться от всего остального мира, ощетиниться и четко дать всем понять: вы сами по себе, а мы сами по себе.
Россия говорит нам, что поскольку она в «четверке» — самое экономически мощное государство с самой диверсифицированной экономикой, интересами и переговорной позицией в рамках ВТО, то мы все должны ее принять, расслабиться, а россияне все за нас сделают. Эта позиция для нас неприемлема Чуда не бывает. Так в ВТО на российских условиях может вступить только Россия. И никакая Беларусь, никакой Казахстан или Украина на условиях России никогда туда не вступят. Нет в истории прецедента, чтобы у двух стран были одинаковые условия вступления. Даже у двух стран-соседей, находящихся на близком уровне развития. Если мы согласимся на условия России, то поставим крест на процессе вступления в ВТО и совершенно четко дадим сигнал о том, что нам не нужен экономический суверенитет. А за потерей экономического суверенитета последует все остальное: мы просто пристроимся в хвосте России и будем плыть по ее течению.
* * *
Для реального, а не декларативного определения вектора своего развития у нашей страны осталось очень мало времени. После иракской войны уже начался передел системы международных отношений, а расширение в 2004 г. Европейского Союза и президентские выборы как у нас, так и в России создают для Украины просто ситуацию цейтнота. И бороться за то или иное свое будущее ей придется самостоятельно, поскольку битвы за Украину не будет. Европейцы для этого слишком трусливы и зависимы от России, американцы же слишком заняты.
Даже самые оптимистичные по натуре отечественные дипломаты признают, что для Украины сейчас стало чрезвычайно актуально даже не продвинуться на пути евроинтеграции, а хотя бы удержать завоеванные позиции.
Последние события показали, что украинцы, проявляя обычную гибкость, все-таки могут демонстрировать и твердость.
После Афинского саммита, будем надеяться, стало тверже и прочнее и украинское «слабое звено». Прорвав дипломатическую блокаду и проведя множество встреч с самыми уважаемыми европейскими лидерами, после первого в жизни европейского «семейного фото» на память, где уже никто не вспоминал о французском протоколе, после того как дрогнули и признали европейскую перспективу Украины такие ранее непоколебимые глыбы, как Жак Ширак и Гюнтер Ферхойген, Президент вернулся из Греции окрыленным и воодушевленным.
Как заметил в одной из бесед с журналистами госсекретарь по вопросам евроинтеграции украинского МИД Александр Чалый, Евроконференция в Афинах «ознаменовала для Украины поражение всех тех внешних и внутренних сил», которые хотели «сформировать сигнал, что по результатам Афинской конференции Украина не имеет шансов на евроинтеграцию. Сегодня эти силы стопроцентно проиграли».
Однако не стоит расслабляться. Они еще обязательно попытаются взять реванш.